НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 № 13АП-30220/2014

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 февраля 2015 года

Дело № А56-34028/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии:

от  заявителя: Ганина Д.А. по доверенности от 25.11.2014;

от  заинтересованного лица:  Добкина А.С. по доверенности от 24.12.2014;

от третьих лиц: Масло Н.А. по доверенности от 01.12.2014 №01/12/14;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-30220/2014 ) ООО «Лента» на  решение  Арбитражного  суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области  от  05.11.2014 по делу № А56-34028/2014  (судья Галкина Т.В.), принятое

 по заявлению ООО «Лента»

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо: ООО «Торговый Дом Алтайская крупа»

установил:

   ООО «Лента» (197374, Санкт-Петербург,  ул.Савушкина, д.112, ОГРН 1037832048605. далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу  (199004, Санкт-Петербург,В.О.,4-я линия, д.13, лит.А, далее- УФАС по Санкт-Петербургу, антимонопольный орган) от 22.05.2014 по делу №Ш08-72/14 о привлечении  общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 2 000 000 рублей.

Решением  суда  первой  инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в связи с правомерным привлечением  к административной ответственности.

Не  согласившись  с  решением  суда, ООО «Лента»   направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт  об   удовлетворении  заявления.

В судебном заседании представитель ООО «Лента»  поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на отсутствие состава правонарушения, поскольку  в установленные законом сроки ООО «ТД Алтайская крупа» была представлена вся информация  об условиях отбора поставщиков. Объем информации, доводимой  сетевой организацией до сведения всех  остальных, как действующих так и потенциальных поставщиков,  аналогичен и не исследовался антимонопольным органом.

Представители УФАС по Санкт-Петербургу  и ООО «ТД Алтайская крупа» с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить  без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложили в отзывах.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  ее  удовлетворения.

Как  видно  из  материалов  дела,  23.11.2012 в  УФАС  по Санкт-Петербургу поступила жалоба ООО «ТД Алтайская крупа» о создании ООО «Лента» дискриминационных условий в отношении общества, выразившихся в уклонении от подписания договора поставки без обоснований причин отказа.

В ходе разбирательства по делу  антимонопольным органом было установлено, что ООО «Лента» надлежащим образом не обеспечило доступ ООО «ТД Алтайская крупа» к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона №381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 381-ФЗ).

Так Управлением было установлено, что ООО «Лента» своими действиями, выразившимися в ненаправлении в адрес ООО «ТД Алтайская крупа» в полном объеме информации об условиях отбора, создало  для него дискриминационные условия по сравнению с поставщиками, уже заключившими договоры поставки с ООО «Лента» (ООО «Ангстрем», ЗАО«Пассим», ЗАО «Торговый дом «Борнео», ЗАО «Алейскзернопродукт им. С.Н.Старовойтова») и которые являются конкурентами ООО «ТД «Алтайская крупа»  на рынке поставки круп, что препятствует  последнему в доступе на рынок розничной торговли продовольственными товарами в качестве поставщика и является нарушением части 1 статьи 13 Закон N 381-ФЗ.

 Решением УФАС  по Санкт-Петербургу от 09.10.2013 по делу №К08-22/13 в действиях ООО «Лента» признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ, выразившееся в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на рынок розничной торговли продовольственными товарами в качестве поставщика. Обществу было выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести  к нарушению антимонопольного законодательства.
Данные решение и предписание  обществом  в судебном порядке не обжаловались и вступили в законную силу.

04.03.2014 на основании решения от 09.10.2013 по делу №К08-22/13   вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Лента» дела об административной правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого  04.04.2014 составлен протокол об административном правонарушении о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

22.05.2014 заместителем руководителя УФАС  по Санкт-Петербургу вынесено постановление, которым ООО «Лента» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях  с назначением наказания в виде административного штрафа в размере  2 000 000 рублей.

Полагая незаконным постановление УФАС, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

 Суд  первой  инстанции,  отказывая в удовлетворении   заявленных  требований,  в  полном  объеме  оценил  обстоятельства,  установленные  по  делу,  правильно  применив  нормы  материального  и  процессуального  права.

Частью 1 статьи 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях  предусмотрена административная ответственность за создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Закона N 381-ФЗ  целями данного закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ  установлен запрет для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, по созданию препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

Как видно из материалов дела, ООО «Лента» осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети под аналогичным  коммерческим обозначением продовольственных магазинов. Одним из видов хозяйственной деятельности общества, основным и самостоятельным, является розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в специализированных магазинах (код по ОКВЭД-52.11). Следовательно, деятельность общества подпадает под действие Закона N 381-ФЗ.

  По смыслу положений пункта 8 статьи 4 Федерального закона  №135-ФЗ  от  26.07.2006  «О  защите  конкуренции», для установления факта наличия дискриминационных условий необходимо выявить факт того, что хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

  В целях антимонопольного регулирования и создания равного доступа на рынок пунктом 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ  установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Данное требование Закона N 381-ФЗ направлено на создание недискриминационного доступа поставщиков путем одинаковых для них условий вхождения на товарный рынок.

Между тем, как установлено антимонопольным органом, указанное требование ООО «Лента» не выполнено.

Как следует из материалов антимонопольного дела, ООО «ТД Алтайская крупа» является поставщиком фасованных круп на территории Российской Федерации.

Общество получило информацию о том, что   ООО «Лента» имеет свободное полочное пространство во вновь открываемом торговом центре в городе Бийске, относящемся к региону, в котором продукция ООО «ТД Алтайская крупа» в наибольшей степени представлена и узнаваема потребителями.

На основании пункта 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ  общество обратилось 10.07.2012 с официальным запросом в ООО  «Лента»  о предоставлении информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

10.07.2012 ООО «ТД Алтайская крупа»  от ООО «Лента» получило  письмо, содержащее общие условия и критерии отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров с приложением типовой формы договора поставки продовольственных товаров, содержащей существенные условия договора поставки.

ООО «ТД Алтайская крупа» посчитало, что соответствует указанным условиям и критериям, и 27.07.2012 направило в адрес ООО «Лента» информационное письмо с приложением к нему подписанного договора поставки и протокола разногласий к нему, с указанием на необходимость ответа в 14-ти дневный срок. Ответ на данное письмо получен не был.

19.11.2012 в адрес категорийного менеджера ООО «Лента» (maria.kravchenko@lenta.com) ООО «ТД Алтайская крупа» было повторно направлено письмо о сотрудничестве. В ответ на данное обращение указанным выше лицом было направлено сообщение, согласно которому ООО «Лента» сообщило о неполучении писем ООО «ТД Алтайская крупа».

11.12.2012 ООО «Лента» во исполнение условий, предусмотренных частью 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ,  направило ООО «ТД Алтайская крупа» письмо №9071-12/11 с требованием о предоставлении информации, в том числе, информации о качестве и безопасности товара, производимого ООО «ТД Алтайская крупа». В данном письме ООО «Лента»  указало, что запрашиваемая им информация необходима для формирования конкретных предложений относительно предполагаемого сотрудничества с ООО «ТД Алтайская крупа», принятия решения о возможности заключения договора поставки и определения существенных условий указанного договора.

21.12.2012 в ответ за запрос ООО «ТД Алтайская крупа»  направило в адрес ООО «Лента» письмо с приложением запрашиваемой информации.

18.12.2012 ООО «ТД Алтайская крупа» повторно были направлены письма (№3374, № 3375, №3376) в адрес ООО «Лента» с требованием о предоставлении конкретной информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. В свою очередь ООО «ТД Алтайская крупа», качестве  подтверждения намерения заключить договор, представило документальные подтверждения качества продукции; по ряду позиций ассортимента гарантировало поставку по ценам, ниже уровня цен некоторых поставщиков, имеющих договоры с торговой сетью. Однако истребуемая информация ООО «Лента» не была представлена.

Направленное 12.03.2013 ООО «ТД Алтайская крупа» письмо в адрес директора торгового комплекса «ЛЕНТА» г. Тюмень  с просьбой  о предоставлении аналогичной информации, также не дало положительного результата, со ссылкой на то, что запросы необходимо направлять по адресу места нахождения ООО «Лента» (197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д.112).

В ходе рассмотрения антимонопольного дела   Управлением было установлено, что информация, направленная ООО «Лента» в адрес ООО «ТД Алтайская крупа»  носит общий характер и не может рассматриваться в качестве информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, поскольку не позволяет определить потребности торговой сети «Лента» в товарах и сформировать предложения по условиям поставок, что влечет невозможность поставщика, не имеющего такую информацию, конкурировать с поставщиками, имеющими подписанные контракты и поставляющими товары в торговую сеть «Лента».
  Кроме того, ряд установленных ООО «Лента» критериев (например, справедливая цена, общий экономический эффект) не отвечает принципам однозначности и определенности, поскольку не сопровождается установлением численно измеряемых показателей, отражающих степень достижения данных характеристик в отношении конкретного поставщика или его коммерческого предложения. Такие показатели в информации, направленной ООО «Лента» по запросу ООО «ТД Алтайская крупа», отсутствовали. В информации, направленной потенциальному поставщику, содержалось указание на ряд различных критериев отбора, однако значимость этих критериев (степень важности для принятия решения о заключении договора) не определена.

Судом первой инстанции  сделан правильный вывод, что уклонение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети от раскрытия информации, которая в равной степени должна относиться ко всем поставщикам, действующим на рынке поставок продовольственных товаров, существенно сужает конкурентную среду, поскольку не позволяет поставщику, не получившему необходимую для него информацию об условиях вхождения в торговую сеть, на равных условиях конкурировать с другими поставщиками, имеющими такую информацию.

Отсутствие информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и непредставление этой информации по запросу хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, заведомо ставит такого поставщика в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - такими же поставщиками, которые уже осуществляют поставки в торговую сеть, либо для которых создаются более льготные по сравнению с другими поставщиками условия вхождения на рынок.

Доводы ООО «Лента» об отсутствии каких-либо дополнительных критериев отбора поставщиков, отличных от тех, которые были направлены ООО «ТД Алтайская крупа», противоречат материалам дела.

Так, на заседание Комиссии УФАС по Санкт-Петербургу 25.09.2013 было представлено  информационное письмо, размещенное ООО «Лента» на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http:www.lehta.com), содержащее информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, с приложением к данному письму типовой формы договора поставка, содержащей все существенные условия для такого договора. Названное письмо содержит основания для отбора поставщика, условия отбора контрагента, порядок взаимодействия потенциального поставщика и ООО «Лента», обстоятельства, которые являются преимущественными при отборе потенциального поставщика, а также порядок проведения такого отбора. Вышеуказанная информация в направленных в адрес ООО «ТД Алтайская крупа» письмах отсутствовала.

   При таких обстоятельствах, поскольку ООО «Лента» не представило всей информации по запросу ООО «ТД Алтайская крупа» об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров, а также информацию о существенных условиях договора в срок, установленный в части  1 статьи 9 Закона №318-ФЗ, что создало препятствия ООО «ТД Алтайская крупа» для доступа на рынок розничной торговли продовольственными товарами в качестве поставщика, антимонопольный орган обоснованно квалифицировал данные действия по части 1 статьи 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях  определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что  общество принимало все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Напротив, из материалов дела видно, что в течение года ООО «ТД Алтайская крупа», запрашивая информацию, обязательность размещения которой  в сети Интернет предусмотрена пунктом 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ, в необходимом объеме так ее и не получило.

На основании изложенного,  апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Лента» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Существенных нарушений процедуры привлечения  общества к административной ответственности судом не установлено.

 При  таких  обстоятельствах  апелляционный  суд  считает,  что  суд  первой  инстанции  правильно  и  объективно  оценил  обстоятельства  дела,  и  принял  законное  решение,  оснований  для  его  отмены  и  удовлетворения  апелляционной  жалобы общества не  имеется. 

На  основании  изложенного,  руководствуясь  пунктом 1 статьи  269,  статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный  суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного  суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области  от  05 ноября  2014 года  по  делу  № А56-340208/2014,   оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу ООО «Лента»-  без  удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

 А.Б. Семенова