НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 № А56-42200/2017

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 февраля 2018 года

Дело №А56-42200/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Толкунова В.М.

судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 08.02.2018, ФИО2 – доверенность от 08.02.2018, ФИО3 – доверенность от 08.02.2018, ФИО4 – доверенность от 14.11.2017

от заинтересованного лица: ФИО5 – доверенность от 29.12.2017, ФИО6 – доверенность от 29.12.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32097/2017) Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2017 по делу № А56-42200/2017 (судья Соколова Н.Г.), принятое

по заявлению ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"

к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга

об оспаривании постановления

установил:

Открытое акционерное общество (в настоящее время – акционерное общество) "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее – заявитель, ОАО «СЗППК», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 05.06.2017 № 28/1-17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением суда от 16.11.2017 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Комитет указывает, что исходя из положений Порядка ведения раздельного учета и расходов в сфере железнодорожных перевозок и Методики расчета ОАО «СЗППК» обязано вести раздельный учет доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств на счетах бухгалтерского учета, как по субъектам Российской Федерации, так и по видам деятельности (по каждому субъекту Российской Федерации отдельно), на основании которого составляются сводные таблицы управленческого учета, предназначенные, в том числе, для составления необходимой отчетности.

В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы апелляционной жалобы. Представители Общества просили в удовлетворении жалобы отказать по мотивам письменного отзыва.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 08.02.2018 по 13.02.2018.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.03.2017 № 27 Комитетом проведена плановая выездная проверка ОАО «СЗППК», по итогам которой составлен акт проверки от 02.05.2017 № 4/17.

Постановлением от 05.06.2017 № 28/1-17 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 №653 (далее - Основы).

В соответствии с пунктом 3 Основ ценовая ставка за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) субъектами регулирования, представляет собой тариф.

Таким образом, ценообразованием в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, является процесс государственного регулирования тарифов, т.е. процесс расчета и установления регулируемых тарифов в отношении работ (услуг) в сфере железнодорожных перевозок.

Согласно подпункту а) пункта 5 Основ государственное регулирование тарифов основывается на принципе формирования тарифов с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности (не по субъектам Российской Федерации).

В силу пункта 13 Основ основным методом государственного регулирования тарифов является метод экономически обоснованных затрат.

В силу пункта 19 Основ методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования, утверждает Федеральная служба по тарифам.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (дала - Методика).

В соответствии с пунктом 3 Методика определяет основные положения по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, на основе данных бухгалтерского учета и данных, полученных в ходе ведения раздельного учета, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.2008 N 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» установлено, что порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий разрабатывается и утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти по кругу своего ведения.

Так, порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий сфере услуг, оказываемых в сфере железнодорожных перевозок, разрабатывается и утверждается Министерством транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России).

Приказом Минтранса России от 12.08.2014 N 225 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Порядок), согласно которому раздельный управленческий учет (не бухгалтерский) доходов и расходов ведется по следующим видам деятельности: грузовые перевозки; предоставление услуг инфраструктуры; предоставление услуг локомотивной тяги; пассажирские перевозки в дальнем следовании; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; ремонт железнодорожного подвижного состава; строительство объектов инфраструктуры; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; предоставление услуг социальной сферы; прочие виды деятельности.

Ведение раздельного управленческого и тем более бухгалтерского учета в разрезе субъектов Российской Федерации ведомственным актом не предусмотрено.

Приложением № 5 к Приказу Минтранса России от 12.08.2014 N 225 предусмотрена методология распределения доходов и расходов субъекта регулирования от пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации.

Судом установлено, что Обществом распределение доходов и расходов от пассажирских перевозок в пригородном сообщении ведется в соответствии указанным Приложением.

Ссылки Комитета на ведение раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии, теплоснабжения правомерно не приняты судом во внимание ввиду того, что соответствующие нормы не относятся к рассматриваемому виду деятельности заявителя.

Таким образом, в отсутствие нормативно-правовых актов, обязывающих хозяйствующий субъект в сфере железнодорожных перевозок вести раздельный бухгалтерский учет по субъектам Российской Федерации, деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется по общепринятым правилам ведения раздельного бухгалтерского учета, в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету, что характерно для деятельности ОАО «СЗППК».

Поскольку деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении является основным видом деятельности для Общества, и данный вид деятельности остается неизменным вне зависимости от субъекта Российской Федерации, в котором он осуществляется, судом правомерно сделан вывод, что ведение раздельного бухгалтерского учета по данному виду деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета не осуществляется.

Ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н, которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Учет доходов и расходов регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №32н, и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.

Как правомерно отмечено судом, ни в одном из вышеперечисленных документов не указано, что организация обязана вести в регистрах бухгалтерского учета раздельно учет доходов и расходов по отдельным географическим сегментам (в рассматриваемой ситуации - по субъектам РФ), если только самостоятельно не определила в своей учетной политике такую необходимость.

Из материалов дела следует, что учетная политика Общества подготовлена с учетом требований Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» на базе типовой учетной политики пригородных пассажирских компаний Общества и утверждена Советом директоров ОАО «СЗППК».

Учетной политикой определено, что Общество ведет учет доходов и расходов в соответствии с классификатором доходов, классификатором расходов номенклатуры доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (приложение № 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденному приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 225). В классификаторе доходов номенклатуры доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок установлена группировка статей доходов по видам доходов, видам деятельности и подгруппам видов деятельности, в классификаторе расходов установлена группировка статей по видам расходов, видам деятельности, укрупненным видам работ, отраслевым хозяйствам. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Общества формируются по следующим видам деятельности: пассажирские перевозки в пригородном сообщении и прочие виды деятельности.

На основании изложенного довод Комитета о том, что учетная политика Общества, методические документы бухгалтерии ОАО «РЖД» не раскрывают методические и организационные способы ведения бухгалтерского учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности (в том числе по регулируемому - пассажирские перевозки в пригородном сообщении) в разрезе субъектов РФ, необходимые для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказывающие существенное влияние на оценку и принятие решений внешними пользователями (например, Комитетом), в том числе на счетах (субсчетах второго, третьего порядка и т.д., либо по номенклатурным группам) рабочего плана счетов, правомерно отклонен судом.

Пунктом 2.9, подпунктом 5 учетной политики Общества, а также приказом №725/п от 31.12.2014 установлено, что Общество ведет учет расходов в соответствии с классификатором расходов номенклатуры доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (Приложение № 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденному приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 225).

Данный классификатор регламентирует состав по статьям управленческого учета прямых производственных (специфических), общепроизводственных, общехозяйственных расходов и расходов по содержанию аппарата управления.

Судом также установлено, что Общество отражает прямые производственные (специфические) расходы по видам расходов по статьям классификатора расходов, по видам деятельности - по соответствующим счетам и субсчетам, утвержденным в Плане счетов к учетной политике АО «СЗППК».

Общепроизводственные расходы учитываются по видам расходов по статьям классификатора расходов на счете 25, списываются в дебет счетов 20 "Основное производство". Счет 25 сальдо на конец отчетного периода не имеет, так как является собирательно-распределительным.

Общехозяйственные расходы отражаются по видам расходов по статьям классификатора расходов на счете 26 "Общехозяйственные расходы", который предназначен для обобщения информации о расходах и нуждах управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Счет 26 не имеет сальдо, поэтому в конце месяца все накопленные на данном счете общехозяйственные расходы списываются на счет 20 "Основное производство".

Таким образом, в соответствии с учетной политикой Общества распределение между обычными видами деятельности Общества общепроизводственных и общехозяйственных (управленческих) расходов производится в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.

Пунктом 6 вводной части Порядка определены основы осуществления раздельного управленческого учета и установлено, что распределение доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации раскрыто в приложении N 5 к Порядку.

Пункт 1.1 Порядка описывает методологию распределения доходов и расходов субъекта регулирования от пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам РФ.

В пункте 1.2 Порядка указано, что порядок и регламент применения методологии раздельного учета доходов и расходов субъекта регулирования от пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам РФ устанавливаются внутренними нормативными документами субъекта регулирования.

Данная норма не исключает возможности для субъекта регулирования непосредственно руководствоваться Порядком без каких бы то ни было отступлений и добавлений.

Данное обстоятельство нашло отражение в приказе генерального директора № 725/п от 31.12.2014 «О применении методологии раздельного учета доходов и расходов АО «СЗППК» от пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам РФ полигона деятельности АО «СЗППК»» (далее - Приказ). Приказ издан в целях установления порядка и регламента применения методологии раздельного учета.

Суд первой инстанции правомерно указал, что вывод о наличии обязанности ведения раздельного бухгалтерского учета, сделанный на основании некорректного толкования требований Порядка, является несостоятельным и не может являться основанием для возложения на Общество нормативно не предусмотренных обязанностей и привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 19 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1 (далее - Методика), в состав экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением субъектом регулирования железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, включаются: расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации), отнесенные на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в соответствующем субъекте Российской Федерации, по данным бухгалтерского учета, полученным в ходе ведения раздельного учета, налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации; отчисления на амортизацию основных средств, определяемые с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования, по данным бухгалтерского учета, полученным в ходе ведения раздельного учета: прочие расходы компаний пригородных пассажирских перевозок, в том числе расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, включая уплату процентов за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с продажей иностранной валюты, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности, по данным бухгалтерского учета, полученным в ходе ведения раздельного учета, налоги и иные обязательные платежи, и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного при буквальном толковании содержания пункта 19 Методики во взаимосвязи с пунктом 3 Методики и требований иных регламентирующих нормативных документов в их совокупности и взаимосвязи, в отсутствие в тексте прямого указания на ведение раздельного учета расходов и доходов по субъектам РФ вывод Комитета о наличии таковой обязанности необоснован.

В соответствии с Порядком ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета. Закрепление понятия «управленческий учет» в законодательстве отсутствует, так же как и обязанность ведения управленческого учета.

Правила ведения управленческого учета специально не регламентируются действующим законодательством. Поэтому организация вправе самостоятельно устанавливать процедуры, порядок ведения управленческого учета, а также методы формирования управленческой информации. Управленческий раздельный учет в ОАО «СЗППК» ведется в отдельной программе Excel специалистами отдела экономики и бюджетирования. Пунктом 2.9, подпунктом 1 учетной политики Общества установлено, что формирование в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества информации о расходах производится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн, с учетом следующих особенностей. ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования именно в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций и не обязывает вести раздельный бухгалтерский учет по географическим сегментам (в рассматриваемой ситуации - по субъектам РФ). Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов Общества по видам деятельности производится согласно Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов в соответствующей доле пропорционально прямым специфическим расходам (таблица 2.1 Порядка ведения раздельного учета). Распределение прочих расходов Общества по видам деятельности производится согласно «Методике расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации», утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 №235-т/1. Общепроизводственные, общехозяйственные расходы и расходы на содержание аппарата управления в управленческом учете распределяются по субъектам РФ в соответствующей доле пропорционально измерителю согласно Приложению 1 к Методике расчета экономически обоснованных затрат.

Комитет не оспорил, что для получения информации о доходах, расходах и финансовых результатах в отношении перевозок в пригородном сообщении по субъектам РФ ОАО «СЗППК» использует следующие данные и формы расчетов: документы о ежемесячных доходах, полученные с сайта ИВЦ: «Справка о показателях АО «СЗППК» по перевозке пассажиров в пригородном сообщении по категориям пассажиров и видам билетов в разрезе субъектов РФ»; «Отчет о доходах от продажи проездных и перевозочных документов ОАО «СЗППК»; кассовые отчеты; первичные документы по доходам и расходам (без разделения по субъектам РФ); сводные ведомости учета продажи билетов пригородного сообщения месячной выручки по машинам МКТК по форме ЛУ-41; сводные ведомости учета продажи билетов пригородного сообщения месячной выручки по терминалам самообслуживания СПК-И102М по форме ЛУ-40; своды расхождений, выявленных при сверке отчета о доходах от продажи ПД и кассового отчета по отправлению багажа; своды расхождений, выявленных при сверке отчета о доходах от продажи ПД и кассового отчета по продаже билетов; ведомости исправлений по форме ФДУ-8; отчеты по ведомостям исправлений формы ФДУ-8 за отчетные месяцы с указанием причин расхождений; прочие.

Данные, содержащие информацию о пассажирообороте, пассажирокилометрах и доходах, полученных от оказания услуг по перевозке пассажиров, ежемесячно формируются на официальном сайте ОАО «РЖД» в документах: «Справка о показателях АО «СЗППК» по перевозке пассажиров в пригородном сообщении по категориям пассажиров и видам билетов в разрезе субъектов РФ»; «Отчет о доходах от продажи проездных и перевозочных документов АО «СЗППК» с использованием автоматизированной системы управления «Экспресс-3».

Использование АСУ «Экспресс-3» предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 26.07.2002 № 30.

Таким образом, вышеперечисленные локальные нормативные акты и формы расчетов, представленные на проверку, дают достаточные доказательства для понимания порядка учета ОАО «СЗППК» доходов, расходов и финансовых результатов в разрезе субъектов РФ. Комитет надлежаще не опроверг, что обоснование фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности подтверждается формами первичной и оперативно-технической отчетности, сформированными базами распределения, используемыми при распределении затрат.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, признается апелляционным судом правомерным.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2017 по делу № А56-42200/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

И.Б. Лопато

А.Б. Семенова