НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 № А56-60634/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 ноября 2023 года

Дело №А56-60634/2023

Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2023 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33139/2023) ООО "ТОП-Импорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2023 по делу № А56-60634/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению ООО "ТОП-Импорт"

к Балтийской таможне

об оспаривании постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ТОП-Импорт» (ОГРН: 1157847200939, адрес: 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр-кт, д. 10, лит. Э, далее – Общество, ООО «ТОП-Импорт», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А; далее – таможенный орган, таможня) от 06.06.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10216000-1053/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением от 06.09.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, ООО "ТОП-Импорт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 11.05.2022 таможенным представителем ООО «Авангард Директ» в Таможню в электронной форме представлена декларация на товары №10216170/110522/3093179 (далее – ДТ) с целью помещения товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

Согласно сведениям, заявленным в ДТ отправитель товара: компания «Jiangsu Jilong Sport And Leisure Products Co., LTD» (КНР), получатель товаров, декларант, лицо ответственное за финансовое урегулирование: ООО «ТОП-Импорт»; сведения, заявленные в графе 54 ДТ: ООО «Авангард Директ».

Товар № 2 в контейнере № OOCU6860090: «шезлонг водный надувной, пвх...», в количестве 426 шт., вес нетто - 681,6 кг., таможенная стоимость - 253592,05 руб., код в соответствии единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 9401 80 000 9.

Товар № 2 по коду ТНВЭД ЕАЭС и описанию является объектом требований Технического регламента Таможенного союза (далее TP ТС) «О безопасности мебельной продукции» (TP ТС 025/2012), утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 15.06.2012 № 32 (далее - TP ТС 025/2012).

При декларировании и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара № 2 для целей соблюдения запретов и ограничений в области технического регулирования, декларантом в графе 44 ДТ сведения о документе, подтверждающем соответствие товара требования TP ТС 025/2012 не заявлены, в прилагаемых совместно с ДТ электронных документах такие документы также отсутствуют.

Указанные обстоятельства послужили таможенному органу основанием для составления 17.11.2022 в отношении Общества протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

06.06.2023 Таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10216000-1053/2022 по статье 16.3 КоАП РФ, Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, назначен штраф в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» является соблюдение запретов и ограничений.

Согласно статье 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, действовавшего на момент подачи ДТ № 10216170/150921/0276674, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежали представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относилась продукция (товары), которая, в том числе включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождалась представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130, соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции подтверждается (п.2а) в случае когда ввозимая (ввезенная) продукция включена в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии; и (п.2б) в случае когда ввозимая (ввезенная) продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526, и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств - членов Союза установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 г. № 130, документы об оценке соответствия, предоставляемые в таможенный орган для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, должны быть действительны на дату регистрации ДТ.

Техническими регламентами Таможенного союза, ЕАЭС устанавливаются обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции, а также предъявляются дополнительные требования к маркировке товаров, упаковке, этикеткам и правилам их нанесения.

С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к мебельной продукции, обеспечения свободного перемещения мебельной продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 32 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (TP ТС 025/2012) (далее - TP ТС 025/2012).

В соответствии со статьей 2 TP ТС 025/2012 технический регламент устанавливает требования к мебельной продукции и процессам ее использования (эксплуатации) в целях обеспечения на единой таможенной территории Таможенного союза защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды и жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 TP ТС 025/2012 технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза мебельную продукцию - изделия, наборы, гарнитуры мебели бытовой и для общественных помещений, в том числе, изготовленную по индивидуальным заказам.

Согласно статье 3 TP ТС 025/2012 мебельная продукция (мебель) -совокупность стационарных или перемещаемых изделий для обстановки жилых и общественных помещений, а также других зон пребывания человека.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 TP ТС 025/2012 мебельная продукция выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) ее соответствия требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Согласно рассматриваемой ДТ получателем товаров, декларантом, лицом ответственным за финансовое урегулирование выступает ООО «ТОП-Импорт».

В соответствии с данной ДТ товару № 2 «Шезлонг водный надувной, ПВХ» присвоен код классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 9401 80 000 9 -«Мебель для сидения прочая».

Товар № 2 «Шезлонг водный надувной, ПВХ» по коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям TP ТС 025/2012 и является объектом требования TP ТС 025/2012.

Таким образом, для целей таможенного декларирования и помещения под заявленную таможенную процедуру товара № 2 «Шезлонг водный надувной, ПВХ», законодательством установлена необходимость представления таможенным органам одновременно с таможенной декларацией документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений в части мер технического регулирования, а именно декларации о соответствии продукции требованиям TP ТС 025/2012.

На день регистрации ДТ у декларанта отсутствовали документы, подтверждающие соответствие товара требованиям TP ТС 025/2012. Запреты и ограничения в отношении товара № 2 «Шезлонг водный надувной, ПВХ», представленного к декларированию по ДТ, не соблюдены.

Общество ссылается на мнение сертифицирующих органов, которые отказались выпускать декларацию соответствия на данный товар (решения об отказе, выданные ООО «Апекс-сертификация» от 01.12.2021 № 0112202102ОР, ООО «НИЦ ТЕСТ» от 18.05.2022 № 0218, АО «ВНИИС» от 20.05.2022 № 101-ТК/232). Как указывает Общество в апелляционной жалобе, в Приложении № 1 ТР ТС 025/2012 отсутствует такой вид мебели как «надувная мебель», следовательно, на такой вид мебели технический регламент не распространяется.

В соответствии с пунктом 4 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130, документами, подтверждающими соблюдение мер технического регулирования, являются:

а) для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте "а" пункта 2 настоящего Порядка, - документ об оценке соответствия, предусмотренный техническим регламентом (техническими регламентами) Союза (сертификат соответствия требованиям технических регламентов Союза, декларация о соответствии требованиям технических регламентов Союза, свидетельство о классификации маломерного судна, свидетельство о регистрации (государственной регистрации), одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) или иной документ, предусмотренный техническим регламентом Союза);

б) для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Порядка, - документ об оценке соответствия, предусмотренный законодательством государства-члена, на территории которого продукция, подлежащая обязательной оценке соответствия, помещается под таможенные процедуры, либо сертификат соответствия или декларация о соответствии, оформленные по единой форме, на продукцию, подлежащую обязательной оценке соответствия, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620.

Таким образом, письма-разъяснения, выданные аккредитованными лицами, в том числе АО «ВНИИС», не относятся к документам, обязательное представление в таможенные органы которых предусмотрено правом ЕАЭС.

Согласно информации, доведенной до таможенных органов письмами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.08.2016 № 48307/10 «О рассмотрении обращения», Федеральной службы по аккредитации Российской Федерации от 13.11.2018 № 29283/05-СМ «О выдаче писем-разъяснений органами по сертификации», Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.05.2019 № 14-88/28875 «О направлении информации», федеральные органы исполнительной власти и другие организации, к которым относятся органы по сертификации и АО «ВНИИС», не наделены полномочиями по выдаче официальных разъяснений актов, составляющих право Евразийского экономического союза (включая технические регламенты Таможенного союза). В связи с чем, письма федеральных органов исполнительной власти и организаций в указанной сфере не являются обязательными для правоприменения.

В материалах дела содержатся и судом первой инстанции правомерно учтены сведения о получении 16.03.2021 ООО «ГИРВАС ИНТЕРНЕЙШНЛ» (ИНН 9721090180) декларации о соответствии TP ТС 025/2012 ЕАЭС № RU Д-CN.PA0l.В.50698/21 на аналогичный товар, производителем которого является компания «Jiangsu Jilong Sport And Leisure Products Co., LTD» (КНР). Испытания проводились в аккредитованной в ЕАЭС лаборатории - филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в Зеленоградском административном округе города Москвы.

Таким образом, Обществом допущены нарушения таможенного законодательства, выразившиеся в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, исходя из конкретных обстоятельств дела, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу инстанции об отсутствии оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, апелляционный суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, равно как и применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. назначено таможенным органом в минимальном размере санкции статьи 16.3 КоАП РФ.

По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Доводы апелляционной жалобы Общества подлежат отклонению как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 сентября 2023 года по делу № А56-60634/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОП-Импорт" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

А.Б. Семенова