НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 № А56-9827/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 сентября 2023 года

Дело №А56-9827/2023

Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16434/2023) общества с ограниченной ответственностью «Т.С.Н.» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023 по делу № А56-9827/2023 (судья Шпачев Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Т.С.Н.» (далее – Общество) экологического сбора за 2019 год в размере 750939,11 руб.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда от 10.04.2023 (в виде резолютивной части) исковые требования удовлетворены, с Общества в пользу Управления взыскан утилизационный сбор за 2019 год в размере 750939,11 руб., суд также взыскал с Общества в доход федерального бюджета 18019 руб. государственной пошлины; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 21.04.2023.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.04.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы полагает, что непредставление Обществом акта утилизации отходов по форме, прилагаемой к письму Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении Обществом нормативов утилизации, поскольку данные формы имеют рекомендательный характер на момент направления спорной отчетности (расчета) Общество не было ознакомлено с письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460. Податель жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 9.1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) Обществом был представлен в материалы дела договор на обращение с отходами; сведения о произведенной в процессе утилизации товарной продукции и о примененных технологиях Управлением у Общества не запрашивались. Податель жалобы также ссылается на то, что положение о подтверждении утилизации актами по установленной форме на момент направления Обществом спорной отчетности установлено не было; Управление не запросило у Общества дополнительную информацию, необходимую для осуществления контроля за достоверностью сведений, указанных в представленной отчетности в срок, установленный пунктом 13 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342.

В установленный определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 срок Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ,

Как следует из материалов дела, Общество в установленный срок представило в Управление Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2019 год, Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, а также Расчет суммы экологического сбора за 2019 год.

В представленном Обществом Расчете суммы экологического сбора за 2019 год указаны следующие сведения о готовых товарах:

- 22.29.21.000 «Плиты, листы, пленка, ленты и прочие, плоские полимерные самоклеящиеся формы в рулонах шириной не более 20 см»; общее количество 1705265 кг, норматив утилизации 0,1 (170526,5 кг), передано на утилизацию 205993 кг, сумма экологического сбора 0 руб.;

а также сведения об упаковке:

- 22.2.19.000 «Изделия упаковочные пластмассовые прочие» общее количество 6100 кг, норматив утилизации 0,15 (915 кг), передано на утилизацию 915кг , сумма экологического сбора 0 руб.;

- 17.21.14.120 «Ящики и коробки складывающиеся из негофрированного картона», общее количество 108533 кг, норматив утилизации 0,15 (16279,95 кг), передано на утилизацию 18800 кг сумма экологического сбора 0 руб.

Таким образом, по расчету Общества сумма экологического сбора за 2019 год составляет 0 руб.

Управлением была проведена проверка полноты и правильности расчета суммы экологического сбора за 2019 год, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, в результате которой было выявлено, что Обществом не представлены акты утилизации отходов, подтверждающие факт утилизации отходов в соответствии с пунктом 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ и письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460; сумма экологического сбора не вносилась.

С учетом указанных обстоятельств Управлением произведен расчет суммы экологического сбора по данным отчетности о выполнении нормативов утилизации за 2019 год, а именно:

- 22.29.21.000 «Плиты, листы, пленка, ленты и прочие, плоские полимерные самоклеящиеся формы в рулонах шириной не более 20 см»; общее количество 1705265 кг, норматив утилизации 0,1 (170526,5 кг), передано на утилизацию 0 кг, ставка экологического сбора 4156 руб., сумма экологического сбора 708708,13 руб.;

- 22.2.19.000 «Изделия упаковочные пластмассовые прочие» общее количество 6100 кг, норматив утилизации 0,15 (915 кг), передано на утилизацию 0 кг, ставка экологического сбора 3844 руб., сумма экологического сбора 3517,26 руб.;

- 17.21.14.120 «Ящики и коробки складывающиеся из негофрированного картона», общее количество 108533 кг, норматив утилизации 0,15 (16279,95 кг), передано на утилизацию 0 кг, ставка экологического сбора 2378 руб., сумма экологического сбора 38713,72 руб.

Таким образом, по расчету Управления сумма экологического сбора за 2019 год, подлежащая уплате, составляет 750939,11 руб.

Указанные обстоятельства отражены в акте от 03.12.2020 № АЭС-642-2019, которым Управление предложило Обществу представить декларацию о количестве выпущенных товаров за 2018 год, акты утилизации отходов, в случае если представленные в отчетности о выполнении нормативов утилизации и расчете экологического сбора данные за 2019 год совпадают с данными декларации о количестве выпущенных товаров за 2018 год, либо погасить задолженность в размере 750939,11 руб.

Акт от 03.12.2020 № АЭС-642-2019 был направлен в адрес Общества почтовым отправлением 16.12.2020 (почтовый идентификатор 19116346797073).

Поскольку задолженность по оплате экологического сбора за 2019 год в размере 750939,11 руб. не была погашена Обществом в добровольном порядке, Управление обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 21.04.2023 в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Согласно пункту 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Пунктом 4 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем товаров, импортером товаров следующими способами: путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров; путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Как предусмотрено пунктом 7 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 данного Закона.

В силу пункта 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

- со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

- со дня уплаты экологического сбора.

Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке (пункт 2).

Согласно пункту 6 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Согласно пункту 8 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 утверждены Правила взимания экологического сбора (далее - Правила № 1073).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1073 исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - плательщики), по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно Перечню товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р.

Администратор экологического сбора осуществляет контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения с учетом информации, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации (далее - отчетность о нормативах) и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора (пункт 15 Правил № 1073).

Согласно пункту 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) выполнение нормативов утилизации подтверждается:

- договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

- актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

При этом, в статье 1 Закона № 89-ФЗ определено, что утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

Форма акта утилизации в спорный период была установлена письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Управление, Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2019 год, Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, а также Расчет суммы экологического сбора за 2019 год.

В представленном Обществом Расчете суммы экологического сбора за 2019 год указаны следующие сведения о готовых товарах:

- 22.29.21.000 «Плиты, листы, пленка, ленты и прочие, плоские полимерные самоклеящиеся формы в рулонах шириной не более 20 см»; общее количество 1705265 кг, норматив утилизации 0,1 (170526,5 кг), передано на утилизацию 205993 кг, сумма экологического сбора 0 руб.;

а также сведения об упаковке:

- 22.2.19.000 «Изделия упаковочные пластмассовые прочие» общее количество 6100 кг, норматив утилизации 0,15 (915 кг), передано на утилизацию 915кг , сумма экологического сбора 0 руб.;

- 17.21.14.120 «Ящики и коробки складывающиеся из негофрированного картона», общее количество 108533 кг, норматив утилизации 0,15 (16279,95 кг), передано на утилизацию 18800 кг сумма экологического сбора 0 руб.

Таким образом, по расчету Общества сумма экологического сбора за 2019 год составляет 0 руб.

Вместе с тем, Обществом не представлены в материалы дела доказательства представления в Управление документов, подтверждающих в соответствии с пунктом 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации, а именно: договоры, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ ( в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или акты утилизации отходов от использования товаров, подтверждающие, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация).

Вопреки доводам Общества в соответствии с требованиями пункта 15(4) Правил № 1073 акт от 03.12.2020 № АЭС-642-2019 был направлен в адрес Общества почтовым отправлением 16.12.2020 (почтовый идентификатор 19116346797073; согласно сведениям сайта Почты России данное отправление было получено 28.12.2020).

В соответствии с пунктом 15(3) Правил № 1073 в акте от 03.12.2020 № АЭС-642-2019 указаны факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора; факт невнесения экологического сбора; а также требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора (Управление предложило Обществу представить декларацию о количестве выпущенных товаров за 2018 год, акты утилизации отходов, в случае если представленные в отчетности о выполнении нормативов утилизации и расчете экологического сбора данные за 2019 год совпадают с данными декларации о количестве выпущенных товаров за 2018 год).

В силу пункта 15(7) Правил № 1073 в случае несогласия с требованием, указанным в акте контроля, плательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования направляет администратору экологического сбора копии документов, подтверждающих обоснованность расчета суммы экологического сбора, уплату экологического сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил.

Однако Общество не воспользовалось предоставленным пунктом 15(7) Правил № 1073 правом на представление копии документов, подтверждающих обоснованность расчета суммы экологического сбора, не были представлены такие документы и суду первой инстанции.

При таких обстоятельствах Управление правомерно предъявило требования о взыскании с Общества экологического сбора за 2019 год в сумме 750939,11 руб. Расчет суммы экологического сбора произведен с учетом сведений, отраженных Обществом в Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, проверен судом и признан правильным.

Учитывая изложенное. суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Управления в полном объеме.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 21.04.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 апреля 2023 года по делу № А56-9827/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Т.С.Н.» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

М.И. Денисюк