НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 № 13АП-29876/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 октября 2022 года

Дело № А26-2402/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  Чечетка С.С.

при участии: 

от заявителя: Дудковская Ю.А. по доверенности от 10.01.2022

от заинтересованного лица: Матвиенко Е.С. по доверенности от 08.04.2022, Богданова Л.В. по доверенности от 08.04.2022

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-29876/2022 ) УФК по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2022 по делу № А26-2402/2022 , принятое

по заявлению ООО "НУК"

к  УФК по Республике Карелия

3-е лицо:  Администрация Надвоицкого городского поселения

об оспаривании действий, обязании

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Надвоицкая управляющая компания» (ОГРН: 1151001007112, адрес: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Мира, д. 14, оф. 2, далее - ООО "НУК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (ОГРН: 1031000029257, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, 21, далее - УФК по Республике Карелия, Управление, заинтересованное лицо) по возврату исполнительного листа серии ФС № 036921991 и возложении обязанности принять к исполнению данный исполнительный лист.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Надвоицкого городского поселения (ОГРН: 1051001869720, адрес: 186430, Республика Карелия, Сегежский р-н, пгт Надвоицы, ул. Ленина, 1/4, далее – Администрация, третье лицо).

Решением от 05.08.2022 суд первой инстанции признал недействительным как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации решение УФК по Республике Карелия, изложенное в уведомлении о возврате исполнительного документа от 11.01.2022 № 06-38-32/12-95; обязал УФК по Республике Карелия принять к исполнению исполнительный лист от 08.04.2021 серии ФС № 036921991 при его предъявлении; взыскал с УФК по Республике Карелия в пользу ООО «НУК»  3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины; возвратил ООО «НУК» из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 03.03.2022 № 17.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Администрация, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, ООО «НУК» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Администрации 727 018 руб. 20 коп. задолженности по обслуживанию общего имущества многоквартирных домов за период с августа 2015 года по июль 2018 года.

Решением суда первой инстанции от 20.01.2020 по делу № А26-11658/2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2020, с Администрации в пользу ООО «НУК» взыскано за счет средств казны муниципального образования 727 018 руб. 20 коп. задолженности по обслуживанию общего имущества многоквартирных домов за период с августа 2015 года по июль 2018 года, а также расходы по уплате госпошлины в сумме 17 540 руб.

Арбитражный суд первой инстанции 08.04.2021 выдал исполнительный лист серии ФС № 036921991 о взыскании с Администрации за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО «НУК» 744 558 руб. 20 коп.

28.12.2021 ООО «НУК» предъявило данный исполнительный лист на исполнение в УФК по Республике Карелия.

Письмом от 11.02.2022 №06-38-32/12-95 исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения со ссылкой на статью 242.2 и 242.1 БК РФ, а также рекомендовано направить исполнительный лист в финансовый орган Администрации Сегежского муниципального образования.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1).

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2). Одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган, на который в соответствии с настоящей главой не возложено исполнение исполнительного документа (пункт 3).

В статье 242.2 БК РФ указано, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4).

Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5). Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6). Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением (пункт 7).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, письмом от 11.02.2022 №06-38-32/12-95 исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения со ссылкой на статью 242.2 и 242.1 БК РФ, а также рекомендовано направить исполнительный лист в финансовый орган Администрации Сегежского муниципального образования.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим – иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.

В период с августа по ноябрь 2020 года исполнительный лист находился на исполнении в Администрации, куда был направлен взыскателем письмом от 03.08.2020.

Данные обстоятельства установлены арбитражными судами при рассмотрении дела № А26-5346/2021, в рамках которого проверялась законность решения судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС № 036921991.

Таким образом, установленный в пунктах 4 и 6 статьи 242.2 БК РФ порядок исполнения решения суда по делу № А26-11658/2019 заявителем реализован.

В письме от 24.11.2020 № 02/1905 Администрация сообщила ООО «НУК» об отсутствии возможности погасить задолженность за счет бюджетных средств.

В настоящее время решение суда по делу № А26-11658/2019 не исполнено.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изложенное обстоятельство как основание для возврата заявителю исполнительного листа нельзя признать обоснованным.

Согласно пункту 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703).

В соответствии с главой 24.1 БК РФ на Федеральное казначейство и его территориальные органы возложены функции по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета муниципального образования, или финансовый орган муниципального образования, создавшего казенное учреждение, для исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете для учета операций по исполнению расходов местного бюджета казенного учреждения – должника либо в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 9 настоящей статьи, органа, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета и в ведении которого находится должник.

В рамках дел № А26-5346/2021 и № А26-4482/2020 арбитражными судами установлено, что согласно ответу УФК по Республике Карелия от 23.10.2020 № 06-37-14/11-8566 в соответствии с соглашением об осуществлении УФК по Республике Карелия отдельных функций по исполнению бюджета Надвоицкого городского поселения при кассовом обслуживании исполнения бюджета территориальным органом Федерального казначейства учет кассовых операций со средствами бюджета осуществляется в соответствии с Порядком от 10.10.2008 № 8н на следующих лицевых счетах, открытых в УФК по Республике Карелия в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства (утвержден приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н), а именно: 03063005020 – лицевой счет получателя бюджетных средств (открыт 31.07.2010), 04063005020 – лицевой счет для администратора доходов бюджета (открыт 31.12.2008), 05063005020 – лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (открыт 08.08.2014) и 08063005020 – лицевой счет источников внутреннего финансирования бюджета (открыт 31.07.2010). Счета в Банке России и иных кредитных организациях у должника не открыты.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, правила статьи 161 Бюджетного кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ООО «НУК» правомерно предъявило исполнительный лист серии ФС № 036921991 в УФК по Республике Карелия, оснований для его возврата у заинтересованного лица не имелось.

При этом, отсутствие в данном исполнительном листе отметки финансового органа муниципального образования о его неисполнении не влияет на разрешение настоящего спора.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 05 августа 2022 года по делу №  А26-2402/2022   оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.Л. Згурская

 Н.О. Третьякова