ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
15 ноября 2023 года
Дело №А56-41677/2023
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28453/2023) ООО «Нефтяная компания «НАТ-АРТ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2023 по делу № А56-41677/2023 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ООО «Нефтяная компания «НАТ-АРТ»
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, дом 73, лит. А, ОГРН: 1027801558223 (далее – истец, Отделение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «НАТ-АРТ», адрес: 197349, г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, д.7, лит. А, пом. 19-Н, ОГРН: 1167847437317 (далее – Общество, ответчик) суммы финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 21.07.2023 исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, а также тот факт, что ответчик не мог, начиная с 10.08.2021 получать через АРМ документы, так как был отключен от этой системы по причине отсутствия ЭЦП, а адреса места нахождения у Общества не было, так как хозяйственная деятельность им с 2019 года фактически не ведется.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Отделением в ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что Общество несвоевременно представило сведения по форме СЗВ-М и по форме СЗВ-СТАЖ:
- по форме СЗВ-М за апрель 2021 года сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, вместо установленного срока – 17.05.2021, представлены страхователем – 25.05.2021, о чем составлен акт № 202S18210030645 от 06.07.2021;
- по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, вместо установленного срока – 15.12.2021, представлены страхователем – 24.12.2021, о чем составлен акт № 202S18210072996 от 28.12.2021;
- по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года, за январь и февраль 2022 года сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, были представлены страхователем – 07.04.2022, о чем составлен акт № 202S18220025054 от 14.04.2022;
- по форме СЗВ-М за май 2022 года сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, вместо установленного срока – 15.06.2022, представлены страхователем – 18.06.2022, о чем составлен акт № 202S18220043528 от 08.07.2022;
- по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, вместо установленного срока – 01.03.2022, были представлены страхователем – 07.04.2022, о чем составлен акт № 202S18220025045 от 14.04.2022.
По результатам рассмотрения материалов проверки Отделением вынесены решения от 03.08.2021 № 202S19210039616 (в котором начислен штраф в размере 500 руб.), от 03.02.2022 № 202S19220007065 (в котором начислен штраф в размере 500 руб.), от 31.05.2022 № 202S19220033479 (в котором начислен штраф в размере 500 руб.), от 18.08.2022 № 202S19220051464 (в котором начислен штраф в размере 500 руб.), от 31.05.2022 № 202S19220034070 (в котором начислен штраф в размере 500 руб.) о привлечении страхователя к ответственности в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, на основании которых выставлены требования от 19.08.2021 № 202S01210047759 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей, от 10.03.2022 № 202S01220014455 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей, от 29.06.2022 № 202S01220040674 об уплате финансовых санкций в размере 1500 рублей, от 29.06.2022 № 202S01220040673 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей, от 15.09.2022 № 202S01220057895 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей.
В связи с неисполнением Обществом указанных требований в добровольном порядке, Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций.
09.01.2023 Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области выдан судебный приказ. 18.01.2023 данный судебный акт был отменен, в связи с чем, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определенные сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", а также порядок ее заполнения. Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается что сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды, представлены Обществом с нарушением установленного Законом срока.
Доводы жалобы о невозможности получения Обществом документов через систему АРМ (по причине отсутствия у руководителя ЭЦП) и по почте (по причине отсутствия адреса места нахождения и ведения хозяйственной деятельности) апелляционной инстанцией находит несостоятельными.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица указывается в едином государственном реестре юридических лиц. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно данными ЕГРЮЛ адресом места нахождения Общества является: 197349, город Санкт-Петербург, улица Маршала Новикова, дом 7, литер А, помещение 19-Н.
Как следует из материалов дела и не оспаривается подателем жалобы, корреспонденция (в том числе акты о выявленных заявителем нарушениях, решения о привлечении к ответственности и требования о добровольной уплате штрафов) направлялись Обществу по адресу его места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Неполучение почтовой корреспонденции по адресу места нахождения, в том числе, поступающей от заявителя, свидетельствует о ненадлежащей организации работы Общества в данном вопросе, что создает неблагоприятные риски для самого Общества. В силу статьи 54 ГК РФ почтовые отправления заявителя, доставленные по адресу места нахождения Общества, считаются полученными им.
При этом из представленных Обществом с отзывом на исковое заявление заявлений от 10.04.2022, 08.08.2022 следует, что в марте, июне 2022 года Обществу было известно о выявленных Отделением нарушениях Закона № 27-ФЗ, допущенных страхователем.
Внесение налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений (недостоверность данных участника и единоличного исполнительного органа) и невозможность получения электронной цифровой подписи (с января 2022) с учетом даты принятия Отделением решений, получений Обществом в почтовом отделении заказных писем Отделения фонда, не свидетельствуют о невозможности Обществом получать направленные в его адрес акты, решения, требования. При этом действие ЭЦП, как указывает ответчик, закончилось в декабре 2021, в то время как Отделением помимо 2022 года, решения выносились и в 2021 году, то есть тогда, у ответчика имелась возможность получать корреспонденцию через систему АРМ .
Также суд апелляционной инстанции не находит оснований для уменьшения размера финансовых санкций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
На основании статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на протяжении 2021-2022 годов страхователем систематически допускалось нарушение установленных сроков представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, при значительных периодах просрочки. Несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах может повлечь либо необоснованную индексацию и корректировку пенсии застрахованным лицам, что приводит к нанесению ущерба бюджету фонда, либо нарушение прав застрахованных лиц, прекративших трудовую деятельность на своевременную индексацию и корректировку размера пенсии.
Таким образом, апелляционная инстанция, исходя из обстоятельств и характера совершенных правонарушений, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, полагает, что у суда первой инстанции в данном конкретном случае не имелось достаточных оснований для снижения размера начисленного заявителем штрафа.
Апелляционная инстанция считает, что при вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2023 по делу № А56-41677/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.О. Третьякова