НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 № 13АП-43884/2021

881/2022-61038(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.А.,  Соколовой С.В., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Сиблес»  ФИО1 (доверенность от 10.09.2021), от Северо-Западной электронной  таможни ФИО2 (доверенность от 29.12.2021 № 03-38/23474), 

рассмотрев 12.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сиблес» на  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2022  по делу № А56-64337/2021, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Сиблес», адрес: 670045,  Республика Бурятия, <...> км, б/н полигон, эт. 2, каб. 5,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением о признании недействительными решения Северо-Западной  электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21,  корп. 2, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Таможня), от  29.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в  декларациях на товары №№ 10228010/090221/0048842,  10228010/110321/0099456, а также корректировки ПДТ   №№ 10228010/090221/0048842/02, 10228010/110321/0099456/02 и уведомлений  Бурятской таможни, адрес: 670011, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, о не  уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных,  антидемпинговых пошлин, процентов и пеней от 01.07.2021   №№ 10718000/У2021/0000081, 10718000/У2021/0000082. 

Решением суда от 15.11.2021 решение Северо-Западной электронной  таможни от 29.06.2021 № 10228000 и уведомления Бурятской таможни от  01.07.2021 №№ 10718000/У2021/0000081, 10718000/У2021/0000082 признаны  недействительными. В остальной части заявленные требования оставлены без  удовлетворения. 

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  12.05.2022, решение суда от 15.11.2021 в части удовлетворения заявленных  требований отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение  судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие  его выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам  спора, просит отменить постановление от 12.05.2022, оставить в силе решение  суда от 15.11.2021. 


[A1] Податель кассационной жалобы считает ошибочным вывод суда  апелляционной инстанции о том, что лицензия Минпромторга России от  22.01.2021 № 284RU21002000231 выдана в отношении товара, отличного от  задекларированного. Общество считает, что ограничение, установленное в  отношении экспорта лесопродукции, сводится к количеству товаров, которое  может быть вывезено экспортером с применением ставки таможенной пошлины  15% (вместо уплаты таможенной пошлины в размере 80% от таможенной  стоимости, но не менее 55,2 евро за 1м3). Положениями актов международного  права, регулирующих порядок выдачи лицензий, а также законодательством  Российской Федерации, не раскрывается понятие декларации о сделках с  древесиной. При оформлении лицензии значение имеет только наличие  внешнеторговой сделки, разрешения на квоту, наименование и количество  лицензируемого товара. Информация о декларации о сделках с древесиной,  подлежащая указанию в заявлении о выдаче лицензии, носит справочный  характер. 

Общество также указывает, что в данном случае при оформлении лицензии  была допущена явная техническая ошибка в номере декларации о сделке с  древесиной: вместо декларации о сделке с древесиной от 19.06.2020   № 000301560000622800<***> была ошибочно указана декларация о  сделке с древесиной от 19.06.2020 № 000201560000276600<***>. При  этом ошибочно указанная декларация о сделке с древесиной   № 000201560000276600<***> имеет иную дату, относится к более ранним  периодам (до 2020 года). Все остальные сведения, содержащиеся в лицензии,  являются верными. Общество считает, что у Таможни имеется возможность  сопоставить имеющиеся сведения в ЛесЕГАИС и установить, с учетом  пояснений о технической ошибке в номере декларации о сделке с древесиной,  законность применения тарифной льготы. 

В отзывах на кассационную жалобу Таможня и Бурятская таможня, считая  постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным,  просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без  удовлетворения. 

От Бурятской таможни поступило ходатайство о рассмотрение  кассационной жалобы в отсутствие представителя. Отсутствие представителя  Бурятской таможни не является препятствием для рассмотрения кассационной  жалобы. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы,  изложенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни возражал  против удовлетворения кассационной жалобы. 

Законность судебных актов по делу проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществом в  рамках внешнеэкономического контракта от 04.06.2018 № ELZH-036,  заключенного с компанией «Чжэньхуа» (Китай), на Северо-Западный  таможенный пост (ЦЭД) с применением периодического таможенного  декларирования поданы декларации на товары (далее - ДТ)   №№ 10228010/090221/0048842, 10228010/110321/0099456 с целью помещения  под таможенную процедуру экспорта товаров: «Бревна из сосны обыкновенной  вида (Pinus Sylvestris L.) хвойных пород, с размером наибольшего поперечного  сечения более 15 см, с неудаленной корой, необработанные консервантом...».  Заявленный код по ТН ВЭД ЕАЭС - 4403 21 110 0. 

В ДТ Обществом указаны сведения о лицензии Минпромторга России от  22.01.2021 № 284RU21002000231, а также сведения о декларации о сделке с  древесиной от 19.06.2020 № 000301560000622800<***>. 


[A2] При этом в лицензии Минпромторга России от 22.01.2021   № 284RU21002000231 в графе «Дополнительная информация» указана  декларация о сделках с древесиной (далее - ДСД) от 19.06.2020 с иным  номером: № 0002015600002766000326020884. 

В период с 15.06.2021 по 18.06.2021 Таможней проведен таможенный  контроль после выпуска товаров в форме проверки таможенных, иных  документов и (или) сведений. 

В ходе проведения проверки Таможней установлено, что сведения о ДСД,  заявленным в графе 44 ДТ, не соответствуют сведениям, указанным в лицензии  Минпромторга России от 22.01.2021 № 284RU21002000231. При этом ДСД   № 000201560000276600<***> относится к контракту № ELSY-016 от  10.12.2013 с компанией «Сен-ю». 

Таможня пришла к выводу, что лицензия Минпромторга России от  22.01.2021 № 284RU21002000231 не применима к вывозу товаров,  задекларированных по ДТ №№ 10228010/090221/0048842,  10228010/110321/0099456. Следовательно, подлежит применению ставка  вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости, но не  менее 55,2 евро за 1м3. 

Бурятская таможня направила Обществу уведомления от 01.07.2021   №№ 10718000/У2021/0000081, 10718000/У2021/0000082 об уплате вывозной  таможенной пошлины и пени. 

Не согласившись с указанными решением Таможни и уведомлениями  Бурятской таможни, Общество обратилось в арбитражный суд. 

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции  указал, что предметом лицензии Минпромторга России от 22.01.2021   № 284RU21002000231 являлся конкретный товар, экспортируемый с  использованием тарифной квоты (бревна из сосны обыкновенной вида «Pinus  Sylvestris L.»), и его количество (26 385 куб.метров), что корреспондирует  сведениям Приказа Минпромторга России от 29.09.2020 № 3325. Сведения о  сделках с древесиной в графе 16 «Дополнительная информация» не относятся к  предмету лицензии № 284RU21002000231, носят дополнительный характер.  Минпромторг России не прекращал и не приостанавливал действие разовой  лицензии от 22.01.2021 № 284RU21002000231. Суд также указал, что ДСД от  19.06.2020 № 000201560000276600<***>, сведения о которой содержатся  в лицензии, вообще не существует. Под № 000201560000276600<***>  подавалась ДСД от 15.03.2019, а не от 19.06.2020. 

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в части  удовлетворения заявленных требований, указал, что в рамках таможенного  контроля таможенные органы осуществляют проверку происхождения  лесоматериалов, планируемых к вывозу, на основании ДСД, сведения о которой  содержатся, в том числе в лицензии на экспорт лесоматериалов в соответствии  со статьей 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации. Таким образом, 


[A3] указанные в разовой лицензии сведения о ДСД имеют существенных характер.  При этом указание в лицензии по техническим причинам ошибочных реквизитов  ДСД является основанием для прекращения действия лицензии. Общество,  получив лицензию с некорректно указанной в ней ДСД, самостоятельно ошибку  не выявило и не обратилось в Минпромторг России с заявлением о  прекращении действия лицензии и о предоставлении новой лицензии на тот же  товар в соответствии с пунктом 19 Правил выдачи лицензий и разрешений на  экспорт и (или) импорт товаров, являющихся Приложением к Протоколу о мерах  нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к  Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). Суд  апелляционной инстанции согласился с позицией Таможни о том, что лицензия  Минпромторга России от 22.01.2021 № 284RU21002000231 не применима к  поставке по ДТ №№ 10228010/090221/0048842, 10228010/110321/0099456. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной  жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела и представленным доказательствам, находит судебные акты  подлежащими отмене исходя из следующего. 

Согласно пункту 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993   № 5003-1 «О таможенном тарифе» под тарифной квотой понимается мера  регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из  Российской Федерации, предусматривающая применение в течение  определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины  при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном  выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины,  установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым  из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты),  применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная  Правительством Российской Федерации. 

Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством  Российской Федерации. 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от  30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на  товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств -  участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу  некоторых актов Правительства Российской Федерации» ставка вывозных  таможенных пошлин в отношении товара, классифицируемого кодом ТН ВЭД  ЕАЭС 4403 21 110 0, составляет: 15% - при наличии лицензии, выданной  компетентным органом, и 80%, но не менее 55,2 евро за м куб. - без  предоставления лицензии. 

Распределение тарифных квот осуществляется в порядке,  предусмотренном международным договором Российской Федерации,  посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской  Федерации разовых лицензий (пункт 2 Правил распределения между  участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении  ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной,  вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории  государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  30.07.2012 № 779 (далее - Правила № 779). 

Приказом Минпромторга России от 29.09.2020 № 3325 «Об утверждении  распределения объемов тарифных квот, установленных в отношении ели 


[A4] обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых  за пределы территории Российской Федерации и территории государств -  участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением  Европейского союза, между участниками внешнеэкономической деятельности в  2021 году» Обществу предоставлена тарифная квота на 2021 год на сосну  обыкновенную в объеме 26 385 куб.м. 

В материалы дела представлена выданная Обществу разовая лицензия  Минпромторга России от 22.01.2021 № 284RU21002000231 на экспорт в Китай в  рамках контракта от 14.06.2018 № ELZH-036 бревен из сосны обыкновенной с  размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более в объеме  1000 куб.м. 

Статьей 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза  (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что в декларации на товары подлежат  указанию, в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений в  соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС, а также об исчислении таможенных  платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которые в  том числе предполагают заявление сведений о ставке вывозной таможенной  пошлины в рамках тарифной квоты. Кроме того, в соответствии с указанной  статьей ТК ЕАЭС в декларации на товары также подлежат указанию сведения о  документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары,  указанных в статье 108 ТК ЕАЭС. 

В силу положений статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации  юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с  древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из  Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6  настоящего Кодекса единой государственной автоматизированной  информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о  сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного  электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети  «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг. 

Согласно представленному в материалы дела письму Минпромторга  России от 16.11.2021 № 99468/03, для выдачи лицензии предоставление в  комплекте документов ДСД не предусмотрено ни правом ЕАЭС, ни  законодательством Российской Федерации. Проверка ДСД в рамках принятия  решения о выдаче лицензии не входит в полномочия должностных лиц  Минпромторга России. Вместе с тем, в целях контроля за оборотом  лесоматериалов, в соответствии с пунктом 12 Правил № 779, в заявлении о  выдаче лицензии должны быть указаны сведения о номере и дате подачи ДСД,  которые переносятся в лицензию. Минпромторг России представляет ФТС  России всю информацию, содержащуюся в базе данных разрешительных  документов на осуществление экспортных/импортных операций, в том числе,  электронные копии лицензий, а также сведения о документах, на основании  которых они выданы. 

Пунктом 5 Правил представления декларации о сделках с древесиной,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  06.01.2015 № 11, определено, что ДСД представляется по каждой сделке с  древесиной, в том числе, в целях вывоза из Российской Федерации. 

В соответствии с положениями решения Коллегии Евразийской  экономической коллегии от 24.04.2017 № 35 «О внесении изменений в  Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары» в Российской  Федерации при декларировании лесоматериалов дополнительно указываются 


[A5] номер и дата подачи ДСД. 

Таким образом, после представления в установленном порядке ДСД  сведения о ней указываются в заявлении о выдаче лицензии, переносятся в  лицензию, указываются в декларации на товары. 

В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы  задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют, в том  числе функцию по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в  отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (подпункт  3 пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС). 

Федеральной таможенной службе поручено при проведении таможенного  контроля осуществлять контроль за объемом, видовым (породным) и (или)  сортиментным составом древесины, вывозимой из Российской Федерации  (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021   № 1099 «О федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки,  хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета  сделок с ними»). 

В случае несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям,  указанным в лицензии, таможенный орган отказывает в выпуске товара (пункт  19 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской  Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке  контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию  Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории  лицензируемых товаров, утвержденной приказом ФТС России от 29.12.2011   № 2652). 

Таким образом, вопреки выводу суда первой инстанции, сведения о ДСД,  содержащиеся в лицензии и подлежащие указанию в ДТ, позволяют обеспечить  контроль за оборотом лесоматериалов, имеющиеся несоответствия в данных  сведениях влекут отказ в выпуске товаров. 

Также в случае, если происхождение экспортируемых по ДТ товаров не  подтверждено, товары приобретались или были получены при неустановленных  обстоятельствах, представляемая лицензия сама по себе не может являться  основанием для предоставления льготы, поскольку не подтверждает право на  экспорт в рамках тарифной квоты именно тех лесоматериалов, которые  заявлены в ДТ (определение Верховного Суда Российской Федерации от  26.12.2017 № 304-КГ17-18532). 

В данном случае несоответствие сведений о ДСД в лицензии и в ДТ не  было установлено Таможней в процессе осуществления таможенных операций,  связанных с выпуском лицензируемых товаров. Товары, задекларированные по  ДТ №№ 10228010/090221/0048842, 10228010/110321/0099456, выпущены в  соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта. Выявление в  пределах срока таможенного контроля имеющихся несоответствий привело к  применению таможенной пошлины в размере не 15%, а 80% от таможенной  стоимости, но не менее 55,2 евро за 1м3. 

Суд апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении  заявленных требований, указал, что лицензия Минпромторга России, выданная  в отношении товара, задекларированного по рассматриваемым ДТ, и  содержащая достоверные сведения о ДСД, не представлена. 

Вместе с тем, с учетом обстоятельств конкретного дела, заслуживает  внимания довод Общества о том, что при оформлении лицензии была  допущена явная техническая ошибка в номере декларации о сделке с  древесиной: вместо декларации о сделке с древесиной от 19.06.2020 


[A6] № 0003015600006228000326020884 была ошибочно указана декларация о  сделке с древесиной от 19.06.2020 № 0002015600002766000326020884. При  этом ошибочно указанная декларация о сделке с древесиной   № 0002015600002766000326020884 имеет иную дату, относится к более ранним  периодам (до 2020 года). Все остальные сведения, указанные в лицензии,  являются верными и соотносятся с иными документами и ДСД с правильным  номером 0003015600006228000326020884. Происхождение экспортируемых по  ДТ товаров, законность их оборота могут быть достоверно установлены, в том  числе, путем сопоставления сведений из ЛесЕГАИС, с учетом пояснений о  допущенной технической ошибке. 

Указанные доводы Общества о наличии явной технической ошибки и  возможности достоверно установить происхождение экспортируемых товаров и  законность их оборота имеют существенное значение для правильного  рассмотрения спора, однако не были исследованы и не получили надлежащей  оценки в судах первой и апелляционной инстанций. 

При таком положении решение суда и постановление апелляционной  инстанции не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат  отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, с учетом  характера спорного правоотношения и подлежащего применению  законодательства дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц,  участвующих в деле, имеющимся в деле и дополнительно представленным  доказательствам в их совокупности, после чего разрешить спор с правильным  применением норм права. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 15.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 12.05.2022 по делу № А56-64337/2021 отменить. 

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

Председательствующий С.В. Лущаев

Судьи Е.Н. Александрова

С.В. Соколова