НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 № 13АП-25981/20

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 ноября 2020 года

Дело № А26-5275/2020

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2020 года

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-25981/2020 )  общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Акант-Сервис" на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 28.08.2020 по делу А26-5275/2020 , принятое

по иску акционерного общества "Единый расчетный центр Республики Карелия"

к  обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Акант-Сервис"

3-е лицо:  Фонд капитального ремонта Республики Карелия

о взыскании

установил:

Акционерное общество "Единый расчетный центр Республики Карелия" (далее – АО "ЕРЦ Республики Карелия") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Акант-Сервис" (далее – ООО "Фирма "Акант-Сервис") о взыскании 83 070 руб. 08 коп. задолженности за период с 27.02.2018 по 31.05.2020 по взносам за капитальный ремонт.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением от 28.08.2020 иск удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства. АО "ЕРЦ Республики Карелия" является ненадлежащим истцом. Досудебная претензия  направлена от имени Фонда капитального ремонта Республики Карелия, в досудебной претензии отсутствует указание на период, за который взыскивается задолженность, расчет суммы задолженности.

Определением от 14.10.2020 рассмотрение жалобы отложено для предоставления истцом дополнительных документов по делу.

 22.10.2020 истец представил дополнительные документы, запрошенные судом, которые приобщаются апелляционным судом.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что 19.05.2015 НО "Фонд капитального ремонта Республики Карелия" (Принципал) и АО "ЕРЦ Республики Карелия" (Агент) заключили агентский договор №1 (в редакции протокола согласования разногласий и дополнительного соглашения), согласно которому Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала деятельность по начислению, сбору и обработке взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а также процентов (пени) за ненадлежащее исполнение собственниками помещений в МКД обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт включению сведений об их размере в платежный документ, доставке платежных документов собственникам помещений в МКД, принявшим решение о формировании фонда капитального ремонта на счете Принципала, расчету мер социальной поддержки, а также ведению претензионно-исковой работы с целью взыскания задолженности по взносам собственников на капитальный ремонт, а также процентов (пени) за ненадлежащее исполнение ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

АО "ЕРЦ Республики Карелия", ссылаясь на исполнение агентского договора, заявил требование о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 27.02.2018 по 31.05.2020 с ответчика - собственника нежилого помещения 1Н в доме №35 по ул. Анохина в г.Петрозаводске.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно пункту 2 статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии с пункт 2 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирный доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1, пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Кроме того, согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 №346-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044гг.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 02.04.2014 №183р-П утвержден устав Фонда Капитального ремонта Республики Карелия.

АО "ЕРЦ Республики Карелия" и Фонд капитального ремонта Республики Карелия 14.01.2019 заключили агентские договоры: №1/2019-ПИР от 14.01.2019 на период с 14.01.2019 по 30.06.2019, №2/2019-ПИР от 01.07.2019 на период с 01.07.2019 по 31.12.2019, №1/2020-ПИР от 16.01.2020 на период с 09.01.2020 по 31.12.2020.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.12.2017 №469-П установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2018 год – 7 руб. 60 коп. на один квартальный метр общей площади помещения в месяц.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.11.2018 №430-П установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2019 год – 8 руб. 25 коп. на один квартальный метр общей площади помещения в месяц.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 09.12.2019 №464-П установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2020 год – 8 руб. 90 коп. на один квартальный метр общей площади помещения в месяц.

Истец в суд апелляционной инстанции представил расчет задолженности, размер которой составляет 83 070 руб. 08 коп. Расчет повторно проверен апелляционным судом, признан соответствующим нормам действующего законодательства, в расчете применены тарифы, утвержденные Постановлениями Правительства Республики Карелия.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств погашения задолженности, либо наличия ее в меньшем размере, чем указано истцом.

При этом претензий по объему и качеству поставленного ресурса ответчик не заявлял, доказательств иного в материалы дела не представлено.

Довод ответчика о том, что АО "ЕРЦ Республики Карелия" является ненадлежащим истцом, отклоняется апелляционным судом.

Исходя из условий заключенных агентских договоров Фонд Фонд капитального ремонта Республики Карелия не лишен права самостоятельно, без привлечения Агента, обращаться в адрес должников с требованием погасить имеющуюся задолженность, т.к. конечным получателем денежных средств за взносы на капитальный ремонт является именно Фонд капитального ремонта Республики Карелия.

Довод апелляционной жалобы о несоблюдении АО "ЕРЦ Республики Карелия" досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку исковые требования заявлены в большем размере, чем указано претензии №1450, несостоятелен.

То обстоятельство, что указанная в претензии сумма не совпадает с суммой, заявленной в рамках настоящего дела, не свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, поскольку требования к ООО "Фирма "Акант-Сервис" по неисполнению обязательств истцом в претензии сформулированы, однако, ответчиком не исполнены.

По смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).

Между тем из поведения ООО "Фирма "Акант-Сервис" не усматривается намерение добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах следует признать, что нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи, с чем у апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого решения.

Hруководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 28.08.2020 по делу № А26-5275/2020   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Н.М. Попова