НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 № 13АП-15697/2015

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 августа 2015 года

Дело № А21-10229/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  М. Л. Згурской

судей  М. В. Будылевой, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания       А. В. Бебишевой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-15697/2015 )  ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» на решение  Арбитражного суда   Калининградской области от 27.04.2015 по делу № А21-10229/2014 (судья С. Н. Сычевская), принятое по заявлению ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области»

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области

3-е лицо: Министерство здравоохранения Калининградской области

о          признании недействительным требования

при участии: 

от заявителя: Абдурахманов С. И. (доверенность от 18.08.2015)

от ответчика: Марченко М. В. (доверенность от 12.01.2015 №04)

от 3-го лица: Названская Ю. С. (доверенность от 14.08.2015)

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наркологический диспансер Калининградской области» (ОГРН 1023901016040, ИНН 3906025507, место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 6а; далее – учреждение, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, г.Калининград, ул.Леонова, 49; ОГРН 1023900598150; ИНН 3904006756 (далее – фонд, ответчик) от 05.11.2014 №2328 о перечислении на счет фонда 10 840 334 руб. 61 коп. с назначением платежа «Возврат средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению» и штрафа в сумме 1 084 033 руб. 46 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Калининградской области (далее – министерство).

Решением суда от 27.04.2015 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе (с учетом поступивших в суд 17.08.2015 дополнений) учреждение просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает, что судом необоснованно не были приняты во внимание доводы о несоответствии оспариваемого требования статьям 37, 65 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ), статье 44 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон №3-ФЗ), постановлению Правительства РФ от 26.06.2008 №475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»; пункту 5 Правил организации деятельности наркологического диспансера и наркологической больницы; Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем Министра здравоохранения 01.09.1988 №06-14/33-14, пункту 16 Устава учреждения. Начиная с 2009 года учреждение включено в программу госгарантий, в связи с чем, расходы на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, в том числе заработная плата сотрудников кабинета, включены в расходы стационара и отнесены к параклиническим услугам. В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2013 №1000 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – постановление №1000) освидетельствование  на состояние алкогольного опьянения является составной частью базовой Программы ОМС. Доходы учреждения, получаемые за оказание платных услуг в рамках медицинского освидетельствования, не могут являться источником финансирования деятельности, осуществляемой  специалистами в связи с оказанием бесплатной медицинской помощи, в том числе  по направлению органов, указанных в пункте 2 статьи 44 Закона №3-ФЗ. Согласно письму Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 21.04.1999 №2510/4561-99-32 «О проведении медицинского освидетельствования в наркологических учреждениях» в случае, если обследуемый гражданин не согласен с результатами проведенного освидетельствования и по собственной инициативе обращается с просьбой о проведении повторного освидетельствования, таковое может расцениваться как дополнительная медицинская услуга и осуществляется за плату в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 №27. Следовательно, платные услуги предоставляются в порядке личной инициативы граждан и на иных условиях, чем предусмотрено территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и (или) целевыми программами, по желанию потребителя.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель фонда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, представитель министерства поддержал позицию подателя жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена плановая комплексная проверка деятельности учреждения за период с 01.01.2012 по 30.06.2014 – по территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС); с 01.01.2012 по 30.06.2013 – по средствам целевой программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы».

По результатам проверки составлен акт от 24.10.2014.

В ходе проверки установлено, что за проверяемый период работникам кабинета медицинского освидетельствования на состояние опьянения необоснованно начислена заработная плата из средств ОМС на сумму – 8 325 909 руб. 84 коп., что, включая страховые взносы на оплату труда в сумме 2 514 424 руб. 77 коп. (30,2%), составляет – 10 840 334 руб. 61 коп.

Фонд пришел к выводу, что в соответствии со статьей 306.4 главы 30, части 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) использование учреждением за период с января 2012 по май 2014 средств на цели, не соответствующие договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в сумме 10 840 334 руб. 61 коп. является нецелевым использованием средств  ОМС.

За использование средств не по целевому назначению начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составляет               1 084 033 руб. 46 коп.

Фондом в адрес учреждения направлено требование от 05.11.2014 №2328 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе плановой комплексной проверки с 01 по 24 октября 2014 года, согласно которому учреждению необходимо в срок до 19.11.2014 возвратить на счет фонда средства территориальной программы ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 10 840 334 руб. 61 коп.,  уплатить штраф за использование средств не по целевому назначению в сумме       1 084 033 руб. 46 коп., а также в срок до 24.11.2014 предоставить в фонд информацию по возмещению нецелевого использования средств, уплате штрафа и план мероприятий по устранению нарушений, отраженных в акте проверки.

Учреждение, не согласившись с требованием фонда, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Апелляционная инстанция считает, что суд, отказывая учреждению в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ).

Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с 01.01.2011 регулирует Закон № 326-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 326-ФЗ для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.

Частью 5 указанной статьи определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В силу статьи 3 Закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.

Согласно части 2 статьи 65 Закона №323-ФЗ освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является одним из видов освидетельствования.

В соответствии с пунктом 29 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 24.122013 № 1000, в рамках сверх базовой программы ОМС за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета, передаваемых бюджету Территориального фонда ОМС Калининградской области, осуществляется финансовое обеспечение, в том числе: первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу территориальной программы ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез. ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ (наркологические заболевания), включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ, ортодонтической помощи, оказываемой детям (за исключением лечения с использованием несъемных ортодонтических конструкций) в государственных медицинских организациях, а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную базовой территориальной программой ОМС.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения не осуществляется за счет средств ОМС и данный вид услуги за счет средств ОМС Программой госгарантий не предусмотрен.

Расходы, связанные с оказанием данного вида услуг, включая заработную плату работникам этого кабинета, не были включены в структуру тарифа в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и находились за пределами программы ОМС.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона №326-Ф3 страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства страховая медицинская организация направляет в медицинскую организацию на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с тарифом, утвержденным Тарифным соглашением на текущий финансовый год.

Типовой договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 № 1355н.

Пунктом 1 договора предусмотрено, что организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи, утвержденными постановлениями Правительства Калининградской области от 29.12.2011 № 1029 (на 2012 год), от 27.12.2012 № 1078 (на 2013 год), от 24.12.2013 №1000 (на 2014 год), не предусмотрено финансирование расходов на освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического и иного опьянения.

Фондом в результате проверки установлено, что в проверяемом периоде учреждение за счет средств территориальной программы оказывало медицинскую помощь в условиях стационара и амбулаторно поликлиническую помощь.

Оплата за оказанную медицинскую помощь осуществляется на основании реестров. Реестры по стационару и поликлинике формируются отдельно. Формы реестров являются приложением к Порядку организации и финансового взаимодействия субъектов и участников ОМС при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи, который ежегодно утверждается Тарифным соглашением.

Довод заявителя о том, что в проверяемом периоде расходы кабинета медицинского освидетельствования на медицинское освидетельствование были включены в структуру тарифа по стационару, является ошибочным и противоречащим положениям нормативных и ненормативных правовых актов, осуществляющим правовое регулирование обязательного медицинского страхования.

Данный вид услуг и его финансовое обеспечение находилось за рамками программы обязательного медицинского страхования.

Проведение освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не предусмотрено на федеральном уровне Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013.№ 932, на региональном уровне Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2013 № 1000.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не может осуществляться в рамках законодательства об обязательном медицинском страховании.

В силу части 3 статьи 65 Закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение медицинского освидетельствования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Устава учреждения проведение медицинского (наркологического) освидетельствования граждан на опьянение осуществляется за счет средств предприятий, организаций и граждан.

Положением о кабинете медицинского освидетельствования и должностными инструкциями работников кабинета предусмотрено, что услуги по освидетельствованию осуществляются платно.

Финансирование стационарных услуг осуществляется согласно поданным реестрам.

Заработная плата работников кабинета медицинского освидетельствования не имеет отношения к лечению больного, находящегося на стационарном лечении в данной медицинской организации, так как работник кабинета медицинского освидетельствования не принимает участия в лечении этого больного.

Согласно пункту  17.2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73, проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии в территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа. При проверке отражаются случаи расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Фонд обязан при выявлении случаев оплаты труда за счет средств ОМС, работникам, которые не участвуют в реализации территориальной программыотражать эти случаи в акте проверки и требовать восстановления средств, так как эти средства, являются средствами, использованными не по целевому назначению. Список работников кабинета медицинского освидетельствования с указанием заработной платы, выплаченной за счет средств ОМС, имеется в материалах дела.

Правомерно отклонен судом первой инстанции довод учреждения о несоответствии оспариваемого требования фонда положениям статьи 44 Закона №3-ФЗ.

В силу статьи 44 Закона №3-ФЗ, лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование (пункт 1).

Медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (пункт 2).

Расходы на медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, производятся за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 6).

В данной статье речь идет о соответствующих бюджетах, являющихся источником финансирования органов, указанных в пункте 2 статьи 44 которые выдали направления на медицинское освидетельствование.

Бюджет фонда не является источником финансирования этих органов.

В апелляционной жалобе общество не приводит доводов, которые не были бы оценены судом первой инстанции. Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения суда, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены.

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 27.04.2015 по делу №  А21-10229/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.Л. Згурская

Судьи

М.В. Будылева

 Н.О. Третьякова