НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 № А26-7301/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 декабря 2023 года

Дело №А26-7301/2023

Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37341/2023) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2023 по делу № А26-7301/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое

по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

к индивидуальному предпринимателю Малахову Александру Сергеевичу

о взыскании,

установил:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Малахову Александру Сергеевичу (далее – ответчик, ИП Малахов А.С.) о взыскании 17 768 руб. 41 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за период с 1 квартала 2019 года по 4 квартал 2021 года, 4 804 руб. 82 коп. пеней за период с 01.05.2019 по 20.06.2023, а также пени на сумму задолженности с 21.06.2023 по дату фактической оплаты задолженности.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 09.10.2023, вынесенным в виде резолютивной части, суд взыскал с ответчика в пользу истца 17 768 руб. 41 коп. задолженности, 3 900 руб. 01 коп. пеней за периоды с 01.05.2019 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 20.06.2023 - пени на сумму задолженности, действующей на день начисления пеней, за каждый день просрочки, начиная с 21.06.2023 по дату фактической оплаты задолженности; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; суд также взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 09.10.2023 отменить в части отказа во взыскании пени, начисленных за неуплату отчислений за период с 01.04.2022 по 01.10.2022. Истец полагает, что на ответчика не распространяются положения об освобождении от уплаты финансовых санкций, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497. Предпринимателем не было сделано заявление, содержащее возражения об освобождении от уплаты неустойки, не предоставлялось доказательств, что он пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория на взыскание финансовых санкций. Относительно основного долга апелляционная жалоба доводов не содержит и в этой части решение истцом не обжалуется.

Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность решения суда от 09.10.2023 проверены в апелляционном порядке только в обжалуемой истцом части.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП Малахова А.С. является деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД 61.10). Ответчик осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Таким образом ИП Малахов А.С., ответчик является оператором сети связи общего пользования.

Согласно представленным ИП Малаховым А.С. сведениям о доходах за 1-4 кварталы 2019 года, 1-4 кварталы 2020 года, 1-4 кварталы 2021 года общая сумма неоплаченной задолженности составляет 17 768 руб. 41 коп.

В связи с вышеизложенным Министерство обратилось в адрес ИП Малахова А.С. с письменным уведомлением от 28.03.2023 № П14-1-09-200-21502 с требованием об оплате обязательных отчислений (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания в размере 17 768 руб. 41 коп., а также пени за их несвоевременную уплату в размере 4 804 руб. 82 коп. за период с 01.05.2019 по 20.06.2023.

ИП Малахов А.С. уведомление оставил без ответа, выплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату не оплатил.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, взыскал с ответчика в пользу истца 17 768 руб. 41 коп. задолженности, 3 900 руб. 01 коп. неустойки (применив мораторий, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497), а также пени, начисленные на сумму задолженности, исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день начисления пеней, за каждый день просрочки, начиная с 21.06.2023 по дату фактической оплаты; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены или изменения судебного акта в обжалуемой истцом части в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) предусмотрено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 60 Закона № 126-ФЗ базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования установлена в размере 1,2%.

Согласно приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» оператор связи представляет сведения в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, в которых на основании Закона № 126-ФЗ доход, полученный в течение отчетного периода от оказания услуг связи, отражается не нарастающим итогом, а поквартально.

Пунктом 5 статьи 60 Закона № 126-ФЗ установлено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

Согласно пункту 6 статьи 60 Закона № 126-ФЗ в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719 «О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций» Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) переданы его функции.

Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418 (далее - Положение о Минцифры России).

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.

В силу пункта 5 статьи 60 Закона № 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.

Поскольку ответчик не оплатил обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, истец предъявил ко взысканию пени за их неуплату за период с 01.05.2019 по 20.06.2023 в размере 4 804 руб. 82 коп.

В соответствии с пунктом 9 статьи 68 Закона № 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

Вместе с тем, Министерством не учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании пени только в части 3 900 руб. 01 коп. за период с 01.05.2019 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 20.06.2023 с учетом введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 моратория и далее с 21.06.2023 по день фактического исполнения обязательства.

Произведенный судом первой инстанции расчет пени проверен судом апелляционной инстанций и признан правильным.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется.

В остальной части решение суда первой инстанции истцом не обжалуется, следовательно, проверке в апелляционном порядке не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09 октября 2023 годаА26-7301/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Н.И. Протас