ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
26 июля 2023 года
Дело №А21-9255/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Д. С. Геворкян, М. Г. Титовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания В. Э. Макашевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17624/2023) Управления ФНС России по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.04.2023 по делу № А21-9255/2022 (судья О. Д. Кузнецова), принятое
по заявлению ООО «Альфа Трейд Логистика»
к Управлению ФНС России по Калининградской области
о признании незаконными действий (бездействия)
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 30.12.2022), ФИО2 (паспорт)
от ответчика: не явился (извещен, не обеспечил подключение к онлайн заседанию)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Трейд Логистика» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - заявитель, общество), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее – управление) по невозврату обществу денежных средств в сумме 32 050 000 руб., внесенных заявителем 17.09.2021 в обеспечение исполнения обязательства об использовании специальных марок и оплате акциза на реализованную табачную продукцию.
Решением суда от 17.04.2023 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представитель управления, заявивший ходатайство о проведении онлайн-заседания, не подключился к судебному заседанию с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания), поскольку не обеспечил со своей стороны технической возможности к участию в онлайн-заседании при наличии технической возможности со стороны Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие управления, поскольку оно извещено надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.09.2021 общество обратилось в управление с заявлением о выдаче специальных марок.
По платежному поручению от 17.09.2021 № 449 на счет управления, открытый в Управлении Федерального казначейства по Калининградской области, обществом перечислена сумма обеспечения исполнения обязательства об использовании специальных марок в размере 32 050 000 руб.
По результатам рассмотрения указанного заявления и представленных документов 08.10.2021 управлением обществу выданы специальные марки в количестве 500 000 штук.
25.01.2022 обществом представлена налоговая декларация по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина за декабрь 2021 года, согласно которой реализована произведенная табачная продукция в объеме 9 970 штук, начисленная сумма акциза составила 32 691 630 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, уплата производителем акциза без применения налоговых санкций, за декабрь 2021 года должна производиться не позднее 25.01.2022.
В период с 22.02.2022 по 23.03.2022 общество оплатило в полном объеме начисленную сумму акциза в размере 32 691 630 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
02.03.2022 заявитель обратился в управление с просьбой обеспечить участие представителя территориального налогового органа при проведении уничтожения неиспользованных специальных марок на табачные изделия.
Письмом от 29.03.2022 № 12/11/07873 управление сообщило обществу о том, что 12.04.2022 налоговый орган направит представителя для участия при проведении налогоплательщиком уничтожения неиспользованных специальных марок на табачные изделия.
13.04.2022 общество обратилось в управление с заявлением о возврате обеспечительного платежа.
Письмом от 19.04.2022 № 12-11/10034 управление в ответ на обращение общества сообщило о перечислении 11.04.2022 суммы обеспечительного платежа в федеральный бюджет из-за нарушений срока уплаты акциза.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) табачная продукция признается подакцизным товаром.
В силу пункта 3 статьи 204 НК РФ уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится, исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ.
Согласно статье 18 «ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию» (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107), на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее - марки).
Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Изготовление специальных (акцизных) марок, их приобретение изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировка ими табачной продукции, учет и уничтожение поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификация осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
В соответствии с пунктами 3 - 6 Правил изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 № 27 (далее - Правила), специальные марки приобретаются лицами, осуществляющими производство табачной продукции (далее - производители табачной продукции), на условиях предварительной оплаты указанных марок в территориальных налоговых органах (управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации или межрегиональных инспекциях Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам) по месту осуществления производства табачной продукции.
В соответствии с пунктом 4 (1) обязательство об использовании специальных марок должно предусматривать осуществление производителем табачной продукции в течение 6 месяцев с даты представления указанного обязательства следующих действий:
а) нанесение на табачную продукцию специальных марок в соответствии с Правилами и реализация такой табачной продукции либо представление в налоговый орган в отношении нереализованной табачной продукции обязательства по ее реализации в течение 6 месяцев со дня его представления, а также документов, подтверждающих обеспечение в соответствии с Правилами исполнения указанного обязательства;
б) уплата акцизов на реализованную табачную продукцию, срок уплаты которых наступил;
в) уничтожение в присутствии должностного лица территориального налогового органа неиспользованных специальных марок и (или) специальных марок, поврежденных в процессе хранения у производителя табачной продукции или при нанесении на табачную продукцию, а также специальных марок, нанесенных на табачную продукцию, не соответствующую требованиям Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию», технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (TP ТС 035/2014) и подлежащую уничтожению производителем табачной продукции;
г) представление в налоговый орган, выдавший специальные марки, отчета об использовании выданных специальных марок.
Согласно пункту 4 (2) Правил обеспечение исполнения обязательства об использовании специальных марок осуществляется путем перечисления производителем табачной продукции денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального налогового органа, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, или предоставления банковской гарантии, выданной банком, представляемой одновременно с заявлением о выдаче специальных марок.
Пунктом 4(6) Правил установлено, что в случае, если производитель табачной продукции не исполнил одно из действий, указанных в пункте 4 (1) Правил, сумма обеспечения исполнения обязательства об использовании специальных марок перечисляется со счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального налогового органа, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, в федеральный бюджет.
Согласно пункту 4 (8) Правил в случае исполнения производителем табачной продукции всех действий, предусмотренных обязательством об использовании специальных марок, денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения обязательства об использовании специальных марок, засчитываются и (или) возвращаются территориальным налоговым органом производителю табачной продукции в соответствии с порядком зачета и (или) возврата денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения обязательства об использовании специальных марок.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции», уже в момент вынесения документа на рассмотрение предполагалось, что предлагаемые изменения позволят обеспечить исполнение обязательства путем перечисления денежных средств на специальный счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, либо представлением банковской гарантии или договора поручительства. Размер суммы обеспечения определяется с учетом ставки акциза, количества реализуемой табачной продукции и количества приобретаемых специальных марок. При этом применению подлежит единый порядок расчета размера обеспечительного платежа в отношении сигарилл (сигарит), биди, кретека, сигарет и папирос с учетом минимальной ставки акциза, установленной в рублях за 1 тысячу штук сигарет и папирос.
Таким образом, исчисление размера обеспечения исполнения обязательства производится исходя из ставки акциза, а не стоимости приобретаемых специальных марок, что свидетельствует о приоритете интересов законодателя в сфере гарантий обеспечения исполнения налогоплательщиком денежного обязательства по оплате акциза, ставки которого согласно статье 193 НК РФ подлежат увеличению с начала каждого календарного года.
В рассматриваемом случае обеспечительный платеж является способом обеспечения обязательств, предусмотренных Правилами и статьей 329 ГК РФ. Данная правовая конструкция используется законодателем для обеспечения возможных претензий к производителю табачной продукции, вызванных нарушением им обязательств. По смыслу приведенных норм и по условиям Правил обеспечительный платеж должен носить зачетный характер по отношению к исполнению обязательства. Такой платеж, исчисленный в размере суммы акциза, в силу его компенсационного характера направлен на обеспечение существующего обязательства, в том числе обязанности по возмещению убытков или уплате неустойки в случае имевших место нарушений.
Как следует из материалов дела, в период с 22.02.2022 по 23.03.2022 общество произвело оплату суммы акциза и неустойки в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Таким образом, оплата обществом акциза и неустойки полностью прекратила как основное обязательство общества, предусмотренное подпунктом б пунка 4(1) Правил, так и вытекающее из него применение санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Внесение обеспечительного платежа призвано упростить процедуру удовлетворения соответствующих требований кредитора, в том числе о компенсации убытков, неустойки (статья 381.1 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 381.1 ГК РФ при прекращении основного обязательства обеспечительный платеж возвращается.
Как правильно указал суд первой инстанции, несвоевременная уплата акциза сама по себе не может рассматриваться как основание невозвращения обеспечительного платежа. В противном случае невозврат обеспечения будет являться самостоятельной санкцией за нарушение срока уплаты акциза, что противоречит сущности обеспечительного платежа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что причиной неисполнения части условий по обеспечению исполнения обязательства послужили именно действия (бездействие) налогового органа.
Как следует из материалов дела, отчет о нанесении обществом на табачную продукцию специальных марок в ноябре 2021 года в количестве 458 500 шт. предоставлен в управление 21.12.2021, то есть в установленный срок.
Общество обратилось в управление с письмом об обеспечении присутствия налогового органа при проведении мероприятия по уничтожению бракованных специальных марок на табачные изделия в количестве 1 500 руб. 02.03.2022, то есть в пределах установленного срока.
Вместе с тем, управление обеспечило присутствие своего представителя только 12.04.2022, то есть за пределами данного срока и более чем через месяц после обращения общества с письмом об обеспечении присутствия налогового органа при уничтожении бракованных специальных марок.
Таким образом, общество было незаконно лишено возможности своевременного исполнения указанных обязательств по уничтожению специальных марок и предоставлению отчета об их использовании в отведенный законодателем срок.
Ссылки управления на необходимость применения к спорным правоотношениям при исчислении срока рассмотрения обращения заявителя норм Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон №59-ФЗ) несостоятельны.
В силу пункта 7 Правил уничтожения федеральных специальных марок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», срок рассмотрения территориальным органом уведомления об уничтожении марок не должен превышать 10 рабочих дней со дня его регистрации.
Срок рассмотрения управлением заявления о выдаче специальных марок и документов в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 22 Административного регламента Федеральной налоговой службы (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.02.2013 № 20н), составляет не более 3 рабочих дней со дня их представления в управление.
Довод управления о наличии у общества обязанности уничтожить остаток неиспользованных специальных марок в количестве 1 500 шт. одновременно с отчетом об использовании основной массы специальных марок в декабре 2021 года отклонен апелляционным судом.
Вышеуказанный остаток акцизных марок позволял произвести с его использованием аналогичное количество табачной продукции и попытка уничтожить его на следующий месяц после получения, даже не попытавшись в отведенный законодателем шестимесячный срок получить заказ и произвести товар, противоречит концепции рынка и экономической целесообразности.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о незаконности действий (бездействия) управление по невозврату обществу денежных средств в сумме 32 050 000 руб., внесенных заявителем 17.09.2021 в обеспечение исполнения обязательства об использовании специальных марок и оплате акциза на реализованную табачную продукцию, в связи с чем, удовлетворил заявление.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.04.2023 по делу № А21-9255/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
ФИО3
Судьи
Д.С. Геворкян
М.Г. ФИО4