НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 № А42-8550/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 сентября 2022 года

Дело №А42-8550/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.

при участии:

от заявителя: Нифонтов Д.Ю. по доверенности от 09.08.2022

от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23678/2022) АО "Мончегорскводоканал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.06.2022 по делу № А42-8550/2021 (судья Фокина О.С.), принятое

по заявлению АО "Мончегорскводоканал"

к Балтийско-Арктическому межрегиональному управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования

3-е лицо: ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" в лице Центра лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области

об оспаривании предписания

установил:

Акционерное общество «Мончегорскводоканал» (далее – заявитель, Общество, АО «Мончегорскводоканал») обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным и отмене предписания Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, Управление) № 7317/022/2021 от 24.06.2021 в части пунктов 7, 17, 18, 20, 22.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» в лице Центра лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области (далее – третье лицо, ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» «ЦЛАТИ по Мурманской области»).

Решением суда от 03.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что у Общества не было оснований предполагать, что при расчете нормативов допустимых выбросом могут быть использованы недостоверные исходные данные; Управлением не доказано влияние температуры обрабатываемых сточных вод на массу выбросов; своими действиями Управление понуждает Общество провести расчет на все объекты очистительных сооружений, не зависимо от их использования в процессе очистки, с целью увеличения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указывает, что план мероприятий при НМУ разрабатывается в соответствии с приказом Минприроды № 811 от 28.11.2019 г. на основании результатов расчёта рассеивания выбросов по каждому загрязняющему веществу с указанием уровней приземистых наибольших концентраций и вкладов выбросов этих загрязняющих веществ в приземные концентрации, в приказе Минприроды № 811 от 28.11.2019 не предусмотрены мероприятия направленные на уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ для водоканалов. Ссылается на то, что выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий отходы гексана и отходы хлороформа накапливались в герметичной емкости в подсобном помещении в стеклянной таре, являются вновь выявленными, у Общества отсутствовала фактическая возможность утилизировать данный вид отхода. Указывает, что поскольку решением Мончегорского городского суда установлено отсутствие нарушения в части неисполнения обязанности по разработке Проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, 20 пункт Предписания также подлежит отмене. Считает, что Обществом не нарушены требования пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Управление и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 18.05.2021 № 179-рп (в редакции распоряжения от 17.06.2021 № 218-Р0), должностными лицами Управления с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» «ЦЛАТИ по Мурманской области» в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду АО «Мончегорскводоканал», код объекта 47- 0151-000024-П, категория объекта негативного воздействия на окружающую среду II, категория риска объекта – высокая (2), свидетельство о постановке объекта на государственный учет от 09.01.2017 № АОPKL92I, в период с 24.05.2021 по 21.06.2021 проведена плановая выездная проверка.

В результате проверки Управлением установлены нарушения, подробно указанные в акте проверки от 24.06.2021 № 7317/02/029, составленном при участии представителей АО «Мончегорскводоканал». АО «Мончегорскводоканал» выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 24.06.2021 № 7317/022/2021, согласно которому, в том числе:

пункт 7 - декларация о негативном воздействии на объекты окружающей среды в части расчетов за выбросы загрязняющих веществ основаны на использовании недостоверных исходных данных, что привело к искажению определенной расчетом массы выбросов, суммы платы и информации, содержащейся в отчете по производственному экологическому контролю, 2-ТП (воздух): в расчете выбросов в атмосферный воздух приняты неверные исходные данные по температуре обрабатываемых сточных вод (принята равной 4°С против фактической среднегодовой - 11-12°С), в результате чего масса выбросов от всех сооружений существенно занижена; неверно приняты площади открытого зеркала сооружений, что привело к снижению массы выбросов, в нарушение пунктов 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11 статьи 22, пунктов 7, 9 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»;

пункт 17 - не разработаны и не утверждены в установленном порядке мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в нарушение пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»;

пункт 18 - программа ПЭК, Отчет ПЭК, Декларация о воздействии по объекту НВОС с кодом 47-0151-000024-П содержат недостоверные сведения, а именно образование следующих видов отходов: отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации (код ФККО 7 22 800 01 39 4); мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной (код ФККО 7 22 101 02 71 5); кислота серная отработанная аккумуляторная (электролит) (код ФККО 9 20 210 01 10 2); мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной (код ФККО 7 22 101 02 71 5); фильтр тонкой очистки воздуха в вентиляционной системе (предположительно код ФККО 4 43 114 00 00 0); отходы гексана при технических испытаниях и измерениях (предположительно код ФККО 9 41 510 01 10 3); отходы хлороформа при технических испытаниях и измерениях (предположительно код ФККО 9 41 550 01 10 2), в нарушение статьи 31.2, пункта 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», абзаца 25 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», абзаца 1 пункта 1 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;

пункт 20 - не разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объекта HBOC II категории с кодом 47-0151-000024-П, в нарушение пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

пункт 22 - не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие за 2020 год по выбросам в атмосферный воздух загрязняющего вещества «Одорант СМП» и размещение отходов: «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства», «отходы полиэтиленой тары незагрязненной», «отходы упаковочного картона», в нарушение статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Не согласившись с данным предписанием Управления в части указанных пунктов, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых пунктов предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статьей 22 Закон N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1).

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (пункт 2).

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6).

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7).

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (пункт 10).

Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта (пункт 11).

Статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае Управлением в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Мончегорскводоканал» были выявлены нарушения в части расчетов выбросов в атмосферный воздух, а именно: в расчете выбросов в атмосферный воздух приняты неверные исходные данные по температуре обрабатываемых сточных вод, которая принята равной 4 С, при фактической среднегодовой - 11-12 С, минимальной - 9 С., в результате чего занижена сумма платы и искажена информация, содержащаяся в Отчете по ПЭК, 2-ТП (воздух); неверно определены площади открытого зеркала сооружений, что привело к снижению массы выбросов.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки № 7317/02/029 от 24.06.2021.

Факт выполнения инвентаризации выбросов в атмосферный воздух не самим заявителем, а привлеченным третьим лицом - ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» «ЦЛАТИ по Мурманской области» не свидетельствует об отсутствие нарушений, поскольку исходные данные для проведения инвентаризации расчетным методом (температура сточной воды, площади открытого зеркала, сооружения) были представлены самим Обществом, что подтверждено третьим лицом, заявителем не опровергнуто.

Таким образом, оспариваемый пункт 7 предписания правомерно признан судом первой инстанции обоснованным.

В силу положений пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом не разработаны и не утверждены в установленном порядке мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

АО «Мончегорскводоканал» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании декларации о воздействии на окружающую среду, разработанной 16.05.2019 для объекта с кодом 47-0151 -000024-П.

Обществом в 2019 году проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. Составлен отчет по инвентаризации, утвержденный генеральным директором АО «Мончегорскводоканал».

Источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Обществе, согласно инвентаризации, являются (ИЗА):

- 0001, 0002, 0003, 0004, 0005 здание административно-бытового комплекса;

- 0006, 0007 здание мастерских и бытовых помещений;

- 0008, 0009 здание стояночного бокса;

- 0010 здание песколовок;

- 6001 песковые площадки (открытые);

- 6002 первичные горизонтальные отстойники (открытые);

- 6003 аэротенки;

- 6004 вторичные радиальные отстойники (открытые);

- 6005 илоуплотнители;

- 6006 иловые площадки.

В соответствии пунктом 1 Приказа № 811 Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, для АО «Мончегорскводоканал» требуется разработка плана мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, который должен быть согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области, так как согласно данным программно-технического обеспечения ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для Общества (код объекта 47-0151-000024-П) установлена II категория и федеральный уровень надзора.

Вместе с тем, в нарушение выше указанных требований у АО «Мончегорскводоканал» отсутствует в план мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях согласованный с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области, соответственно Общество не осуществляет мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Обществу правомерно выдан пункт 17 предписания на устранение выявленного нарушения

Требованиями пункта 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, предоставляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Согласно пункту 3 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать сведения о декларируемых объемах массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду предоставляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Таким образом, Декларация о воздействии это документ, в котором юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельностьна объектах II категории, заявляют сведения по основным видам негативного воздействия на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование и иная деятельность связанная с отходами).

Требованиями приказа Минприроды России № 74 от 28.02.2019 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» установлено, что Программа производственного экологического контроля (далее — Программа ПЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Программа должна содержать раздел: сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Управлением в процессе проведения плановой выездной проверки установлено, что согласно таблицы 16 программы ПЭК АО «Мончегорскводоканал» «План-график производственного экологического контроля в области обращения с отходами» отображен ежеквартальный контроль за отходом - «кислота серная отработанная аккумуляторная (электролит) (код ФККО 9 20 210 01 10 2), класс опасности 2, образование которого не отображается ни в Декларации о воздействии, отчете ПЭК или учете в области обращения с отходами.

АО «Мончегорскводоканал» для объекта 47-0151-000024-П разработана Декларация о воздействии на окружающую среду от 16.05.2019, которая представлена в адрес Управления.

АО «Мончегорскводоканал» в 3 и 4 кварталах 2020 года учитывает образование и использование такого вида отхода, как «мусор с защитных решеток хозяйствено-бытовой и смешанной» (код ФККО 7 22 101 02 71 5), класс опасности 5. Образование и использование отхода документально ежеквартально подтверждается обществом в объеме 3 тонны. Образование данного вида отхода также установлено при осмотре КНС.

При проведении проверки установлено, что Общество эксплуатирует 82,08 км сетей водоотведения. В соответствии с пунктом 2 мероприятий «Плана мероприятий по устойчивому функционированию производственных объектов АО «Мончегосркводоканал» в аварийных и чрезвычайных ситуациях (ПЛА-21)», в том числе, на сетях и сооружениях водоотведения, утвержденного генеральным директором Общества 29.12.2020, при образовании засоров на канализационных сетях, производится с применением поливоемочной и коллектороочистительной машины, пробивочного шланга, после чего производится очистка колодцев от осадка и песка силами работников Общества. При проведении данных видов работ у Общества образуется отход следующего вида - отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации (код ФККО 7 22 800 01 39 4).

Кроме того, при визуальном осмотре помещений лаборатории АО «Мончегорскводоканал» установлено наличие вытяжной вентиляции В-1 в отделении микробиологического анализа. Согласно акта замены фильтра тонкой очистки воздуха в вентиляционной системе (предположительно код ФККО 4 43 114 00 00 0), в отделении микробиологического анализа ЛККПСВ от 30.10.2020 производилась замена (демонтаж и упаковка) фильтра типа ФВА-НС-595-345-150-Н13/К7/У1 номер 00-009788.

При визуальном осмотре выявлено, что на складе лаборатории АО «Мончегорскводоканал» накапливаются стеклянные емкости со сливами гексана (около 10 л), сливами хлороформа (около 16 л).

Таким образом, Управлением было установлено, что образование отходов: отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации (код ФККО 7 22 800 01 39 4), кислота серная отработанная аккумуляторная (электролит) (код ФККО 9 20 210 01 10 2), мусор с защитных решеток хозяйствено-бытовой и смешанной» (код ФККО 7 22 101 02 71 5), фильтр тонкой очистки воздуха в вентиляционной системе (предположительно код ФККО 4 43 114 00 00 0), отходыгексана при технических испытаниях и измерениях (предположительно код ФККО 9 41 510 01 10 3), отходы хлороформа при технических испытаниях и измерениях (предположительно код ФККО 9 41 550 01 10 2) - не отображены в декларации о воздействии, отчете ПЭК.

С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что 18 оспариваемого предписания Управления является правомерным.

Частью 1 статьи 21 Закона № 7-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в т.ч. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии со статьей 24 Закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу части 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категорий и II категорий.

Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 устанавливает методические указания к единому подходу к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в которых обосновывается планируемая деятельность по образованию и обращению с отходами I-V классов опасности, образующимися в процессе осуществления юридическим лицом хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I и II категориям.

Пунктом 6 приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 установлено, что при обосновании лимитов на размещение отходов для объектов НВОС I категории и массы или объемов размещаемых отходов для объектов НВОС II категории учитываются следующие сведения, включаемые в нормативы образования отходов и лимиты на их размещение:

наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

имеющиеся технические возможности по обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживанию образующихся отходов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо посредством передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

наличие соответствующих установленным требованиям объектов размещения отходовэксплуатируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них планируемого количества отходов каждого вида и класса опасности;

количество планируемых к размещению отходов.

В ходе проведения проверки Обществом представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в 2017 году. Другого документа об образовании отходов в рамках проведения проверки представлено не было.

Согласно статьи 11 Закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам 1 и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что декларация о воздействии на окружающую среду от 16.05.2019 АО «Мончегорскводоканал» представлена в адрес Управления в 2019 году.

Требованиями пункта 3 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Вместе с тем, в ходе проведенной Управлением проверки было установлено образование в процессе деятельности Общества отходов (в том числе, отходы гексана при технических испытаниях и измерениях, отходы хлороформа при технических испытаниях и измерениях), не включенных ни в разработанный проект нормативов образования отходов от 2017 года, ни в документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 21.03.2018 № 04/789, ни в декларацию о воздействии от 2019 года.

Пунктом 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Порядок заполнения Декларации о воздействии утвержден приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (далее - Порядок).

Согласно раздела VI Порядка Декларация о воздействии в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, пункт 20 оспариваемого предписания Управления обоснованно признан судом первой инстанции правомерным.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии со статьей 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Статьей 28 Закона № 96-ФЗ установлено, что за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 23 Закона № 89-ФЗ установлено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пунктом 4 выше указанной статьи предусмотрено, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Материалами проверки подтверждена передача заявителем ООО «Благоуст» отходов на размещение.

Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что АО «Мончегорскводоканал» в нарушение указанных требований не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие за 2020 год по выбросам в атмосферный воздух загрязняющего вещества «Одорант СМП» и размещение отходов: «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства», «отходы полиэтиленой тары незагрязненной», «отходы упаковочного картона».

Таким образом, пункт 22 оспариваемого предписания Управления обоснованно признан судом первой инстанции правомерным.

Ссылки Общества на постановления Мончегорского городского суда Мурманской области от 28.09.2021 по делу № 12-50/2021 и от 19.10.2021 по делу № 12-49/2021, которыми постановления Управления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 и частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества отменены, производство по делам прекращены, правомерно не приняты судом первой инстанции.

В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Правовая квалификация, данная судом общей юрисдикции при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности совершенному заявителем деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда; арбитражный суд не связан выводами суда общей юрисдикции о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм (пункт 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 308-АД15-8967 по делу N А32-38213/2014, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N 306-КГ18-19998 по делу N А65-7944/2017).

Таким образом, положения части 3 статьи 69 АПК РФ не предусматривают преюдициального значения постановления (решения) суда общей юрисдикции, вынесенного по делу об административном правонарушении, для арбитражного суда, рассматривающего иное дело.

В данном случае оспариваемые пункты предписания не нарушают права и законные интересы Общества, не возлагают на Общество не предусмотренные действующим законодательством обязанности, а также не препятствует осуществлению его предпринимательской деятельности.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы и дополнений к ней доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03 июня 2022 года по делу № А42-8550/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Мончегорскводоканал» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

А.Б. Семенова

О.В. Фуркало