НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 № 13АП-27590/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 октября 2022 года

Дело № А56-22058/2022

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Зотеева Л.В.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-27590/2022 )  закрытого акционерного общества «Австрофор» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2022 по делу № А56-22058/2022 , рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению закрытого акционерного общества «Австрофор»

к Выборгской таможне

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

закрытое акционерное общество «Австрофор» (далее – Общество, ЗАО «Австрофор», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 22.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10206000-267/2022, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда в виде резолютивной части от 03.07.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 11.08.2022.

ЗАО «Австрофор» с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что в действиях Общества отсутствует событие вмененного правонарушения, поскольку было направлено 11 вагонов балансов березовых общим объемом 680, 31 м3 , в связи, с чем объем незадекларированного баланса елового и соснового составил всего 0, 06 % от объема поставляемой партии балансов березовых.

Общество указывает, что не имело намерения экспортировать балансы еловые в объеме 0, 04 м3 (с корой) и балансы сосновые в объеме 0, 04 м3 (с корой) в данной поставке,  а также не имело умысла, направленного на сокрытие указанного товара, поскольку указанные бревна ели и сосны попали на ж/д платформу случайно, в связи с тем, что отгрузка производилась гидроманипулятором в темное время суток пачками, указанные бревна, оказавшись внутри пачек, не были визуально замечены лицом, осуществляющим погрузку. Таким образом, фактически имело место случайная пересортица товара. Следовательно, оформление фитосанитарных сертификатов в данной поставке  на балансы еловые и сосновые не требовалось.

Податель жалобы считает, что имеются основания для замены административного наказания в виде штрафа на конфискацию товара.  Также считает, что в данной ситуации возможно применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, так как ущерба интересам Российской Федерации действия Общества не причинили.

Выборгская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу.

ЗАО «Австрофор» представило возражения на отзыв.

В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 29.11.2021 в 15 час. 44 мин. в зону таможенного контроля станции Бусловская т/п ЖДПП Бусловская Выборгской таможни прибыл грузовой поезд № 2045, поездная ведомость № 1873, следующий из России в Финляндию, в составе которого находились железнодорожные платформы №№ 42070797, 42319921, 42319939, 42319970, 42320002, 42320028, 44949212, 54830492, 92610369, 92610401, 92610435 с товаром «лесоматериалы прочие из берёзы (BETULASPP.).

29.11.2021 в 17 час. 10 мин. агентом по передаче груза ОАО «Российские железные дороги» представлены для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаросопроводительные документы на железнодорожные платформы №№ 42070797, 42319921, 42319939, 42319970, 42320002, 42320028, 44949212, 54830492, 92610369, 92610401, 92610435:

- декларации на товары № 10228010/261121/3001329;

- поездная ведомость № 1873 от 29.11.2021;

- железнодорожная накладная № 52134125 от 26.11.2021;

- отгрузочная спецификация к ж/д накладной № 52134125;

- протоколы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 от 26.11.2021 выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов, погруженных на вагоны по методике ФР.1.27.2011.10632;

- сопроводительный документ на транспортировку древесины №№ АВС0028773, АВС0028774, АВС0028775, АВС0028776, АВС0028777, АВС0028779, АВС0028780, АВС0028782, АВС0028784, АВС0028785, АВС0028787 от 26.11.2021.

Согласно транспортным и коммерческим документам от отправителя: ЗАО «Австрофор» в адрес получателя: «ЮПМ – КЮММЕНЕ ОЙ, Алвар Ааллонкату 1, Хельсинки, Финляндия, Р.О. ВОХ 380, Финляндия 00101», (UPM-KYMMENEOYJ, 00101 Finland, Helsinki, ALVARAALLONKATU 1, Р.О. ВОХ 380), перемещался товар: «балансы из березы белой (BETULASPP) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более, неокорённые, необработанные, необработанные консервантом, без маркировки, сорт 1,2,3,4, ГОСТ 9462-2016, номинальная длина 6,0 м/длина с учетом максимального припуска на распиловку 6,1 м. Диапазон диаметров толщин в верхнем торце от 16 до 40 см., диапазон диаметров толщин в нижнем торце от 20 до 46 см. Берёзовые балансы предназначены для производства целлюлозы согласно ТУ 13-2-1-95. ФР.1.27.2011.10632. Изготовитель ЗАО «Австрофор», товарный знак отсутствует. Цена 43,50 Евро/м3. Объем по контракту 612,20 м3, объем фактический 680,90 м3, графа 33 код товара ТН ВЭД ЕАЭС 4403950009. Общей фактурной стоимостью 26630,70 EUR.

Согласно графе 14 декларации на товары № 10228010/261121/3001329 (далее  - ДТ) декларантом данного товара является ЗАО «Австрофор».

В результате проведенного таможенного осмотра товара установлено, что на платформах перемещаются «балансы березовые» неокоренные, необработанные, необработанные консервантом, без маркировки, в штабелях перемещаются бревна, диаметр которых в верхнем и в нижнем торцах более 15 см. Лесоматериалы представляют собой бревна с характерной белой корой с темными поперечными полосами. Также в результате осмотра установлено, что на ж/д платформах выявлены бревна хвойных пород (сосна). Для точного определения количественных характеристик вывозимого товара «баланс березовый» необходимо осуществить выгрузку товара и провести таможенный досмотр. Указанные обстоятельства зафиксированы актом таможенного осмотра № 10206020/301121/000279.

В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №10206020/031221/000280, таможенный досмотр окончен 06.12.2021 в 12 часов 45 минут) установлено, что в предъявленной партии товара «баланс берёзовый» общий объем баланса берёзового по результатам произведенных замеров составляет 680,31 м3 с корой, 612,8 м3 без коры. Также на ж/д платформах обнаружен товар: «балансы из ели» неокоренный, объем по результатам произведенных замеров составляет 0,04 м3 с корой, 0,03 м3 без коры; «балансы из сосны» объем по результатам произведенных замеров составляет 0,40 м3 с корой, 0,36 м3 без коры. Следовательно, товар «баланс еловый» объемом 0,04 м3 с корой; «баланс сосновый» объемом 0,40 м3 с корой, перемещаемый в ж/д платформах по ДТ №10228010/261121/3001329, является незадекларированным по установленной форме.

На товар «лесоматериалы из ели», «лесоматериалы из сосны» на момент подачи документов для совершения таможенных операций при убытии на дату вывоза 29.11.2021 фитосанитарный сертификат отсутствовал.

18.01.2022 протоколом об аресте наложен арест на товар «лесоматериалы из ели» неокоренный, не обработанный консервантами, без маркировки, объем 0,04 м3 с корой, «лесоматериалы из сосны» неокоренный, не обработанный консервантами, без маркировки, объем 0,40 м3 с корой.

В результате таможенный орган сделал вывод о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в связи, с чем составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 07.02.2022 № 10206000-267/2022.

Постановлением от 22.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10206000-267/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 51 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи, с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.

Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, является лицо, на котором в соответствии с таможенным законодательством лежит обязанность по предоставлению документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕЭС или из Российской Федерации.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области таможенного дела, связанные с соблюдением установленных решением Евразийской экономической комиссии, нормативным правовым актом Российской Федерации, запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, образует деяние, выразившееся в несоблюдении установленных решением Евразийской экономической комиссии, нормативным правовым актом Российской Федерации, запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 статьи 92 ТК ЕАЭС представляются: декларация на товары, документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Запреты и ограничения, исходя из подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, включают в себя, в том числе карантинные фитосанитарные меры, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера. Контроль за соблюдением положений части 1 статьи 25 Закона N 206-ФЗ согласно части 4 указанной статьи осуществляется таможенными органами.

Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза подкарантинной продукции определен Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе".

В соответствии с перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» товар: «лесоматериалы из ели» код ТН ВЭД ЕАЭС 4403242000, «лесоматериалы из сосны» код ТН ВЭД ЕАЭС 4403231900 подлежит карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза.

В соответствии с фитосанитарными требованиями Финляндской Республики, изложенными в Директиве Совета Европы от 08.05.2000 № 2000/29/ЕС «О защитных мерах против ввоза в Сообщество организмов, опасных для растений и растительной продукции и против их распространения в пределах Сообщества» товар «лесоматериалы из ели» код ТН ВЭД ЕАЭС 4403242000, «лесоматериалы из сосны» код ТН ВЭД ЕАЭС 4403231900 должен сопровождаться фитосанитарным сертификатом.

Согласно пункту 3.1.1 Международного Стандарта по фитосанитарным мерам МСФМ 12 Фитосанитарные сертификаты (впервые принят на третьей сессии Временной комиссии по фитосанитарным мерам в апреле 2001 года под названием Руководство по фитосанитарным сертификатам. Первый пересмотр стандарта принят на шестой сессии Комиссии по фитосанитарным мерам в марте 2011 года в виде настоящего стандарта, МСФМ 12:2011) (далее – МСФМ 12) фитосанитарные сертификаты считаются недействительными, если они, например, содержат или отражают: неполные или некорректные сведения; ложные или путаные сведения; противоречивые или непоследовательные сведения; формулировки или сведения, не соответствующие модели фитосанитарных сертификатов; сведения, добавленные неуполномоченными лицами; незаверенные (не проштампованные, не датированные или не подтвержденные подписью) исправления или удаления; истекший срок действия, за исключением случаев использования в качестве заверенной копии для целей реэкспорта; неразборчивые (например, плохо написанные, поврежденные); незаверенные копии.

В соответствии с Правилами осуществления таможенными органами контроля за вывозом из РФ подкарантинной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 № 995 (далее – Правила), контроль за вывозом подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу РФ таможенными органами в форме документарной проверки.

В соответствии с пунктом 8 Правил подкарантинная продукция при вывозе из Российской Федерации в государства - члены Европейского союза должна убыть с территории Российской Федерации в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата. В случае вывоза из Российской Федерации подконтрольной продукции в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что для вывоза подкарантинного товара «лесоматериалы из ели» и «лесоматериалы из сосны» из Российской Федерации в Финляндию (ЕС) требуется представление фитосанитарного сертификата, который на момент подачи документов для совершения таможенных операций при убытии на дату вывоза 29.11.2021, у Общества отсутствовал.

Непредставление фитосанитарного сертификата на вывозимый за пределы РФ товар свидетельствует о невыполнении условий ТК ЕАЭС, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Таким образом, факт правонарушения установлен таможенным органом и подтверждается представленными материалами административного дела.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Следовательно, в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований таможенного законодательства и недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к статье 2.1 КоАП РФ.

Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований таможенного законодательства (представить при таможенном оформлении фитосанитарный сертификат на вывозимую партию подкарантинной продукции), однако не предприняло надлежащих действий по его соблюдению.

Доводы подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае имела место ошибка физического лица подрядной организации, производившей погрузку, а Обществом своевременно не выявлена ошибочность погрузки товара, не может рассматриваться как исключительное обстоятельство.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть, соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Общество не воспользовалось правом присутствия при погрузке товара, то есть не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом в целях соблюдения требований законодательства в области таможенного дела.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда, основанного на фактической оценке обстоятельств дела и разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения.

Административное наказание в виде штрафа в размере 51 000 руб. назначено административным органом в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном пределе санкции статьи 16.3 КоАП РФ, с учетом характера вмененного Обществу административного правонарушения и степенью вины нарушителя.

По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, податель жалобы считает, что  имеются основания для замены административного наказания в виде штрафа на конфискацию товара.

Суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения указанного довода не усматривает, поскольку из оспариваемого постановления таможни следует, что арест на предмет административного правонарушения не накладывался, товар не  изымался.

По мнению апелляционного суда, выводы суда первой инстанции по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 11 августа 2022 года по делу №  А56-22058/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу  закрытого акционерного общества "Австрофор" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Л.В. Зотеева