НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 № 13АП-27/2024

1320/2024-29075(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Геворкян Д.С., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Колосовым М.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: ФИО1 по доверенности № 15 от 18.09.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-27/2024) ООО "Союз "Недвижимость" на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2023 по делу № А26-8975/2023  (судья Гарист С.Н.), принятое 

по заявлению ООО "Союз "Недвижимость"

к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия  о признании незаконным требования, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Союз «Недвижимость» (далее -  Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия  с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике  Карелия (далее - Управление, налоговый орган) о признании незаконным  требования об уплате налога на имущество в отношении объектов незавершенного  строительства с кадастровыми номерами 10:05:0000000:2286, 10:05:0000000:2333,  выразившееся в Сообщении об исчисленных налоговым органом суммах  транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от  21.04.2023 № 3497612 (далее - Сообщение от 21.04.2023 № 3497612). 

Решением суда первой инстанции от 17.11.2023 в удовлетворении требования  отказано. 


В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции  отменить и удовлетворить заявленные требования. 

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что для  обложения по кадастровой стоимости имущества, указанного в п. п. 4 п. 1 ст. 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) необходимо учитывать  критерии расположения объекта на определенном земельном участке -  предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества,  садоводства или индивидуального жилищного строительства; объекты  незавершенного строительства с кадастровыми номерами 10:05:0000000:2286,  10:05:0000000:2333, расположены на земельных участках с видом разрешенного  использования "для размещения промышленных объектов" не обладает признаками  объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как  его кадастровая стоимость, так как не находится на земельном участке,  предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества,  садоводства или индивидуального жилищного строительства. 

В судебном заседании представитель Управления с доводами жалобы не  согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой  инстанции оставить без изменения. 

Общество, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы  надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило,  что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для  рассмотрения жалобы по существу. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела Общество применяет специальный налоговый  режим в виде упрощенной системы налогообложения. 

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости за  Обществом зарегистрированы два объекта незавершенного строительства с  кадастровыми номерами 10:05:0000000:2286, 10:05:0000000:2333. 

Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по  Северо-Западному округу от 26.07.2023 № 08-20/3029 апелляционная жалоба  общества оставлена без удовлетворения. 

Полагая, что сообщение о начислении налога на имущество за 2022 год не  соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и  законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в  арбитражный суд. 

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. 

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы  апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой  инстанции. 


В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны  уплачивать законно установленные налоги. 

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют  налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров  бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных  данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с  налогообложением. 

Общество применяет упрощенный режим налогообложения, предусмотренный  главой 26.2 НК РФ. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной  системы налогообложения организациями предусматривает, в частности, их  освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за  исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого  имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость  в соответствии с настоящим Кодексом). 

Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций  устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов  Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом  Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента  введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего  субъекта Российской Федерации. 

На территории Республики Карелия налог на имущество введен законом от  30.12.1999 № 384- ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики  Карелия» (далее - Закон № 384-ЗРК). 

В пункте 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской  Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из  кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах  1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения  субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов  определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. 

После принятия закона Российской Федерации, устанавливающего  особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости  имущества, переход к определению налоговой базы в отношении указанных  объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается. 

Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на  имущество организаций признаются организации, имеющие имущество,  признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. 

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для  российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе  имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение,  доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное  по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов  основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета,  если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. 


Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется  как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом  налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым  налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества  определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года  налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. 

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, пункту 4 статьи 1 Закона N 58-ЗС  налоговая база определяется, как кадастровая стоимость имущества в отношении  следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом  налогообложения: 

Статьей 3.1 Закона № 384-ЗРК определены виды имущества недвижимого  имущества, признаваемого объектом налогообложения, по которым налоговая база  определяется как кадастровая стоимость имущества. 

Пунктом 4 статьи 3.1 Закона № 384-ЗРК (в редакции от 26.05.2020)  предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость  имущества, в том числе в отношении таких видов недвижимого имущества,  признаваемого объектом налогообложения, как жилые дома и жилые помещения, не  учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке,  установленном для ведения бухгалтерского учета. Законом Республики Карелия от  27.03.2020 № 2462-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О  налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» пункт 4 статьи 3.1  Закона № 384-ЗРК изложен в редакции, совпадающей с нормой, установленной  подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. 

Новая редакция пункта 4 статьи 3.1 Закона № 384-ЗРК (в редакции от  27.03.2020) действует с 01 января 2021 года. Таким образом, начиная с налогового 


периода за 2021 год, для налогоплательщиков Республики Карелия такие виды  недвижимого имущества, как объекты незавершенного строительства, признаются,  объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как  кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр  недвижимости. 

Руководствуясь указанными нормами права, суд первой инстанции пришел к  правильному выводу, что поскольку в отношении объектов незавершенного  строительства налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, то в  силу положений, содержащихся в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ, применение  упрощенной системы налогообложения не освобождает Общество от обязанности  по уплате налога на имущество организаций. 

Отклоняя доводы общества о том, что положения подпункта 4 пункта 1 статьи  378.2 НК РФ следует толковать таким образом, что налоговая база определяется,  как кадастровая стоимость перечисленных в подпункте 4 объектов недвижимости  только в том случае, если все перечисленные в подпункте 4 виды недвижимости, в  том числе и гаражи, расположены на земельных участках, предоставленных для  ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или  индивидуального жилищного строительства, суд первой инстанции обоснованно  исходил из следующего. 

Анализ текста указанной правовой нормы показывает, что лексически она  представляет из себя сложносочиненное, использующее уточнения предложение. 

В отдельную семантическую группу в предложении выделены такие объекты  как жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного  строительства. В свою очередь, отдельно, после союза "а также" выделены такие  объекты как жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или  сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения  личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального  жилищного строительства. 

Таким образом, уточнение, содержащееся в правовой норме, о виде  использования земельного участка, распространяется на расположенные после  союза "а также" жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или  сооружения и не относится к жилым помещениям, гаражам, машино-местам,  объектам незавершенного строительства. 

Следовательно, назначение земельного участка "для ведения личного  подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального  жилищного строительства" учитывается при определении налоговой базы по налогу  на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости только в отношении  жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений. 

Судом первой инстанции при этом обоснованно учтена правовая позиция  Верховного суда Российской Федерации при толковании схожей по конструкции  правовой нормы, содержащей союз "а также" (определение от 13.01.2003 N 14-Г02- 35). 

Как верно отметил суд первой инстанции, основанием для налогообложения в  рамках статьи 378.2 НК РФ объектов незавершенного строительства, являются 


сведения об этих объектах, имеющиеся в ЕГРН (в том числе кадастровый номер) и  соответствующих первичных документах. Таким образом, объекты недвижимого  имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из  кадастровой стоимости при условии, что эти объекты поименованы в законе  субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии со статьей 378.2  Кодекса, сведения по ним имеются в Едином государственном реестре  недвижимости и по ним определена кадастровая стоимость. 

Из буквального содержания подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует,  что в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов  незавершенного строительства налоговая база по налогу на имущество  организации определяется исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от  назначения земельных участков. Назначение земельного участка "для ведения  личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального  жилищного строительства" учитывается только при определении налоговой базы по  налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении  жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений и сооружений. 

Иное толкование Обществом положений законодательства, а также иная  оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом  первой инстанции норм материального права. Доводов и доказательств, которые не  были исследованы судом и которые свидетельствовали бы о незаконности  обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не приведено. 

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и  всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы  суда о применении норм права соответствуют установленным по делу  обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не  имеется правовых оснований для отмены принятого решения. 

Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2023 по делу N А268975/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий О.В. Горбачева  Судьи 

Д.С. Геворкян

Л.П. Загараева