ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 декабря 2021 года
Дело №А56-24141/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Снукишкис И.В.
при участии:
от заявителя: Шеватурин Д.А., доверенность от 22.03.2021, Тараненко К.К., доверенность от 17.06.2021
от заинтересованного лица: Лысенкова У.А., доверенность от 18.10.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34678/2021) Северо-западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 по делу № А56-24141/2021 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ФГКУ "Дирекция по организации работ НВОС и ОБ ГТС полигона "Красный бор"
к Северо-западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании акта
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона «Красный Бор» (далее - Учреждение, Дирекция, заявитель) обратилось в Арбитражный суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании актаСеверо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) от 28.01.2021 № 02-20/1555 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Решением суда от 02.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что Учреждением был нарушен порядок предоставления Декларации. Ссылается на то, что имеющиеся разрешения Учреждением переоформлены не были, в связи с чем при проверке Управлением были начислены повышающие коэффициенты.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Управлением к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Учреждения просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам проверки представленной Дирекцией декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация НВОС) за 2018 год был составлен акт от 28.01.2021 № 02-20/1555 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду.
К указанному актуприложено требование о погашении задолженности по плате за НВОС в общей сумме 454 149,61 руб.
Посчитав, что указанный Акт проведения контроля составлен с нарушением правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила), и нарушают его права и законные интересы, Дирекция оспорила его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого акта, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктами 5 и 6 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 8 и 9 статьи 16.4 Закона №7-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 450-ФЗ, действующей с 01.01.2020.
В силу положений статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255), которые устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 8 Правил № 255 (в редакции, применимой к правоотношениям по взысканию платы за НВОС за 2018 год) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее соответственно - постановление № 913, постановление № 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В силу пункта 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно пункту 35 Правил № 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 37 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно пункту 40 Правил № 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Как предусмотрено пунктом 44 Правил № 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил № 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Декларация НВОС за 2018 год была направлена Учреждением в адрес Управления письмом от 28.02.2019 № 01-00/179 и получена Учреждением 12.03.2019.
Таким образом, установленный пунктом 37 Правил № 255 срок для проведения контроля за исчислением платы за НВОС по данной декларации истек 12.10.2019.
Доводы подателя жалобы о том, что Декларация НВОС за 2018 была представлена Обществом в электронном виде только 19.10.2020 (с нарушением срока, установленного пунктом 35 Правил № 255) отклоняются судом апелляционной инстанции.
На момент подачи Декларации НВОС за 2018 год действовал Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (далее - Порядок № 3).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка № 3 по общему правилу декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
Вместе с тем, пунктом 6 Порядка № 3 предусмотрено, что в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" декларация о плате представляется на бумажном носителе.
Таким образом, Порядком № 3 была предусмотрена возможность представления декларации о плате за НВОС на бумажном носителе.
Как уже указывалось выше, Декларация НВОС за 2018 год на бумажном носителе была направлена Дирекцией в адрес Управления почтовым отправлением и получена Управлением 12.03.2019.
При этом, в материалы дела не представлены доказательства того, что после получения Декларации НВОС за 2018 год на бумажном носителе Управление известило заявителя о том, что декларация представлена в ненадлежащей форме, равно как в материалы дела не представлены доказательства привлечения заявителя к административной ответственности (статья 8.5 КоАП РФ) за непредставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период.
Из материалов дела также усматривается, что Декларация НВОС за 2018 год в электронном виде была повторно представлена 19.10.2020 Дирекцией в Управление по запросу от 16.10.2020 № 01-00/441, в котором указано на технические неисправности электронного сервиса Управления.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что контроль за исчислением заявителем платы за НВОС за 2018 год не был осуществлен Управлением в установленный срок (9 месяцев), который подлежит исчислению с 12.03.2019, т.е со дня получения Управлением Декларации НВОС за 2018 год на бумажном носителе почтовым отправлением.
Таким образом, оспариваемый акт от 28.01.2021 № 02-20/1555 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год составлен Управлением с нарушением установленного пунктом 37 Правил № 255 срока на осуществление контроля за исчислением платы за НВОС, что является основанием для его признания недействительным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учитывает, что Управлением в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не доказана обоснованность выводов о неправильном расчете заявителем платы за НВОС за 2018 года и не подтвержден должным образом расчет задолженности по плате за НВОС за 2018 год, указанный в оспариваемом акте от 28.01.2021 № 02-20/1555.
Из оспариваемого Акта проведения контроля, а также Требования следует, что в отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты Природопользователем не был применен 25-кратный повышающий коэффициент, в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Природопользователем не был применен 5-кратный повышающий коэффициент.
Вместе с тем судом первой инстанции правомерно установлено, что в спорный период заявитель имел следующие разрешения и утвержденные нормативы:
Разрешение от 03.07.2017 № 26-3139-В-17/22 на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешающее осуществлять выброс в период с 03.07.2017 по 23.05.2022;
Разрешение от 25.02.2016 № 26-1084-С-16/20 на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, разрешающее сброс с 25.02.2016 по 23.09.2020.
Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение per. № 26-3821-0-16/21, утверждённый на основании Приказа Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 03.08.2016 № 75-ОТ, сроком действия с 03.08.2016 по 02.08.2021.
Довод Управления о том, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» (ИНН 7817007454) прекратил свою деятельность 17.04.2018 г., ФГКУ «Дирекция по ликвидации НВОС и ОБ ГТС полигона «Красный Бор» (ИНН 4716044430) было создано путем реорганизации в форме преобразования 17.04.2018, при этом имеющиеся разрешения Учреждением переоформлены не были, подлежат отклонению.
Так из Акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и приложения к нему не следует, что он составлены с учетом действия разрешений и нормативов до 17.04.2018.
Оспариваемый Акт не содержит никакой информации о том, что Документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учтены при расчете платы за размещение отходов производства и потребления, а расчеты сумм плат по объекту негативного воздействия за 2018 год выполнены с применением повышающих коэффициентов, которые применяются в отсутствии действующего документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом разрешения и утвержденные нормативы выданы в отношении определенного полигона, который после реорганизации Учреждения не изменился.
Таким образом, Акт проведения контроля составлен без учета действующих в 2018 году разрешений и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
С учетом вышеизложенного следует признать, что Управлением не подтверждены выводы о неправильном расчете заявителем платы за НВОС за 2018 года изложенные в оспариваемом акте от 28.01.2021 № 02-20/1555 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, а соответственно, не доказана правомерность вынесения данного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным акт от 28.01.2021 № 02-20/1555 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2021 года по делу № А56-24141/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
М.И. Денисюк
Л.В. Зотеева