ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 октября 2022 года | Дело № А56-35611/2022 |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26186/2022 ) ООО "ИМПОРТ-ВЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2022 по делу № А56-35611/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ИМПОРТ-ВЛ"
к Балтийской таможне
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Импорт-ВЛ" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 18.03.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10216000-383/2022, о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 12.07.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что проверка достоверности сведений, указанных в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, проводится путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии; пока сертификат соответствия действует, то есть не считается отмененным органом сертификации, выдавшим такой сертификации, данный сертификат является единственным документом, подтверждающим соблюдение Обществом запретов и ограничений.
В апелляционной жалобе Обществом заявлено ходатайство о вызове сторон в судебное заседание.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Судебное заседание проводится с ведением протокола в письменной форме и осуществлением протоколирования с использованием средств аудиозаписи в том случае, если с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд вызывает лиц, участвующих в деле, в судебное заседание (часть первая статьи 335.1 ГПК РФ, часть 1 статьи 272.1 АПК РФ).
Поскольку апелляционным судом не установлено оснований для рассмотрения дела с вызовом сторон, данное ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела,26.01.2022 на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) таможенным представителем ООО «Импорт-ВЛ» подана декларация на товары №10216170/260122/3023348 (далее -ДТ) с целью помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».
Согласно сведениям, заявленным в ДТ №10216170/260122/3023348:
- отправитель товара: «DegelmanIndustriesLP», Канада;
- получатель товара, декларант, лицо, ответственное за финансовое урегулирование: ООО "АТ-Сервис";
-сведения, указанные в графе 54 ДТ: ООО «Импорт-ВЛ»;
- товар №1 в контейнере HLBU3118882: «машина сельскохозяйственная для подготовки и обработки почвы: прикатывающий каток, предназначен для предпосевного и послепосевного прикатывания поверхностных слоев почвы с целью их уплотнения, дробления комков, сбрасывания камней и частичного выравнивания поверхности поля - прикатывающий каток LANDROLLER 7645: каталожный №24350 центральный каток; № 2243753 каток крыльев; №244700 с цепное устройство №1241870 центральная рама; №241861 рама правого крыла; №24186 рама левого крыла №244810 вал; №6131509 шины в сборе 9,51; №243709 поворотный рычаг правый; №243710 поворотный рычаг левый; №241893 основной ящик; блоки и распорки для фиксации груза - 737, модель LANDROLLER 7645» кол-во 1 шт.» 17 грузовых мест, весом нетто 8044 кг, таможенной стоимостью 4 038 591.54 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС - 8432800000.
При декларировании и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров таможенным представителем в графе 44 вышеуказанной ДТ в отношении товара №1 под кодом вида документа «01401» предоставлены сведения о сертификате соответствия ЕАЭС KG417/026.CA.02.01480 от 24.01.2022 г.
Сертификат соответствия ЕАЭС KG417/026.CA.02.01480 от 24.01.2022, сведения о котором заявлены в графе 44 ДТ №10216170/260122/3023348 выдан на «основании протокола испытаний №30К18012022/Н от 18.01.2022 года выданного Испытательным центром ТОО «KAZAUTOCERT» аттестат аккредитации регистрационный номер №KZ.N.02.2385. Схема сертификации: Зс».
В рамках таможенного контроля установлено, что сертификат соответствия ЕАЭС KG417/026.СА.02.01480 от 24.01.2022 является недействительным и не может быть использован в качестве документа подтверждающего соответствие товара требованиям технического регламента "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011), поскольку сертификация проводилась на основании представленной технической документации, что противоречит схеме сертификации Зс, заявленной в сертификации соответствия.
05.02.2022 по ДТ №10216170/260122/3023348 принято решение об отказе в выпуске товаров.
Усматривая достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, 15.03.2022 составлен протокол об административном правонарушении по делу об административном правонарушении № 10216000-383/2022 в отношении ООО «ИмпортВЛ».
Постановлением таможенного органа от 18.03.2022 по делу об административном правонарушении №10216000-383/2022 ООО «Импорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС установлено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 (далее Порядок), соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции подтверждается (п.2а) в случае когда ввозимая (ввезенная) продукция включена в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии; и (п.2б) в случае когда ввозимая (ввезенная) продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526, и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств -членов Союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, документами, подтверждающими соблюдение мер технического регулирования, являются:
а) для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте "а" пункта 2 настоящего Порядка, - документ об оценке соответствия, предусмотренный техническим регламентом (техническими регламентами) Союза (сертификат соответствия требованиям технических регламентов Союза, сертифиакт соотвествия требованиям технических регламентов Союза, свидетельство о классификации маломерного судна, свидетельство о регистрации (государственной регистрации), одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) или иной документ, предусмотренный техническим регламентом Союза);
б) для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Порядка, - документ об оценке соответствия, предусмотренный законодательством государства-члена, на территории которого продукция, подлежащая обязательной оценке соответствия, помещается под таможенные процедуры, либо сертификат соответствия или сертификат соответствия, оформленные по единой форме, на продукцию, подлежащую обязательной оценке соответствия, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствияи деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620.
Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 16.01.2018 № 6.
Исходя из заявленных сведений о наименовании и области применения (назначения) товара, а также его классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, анализируемый товар в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия в соответствии с Техническими регламентами Евразийского экономического союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).
Таким образом, для целей таможенного декларирования и помещения под заявленную таможенную процедуру товара №1, законодательством установлена необходимость представления одновременно с таможенной декларацией таможенным органам документа, подтверждающего соблюдение установленных запретов и ограничений в части мер технического регулирования, а именно сертификата соответствия.
При декларировании и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров таможенным представителем в графе 44 вышеуказанной ДТ в отношении товара №1 под кодом вида документа «01401» предоставлены сведения о сертификате соответствия ЕАЭС KG417/026.СА.02.01480 от 24.01.2022г., который подтверждает соответствие товара требованиям ТР ТС 010/2011.
В соответствии с Протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС к Договору от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» «технический регламент Союза» - это документ, принятый Комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.
В технических регламентах Союза установлены не только требования непосредственно к самим объектам технического регулирования, но также содержатся требования к их упаковке, маркировке, этикеткам и правилам нанесения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ТР ТС 010/2011, указанный технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 010/2011, машины и (или) оборудование выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли процедуры подтверждения соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.
В соответствии с статьей 7 ТР ТС 010/2011, машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ТР ТСО10/2011, подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме:
сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) (далее - орган по сертификации), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее -аккредитованная испытательная лаборатория (центр)).
Сертификат соответствия ЕАЭС KG417/026.CA.02.01480 от 24.01.2022 г., сведения о которой заявлены в графе 44 ДТ №10216170/260122/3023348 выдан на «основании протокола испытаний №30К18012022/Н от 18.01.2022 года выданного Испытательным центром ТОО «KAZAUTOCERT» аттестат аккредитации регистрационный номер №KZ.N.02.2385. Схема сертификации: Зс».
Согласно пункту 1 статьи 11 ТР ТС 010/2011, схема сертификация Зс для партии машин и (или) оборудования (единичного изделия) включает следующие действия:
- заявитель формирует комплект документов, указанных в пункте 10 статьи 8, и подает заявку на сертификацию в орган по сертификации;
- орган по сертификации или аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит отбор образцов у заявителя для проведения испытаний;
- аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания образцов машин и (или) оборудования;
- орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний образцов машин и (или) оборудования и при положительных результатах выдает заявителю сертификат соответствия.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что сертификат соответствия ЕАЭС KG417/026.CA.02.01480 от 24.01.2022 г., выдан на основании протокола испытаний №30К18012022/Н от 18.012022 года выданного Испытательным центром ТОО «KAZAUTOCERT» аттестат аккредитации регистрационный номер №KZ.N.02.2385. Сертификат соответствия ЕАЭС KG417/026.CA.02.01480 выдан на «основании протокола испытаний №30К18012022/Н от 18.012022 года выданного Испытательным центром ТОО «KAZAUTOCERT»- схема сертификации Зс». В ходе таможенного контроля установлено, что сертификация производилась на основании представленной технической документации, испытания товара не производились, что противоречит схеме сертификации Зс, заявленной в сертификате соответствия ЕАЭС KG417/026.CA.02.01480.
Таким образом, следует признать, что сертификат соответствия ЕАЭС KG417/026.CA.02.01480 содержит недостоверные сведения ввиду нарушения порядка сертификации продукции в соответствии с схемой сертификации Зс, т.е. является недействительным и не может быть использован в качестве документа подтверждающего соответствие товара требованиям технического регламента "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении установленных таможенным законодательством запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС и помещения товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления и наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований таможенного законодательства и недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к статье 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения в обжалуемой Управлением части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 июля 2022 года по делу № А56-35611/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | Н.И. Протас | |