НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 № 13АП-1723/2014

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 марта 2014 года

Дело № А26-4849/2013

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2014 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,

при участии: 

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-1723/2014 )  ОАО "Олонецлес"на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 18.11.2013 по делу № А26-4849/2013 (судья Шалапаева И.В.), принятое

по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия

к ОАО "Олонецлес"

об обязании,

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Открытому акционерному обществу "Олонецлес" (далее -  Общество) об обязании выполнить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, использованию лесов, а именно: устройство и уход за противопожарными минерализованными полосами, формирование лесного насаждения к переводу лесных культур в покрытые лесной растительностью земли, в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

            До принятия решения Министерство уточнило предмет иска и вместо требования по формированию лесного насаждения к переводу лесных культур в покрытые лесной растительностью земли просило присудить обязанность по выполнению рубок ухода (осветление) в соответствии с заявленными в проектах рубок ухода от 03.06.13 проектируемыми характеристиками насаждения.

Решением от 18.11.2013г. иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе, поданной Обществом, ответчик просит решение отменить в части обязания выполнить работы по устройству и уходу за противопожарными минерализованными полосами и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части. Податель жалобы подтвердил заявленные в суде первой инстанции возражения на исковые требования в указанной части о выполнении в 2011 году мероприятий по устройству и уходу за минерализованными полосами.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.

Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между сторонам заключен договор аренды лесного участка №74-з от 22.12.2008 года, в соответствии с которым Общество обязалось не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 4.4.2); выполнять требования по неистощительному, рациональному и равномерному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные лесным законодательством (пункт 4.4.5); соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации (пункт 4.4.14); выполнять на переданном в аренду лесном участке работы по охране, защите, воспроизводству лесов в объёмах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением №6 к договору (пункт 4.4.15).

По результатам работы по государственной инвентаризации лесов в части оценки мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов 2011 года представителями филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Кареллеспроект» (далее - ФГУП «Рослесинфорг») в период с 3 августа по 5 октября 2012 года установлено, что ряд работ по охране, защите и воспроизводству лесов Общество выполнило с нарушением требований лесного законодательства.

В части устройства противопожарных минерализованных полос и ухода за ними проверкой установлено, что в кварталах 137 (выделы 13, 17.13), 152 (выделы 12, 19, 28, 24, 27, 35. 40), 117 (выделы 43. 52), 122 (выделы 5, 6, 7. 13, 14), 120 (выделы 4-7), 121 (выделы 2. 3). 123 (выделы 16. 25). 175 (выдел 54). 12 (выделы 8. 9. 16, 25-27) мероприятия не проводились. В части мероприятий, связанных с подготовкой к переводу лесных культур в покрытые растительностью земли в квартале 158 (выделы 43. 45) проверкой установлено несоответствие таксационных показателей лесных культур параметрам, установленным к 2 категории   покрытых   лесной   растительностью земель. Это несоответствие выразилось в преобладании мягколиственных пород.

Данные факты подтверждены актами натурного осмотра лесных участков с оценкой мероприятия (использования лесов) при государственной инвентаризации лесов от 17.08.2012 года за №№31, 32; от 23.08.2012 года за № 38; от 07.09.2012 года за №№ 47, 48, 49, 50. 51, 52, 53; от 10.09.2012 года за № 56. Акты составлены сотрудниками ФГУП «Рослесинфорг» по результатам проверки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, проводимой на территории Олонецкого лесничества в 2012 году.

Актами натурного осмотра лесного участка с оценкой мероприятия от 17.06.13 года Министерством подтверждено, что выявленные при натурном обследовании в 2012 году на арендованной Обществом территории нарушения не устранены, после чего Министерство обратилось в суд с настоящим иском. При рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции заслушивались пояснения специалистов: лесничего Видлицкого участкового лесничества Тухлеева Ю.А. и руководителя группы по оценке эффективности мероприятий по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов в Олонецком лесничестве 2012 году, сотрудника ФГУП Рослесинфорг» Гусарова В.В.

Из пояснений данных специалистов следует, что Общество под видом работ «устройство минерализованных полос» фактически выполнило работы по устройству и содержанию дорог, поскольку боковые канавы, служащие для осушения земляного полотна проезжей части, сданы Обществом  как минерализованные полосы. В части работ по рубкам ухода в молодняках специалист Тухлеев Ю.А. пояснил, что запланированные Обществом в проекте рубок ухода па 2013 год работы по осветлению выполнены им без соблюдения проектируемой характеристики насаждений, что влечет преобладание мягколиствеиных пород, мешающих росту хвойных пород.

Согласно частям 1, 2, 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик.

Государственная инвентаризация лесов проводится, в том числе, в целях оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства №207 от 06.06.11 (далее - Порядок), государственная инвентаризация лесов, расположенных на землях лесного фонда, отнесена к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства.

В соответствии с пунктом 7 Порядка при оценке мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами выполняются:

а) получение и анализ исходных данных на объект работ (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты выполнения мероприятий и разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, информация о выполнении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, данные статистической отчетности и иные материалы);

б) планирование (отбор) конкретных лесных участков (лесотаксационных выделов) для натурного обследования методом случайной выборки;

в) натурные обследования лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, использование лесов были выполнены в предшествующем обследованиям году;

г) оценка эффективности выполненных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, соответствие их лесоводственным требованиям;

д) оценка использования лесов в соответствии с действующим законодательством;

е) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ.

При проведении проверки на территории Олонецкого лесничества по результатам мероприятий 2011 года ФГУП «Рослесинфорг» являлось исполнителем работ по государственной инвентаризации лесов, которому были делегированы соответствующие полномочия Рослесхоза.

У арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для критической оценки выводов специалистов ФГУП «Рослесинфорг» о неудовлетворительной оценке мероприятий 2011 года.

Арбитражный суд первой инстанции обоснованно принял во внимание и учел ссылки специалиста Гусарова В.В. на пункты 3.2.4, 3.2.5 Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах, утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России 17.11.97, пункт 2.4 Рекомендаций по созданию противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24.03.99 №68, пункт 1 ОСТ 56-103-98, утвержденного приказом Рослесхоза от 24.02.98 №38, по смыслу которых создание минерализованных полос, как охранных линий для создания защитных противопожарных полос, является мероприятием, отличным от устройства лесных дорог.

В частности, Отраслевой стандарт «Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы», предназначенный для определения качества созданных минерализованных полос, не распространяется на искусственные разрывы в виде автомобильных дорог.

По смыслу пункта 2.4 Рекомендаций по созданию противопожарных полос прокладкой минполос параллельно дороге па расстоянии 20-25 метров до нее с двумя короткими полосами по концам защитной полосы образуется замкнутая территория лесного фонда, ограниченная барьерами, препятствующими распространению лесных пожаров.

В свою очередь, из пункта 4.2.89. параметров поперечного профиля дороги, приведенных в Инструкции по проектированию лесозаготовительных мероприятий, утвержденных приказом Миплесбумпрому СССР от 10.08.82 №236, следует, что земляное полотно проезжей части и обочины лесовозных дорог отделяется от прилегающей местности откосами или боковым канавами, которые служат для осушения земляного полотна и отвода поверхностной воды.

Примыкающие к лесовозным дорогам боковые канавы по определению не являются минерализованными полосами, а их устройство не может рассматриваться как выполнение работ по устройству минерализованных полос, на что обоснованно указал суд в решении.

При таких обстоятельствах оснований для изменения решения суда апелляционный суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 18.11.2013г. по делу №  А26-4849/2013   оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

В.М. Горбик

 О.Р. Старовойтова