НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 № А42-1029/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 марта 2022 года

Дело №А42-1029/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.

при участии:

от заявителя: Митченко М.А. по доверенности от 01.03.2022, Любетко М.А. (руководитель)

от заинтересованного лица: Цвик В.А. по доверенности от 25.01.2022, Юринова Е.Ю. по доверенности от 24.02.2022

от 3-го лица: 1) Митченко М.А. по доверенности от 01.03.2022, 2) не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2739/2022) Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.12.2021 по делу № А42-1029/2021 (судья Е.А.Зыкина), принятое

по заявлению Муниципальное автономное учреждение образования города Мурманска "Центр школьного питания"

к Комитету государственного и финансового контроля Мурманской области

3-и лица: 1) Комитет по образованию администрации города Мурманска; 2) Министерство образования и науки Мурманской области

о признании недействительными пунктов представления

установил:

Муниципальное автономное учреждение образование города Мурманска «Центр школьного питания» (далее - заявитель, Учреждение, МАУО «ЦШП») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с уточненным заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 представления Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области (далее - ответчик, Комитет) № 23-03/1001- АУ от 07.12.2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по образованию администрации города Мурманска, Министерство образования и науки Мурманской области.

Решением суда от 16.12.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что расходование средств субвенции, предоставленных Комитетом, когда услуга по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся не оказывалась в связи с ее невостребованностью потребителями услуг, является в силу положений статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Учреждения, Комитета по образованию администрации города Мурманска просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда первой инстанции.

Министерство образования и науки Мурманской областинадлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Комитета от 07.09.2020 №96-од, в отношении МАУО «ЦШП» проведена плановая выездная проверка соблюдения в 2019 году и I полугодии 2020 года целей, порядка и условий предоставления субвенций на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся органами местного самоуправления муниципального образования город Мурманск (Комитет по образованию администрации г. Мурманска), муниципальными учреждениями (МАУО «ЦШП»).

По результатам проверки выявлено, что в нарушение пункта 1 статьи 2, пунктов 1,2,5 статьи 3.1, подпункта 1 пункта 4 статьи 3.2 Закона Мурманской области от 26.10.2007 № 900-01-ЗМО «О предоставлении питания отдельным категориям обучающихся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области», пункта 1.2 Порядка предоставления питания обучающимся муниципальных образовательных организаций города Мурманска, утвержденного постановлением Администрации города Мурманска от 03.12.2014 № 3958 установлено нецелевое использование средств субвенции на обеспечение предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся на цели, не связанные с обеспечением питания (оплата труда, перечисления из заработной платы, расходы на содержание недвижимого имущества, оплата коммунальных услуг, услуг связи с т.д.) в период летних каникул с июня по август 2019 года в размере 5 561 190 руб. 71 коп.

В нарушение вышеуказанных норм установлено нецелевое использование средств субвенции на обеспечение предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся на цели, не связанные с обеспечением питания (оплата труда, перечисления из заработной платы, расходы на содержание недвижимого имущества, оплата коммунальных услуг, услуг связи с т.д.) в период ограничительных мероприятий и летних каникул с апреля по июнь 2020 года в размере 49 433 143 руб. 08 коп.

Результаты проверки оформлены актом от 23.10.2019 № 10п-1/96-од/2020. 12.11.2020 в адрес Комитета направлено возражение на акт.

07.12.2020 Учреждению выдано представление № 23-03/1001-АУ, которым заявителю необходимо:

1. Устранить нарушение, путем возмещения использованных МАУО «ЦШП» в 2019 году не по целевому назначению средства субвенции на обеспечение предоставление бесплатного питания отдельным категориям обучающихся в сумме 5 561 190 руб. 71 коп. и перечислению в доход областного бюджета в срок до 01.03.2021.

2. Устранить нарушение, путем возмещения использованных МАУО «ЦШП» в 2020 году не по целевому назначению средства субвенции на обеспечение предоставление бесплатного питания отдельным категориям обучающихся в сумме 49 433 143 руб. 08 коп. и перечислению в доход областного бюджета в срок до 01.03.2021.

Не согласившись с представление Комитета в части пунктов 1 и 2, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности оспариваемых пунктов представления, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения.

Законом №900-01-ЗМО устанавливается право отдельных категорий обучающихся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области, для которых не установлены более высокие нормативы финансирования, на предоставление бесплатного питания.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона № 900-01-ЗМО (в текущей редакции) органы местного самоуправления Мурманской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, указанным в пункте 1 статьи 1 закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 900-01-ЗМО образовательные организации организуют питание обучающихся этих организаций в течение учебного года в дни и часы работы образовательной организации.

Как следует из материалов дела, в 2019 году Учреждению Комитетом перечислены средства субсидии на финансовое обеспечение выполнении финансового задания в размере 34 420 362 руб., в том числе 23 400 000 руб. средства субвенции.

При этом средства субсидии в сумме 7 955 481 руб. 71 коп. израсходованы в периоде с июня по август 2019 года на текущее содержание МАУО «ЦШП» на оплату труда, перечисления по заработной плате, расходы на содержание недвижимого имущества, оплату коммунальных расходов, из них средства субвенции составили 5 561 190 руб. 71 коп., средства субсидии – 2 304 291 руб.

В 2020 году Учреждению Комитетом перечислены средства субсидии на финансовое обеспечение выполнении финансового задания в размере 118 032 200 руб., в том числе 98 618 000 руб. средства субвенции.

При этом средства субсидии в сумме 53 147 343 руб. 08 коп. израсходованы в периоде с апреля по июнь 2020 года на текущее содержание МАУО «ЦШП» на оплату труда, перечисления по заработной плате, расходы на содержание недвижимого имущества, оплату коммунальных расходов, услуги связи, из них средства субвенции составили 49 433 143 руб. 08 коп., средства субсидии – 3 714 200 руб.

По мнению Комитета, образовательные учреждения в указанные периоды образовательную деятельность не осуществляли, в связи с чем использование выделенных денежных средств является нецелевым.

МАУО «ЦШП» заключил с каждой муниципальной образовательной организацией города Мурманска, участвующей в предоставлении предусмотренной Законом Мурманской области от 26.10.2007 № 900-01-ЗМО меры социальной поддержки в виде бесплатного питания отдельным категориям обучающихся, соглашения об организации питания. Питание действительно предоставляется обучающимся в дни и часы работы образовательной организации.

Однако, поскольку на МАУО «ЦШП» по Уставу возложены функции по обеспечению предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся, временныерамки реализации этих полномочий шире дней и часов работы образовательной организации.

Системное толкование положений части третьей статьи 16 и части четвертой статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» свидетельствует о том, что установление дополнительных вопросов местного значения городских округов может быть установлено законом субъекта Российской Федерации только с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств, а возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, не допускается.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что Комитет, ссылаясь на норму о том, что услуги питания должны предоставляться в период часов работы общеобразовательной организации, не учитывает, что такие услуги предоставляются не общеобразовательными организациями, а МАУО «ЦШП», то есть организацией, которая осуществляет обеспечение предоставления питания фактически круглогодично не с точки зрения предоставления непосредственно питания, а с точки зрения самого процесса, который включает сложный комплекс различных организационных и технологических процессов.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, МАУО «ЦШП» было создано муниципальным образованием город Мурманск в целях реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Мурманской области в сфере обеспечения предоставления бесплатного питания обучающимся муниципальных общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с Законом № 900-01-ЗМО и индустриального способа производства питания.

В пункте 35 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (введён в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст) комбинат школьного питания определяется, как специализированное предприятие питания, предназначенное для изготовления продукции общественного питания, входящей в рацион питания школьников, и снабжения ею, а также иным необходимым сырьём школьных столовых (сырьевых и доготовочных) и буфетов, с мощностью более 15 тыс. порций в день.

С учетом объема и ассортимента продукции, технологический процесс в учреждении характеризуется его непрерывностью, поточностью и круглогодичностью. То есть это процесс, включающий в себя совокупность таких элементов как поиск и закупка продуктов питания, их последующая обработка, приготовление, фасовка с несением соответствующих материальных расходов, оплату труда, на содержание помещений и их ремонт, уплату налогов, сборов и прочее.

Состав нецелевых расходов, по мнению Комитета, состоит в выплате заработной платы, уплате НДФЛ, налога на имущество и транспортного налога, оплате коммунальных и арендных платежей, затрат на приобретение материальных запасов, выплате пособий по временной нетрудоспособности, но только в период школьных каникул и введённых ограничений, вызванных новой коронавирусной инфекцией. Однако все исключенные спорные расходы носят периодический характер и сроки их уплаты прямо определены либо в законе, либо в договоре, поэтому они не могут ставиться в зависимость от режима работы образовательных учреждений и исключаться по принципу кассового метода.

Закон № 900-01-ЗМО и принятые в его исполнение подзаконные акты, с одной стороны в соответствии с нормами бюджетного законодательства указывают, что средства субвенции носят целевой характер и не могут быть направлены на иные цели, а с другой стороны не содержат в себе никакой конкретизации того, какие расходы относятся, акакие не относятся к расходам для целей обеспечения предоставления питания.

В связи с этим МАУО «ЦШП» обоснованно расходовало средства субвенции по статьям, непосредственно относящимся и связанным с предоставлением питания (оплата труда персонала, отчисления на фонд оплаты труда, закупка товаров, уплата налогов) и прямо предусмотренными иными нормами законодательства и, в частности, санитарными правилами и нормами по организации питания в общеобразовательных учреждениях.

При этом суд правомерно учел длящийся характер деятельности заявителя и связанные с ней регулярные расходы. Довод апелляционной жалобы о том, что указанные периодические платежи должны быть профинансированы за счёт местного бюджета, несостоятелен, поскольку порядок финансирования МАУО «ЦШП» бюджетоммуниципального образования город Мурманск не был ни предметом проверки, проведённой Комитетом.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, поскольку со стороны Комитета не было представлено доказательств нецелевого использования МАУО «ЦШП» средств областного бюджета, суд первой инстанции обосновано признал требование о возмещении в доход областного бюджета средств субвенции в сумме 5 561 190 руб. 71 коп. за 2019 год и в сумме 49 433 143 руб. 08 коп. за 2020 год незаконным, представление в данной части недействительным.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 декабря 2021 года по делу № А42-1029/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.В. Зотеева

О.В. Фуркало