ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
20 октября 2023 года
Дело №А56-9603/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: Соколов Н.В. по доверенности от 28.12.2022
от заинтересованного лица: Кузьмина А.П. по доверенности от 09.01.2023
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24953/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2023 по делу № А56-9603/2023, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Охранная фирма "Титан"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (далее – СПб ГУП «Горэлектротранс», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 27.12.2022 по жалобе № Т02-674/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Охранная фирма "Титан".
Решением суда от 20.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что комиссия СПб УФАС России признала в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов, транспортных средств, территории, помещений, имущества заказчика, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; прибытию вооруженной мобильной группы быстрого реагирования; транспортировке и сопровождению сотрудников и материальных ценностей (извещение №32211775645) нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, допущенное путем неправомерного установления в подпункте 2.2.3 пункта 11.2 тома 2 Документации порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами», который не соответствует предмету проводимой процедуры Закупки.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Предприятия просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
ООО "Охранная фирма "Титан" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сети Интернет (далее - ЕИС) было опубликовано извещение № 32211775645 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов, транспортных средств, территории, помещений, имущества заказчика, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; прибытию вооруженной мобильной группы быстрого реагирования; транспортировке и сопровождению сотрудников и материальных ценностей (далее - Документация). Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее - Положение) в редакции от 11.10.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с Протоколом № 26/2022-ОК от 09.12.2022 к участию в Закупке были допущены две заявки: ООО «ОП «Дифенс» и ООО «Охранная фирма «Титан» (далее – Общество).
По результатам оценки заявок закупочной комиссией было принято решение присвоить заявке Общества «0 баллов» по подкритерию «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника конкурса».
В Управление поступила жалоба Общества (вх. №31943-ЭП/22 от 13.12.2022) на действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению заявителя в ненадлежащем осуществлении оценки заявки Общества по подкритерию «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника конкурса», с учетом установления в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по вышеназванному подкритерию.
По результатам рассмотрения жалобы № Т02-674/22 Управлением вынесено решение от 27.12.2022, согласно которому жалоба Общества на действия Организатора торгов при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов, транспортных средств, территории, помещений, имущества заказчика, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; прибытию вооруженной мобильной группы быстрого реагирования; транспортировке и сопровождению сотрудников и материальных ценностей (извещение №32211775645) признана обоснованной.
В действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении конкурса в электронной форме (извещение №32211775645) признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, допущенное путем неправомерного установления в подпункте 2.2.3 пункта 11.2 тома 2 Документации порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами», который не соответствует предмету проводимой процедуры Закупки.
Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» и его закупочной комиссии выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, согласно которому предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников Закупки без учета содержащегося в документации подкритерия оценки заявок «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами» и завершения процедуры Закупки в соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона № 223-ФЗ.
Не согласившись с вышеуказанным решением и предписанием Управления, Учреждение оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми всоответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона №223 -ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение идокументацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Частью 9 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке в числе прочего должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Заказчиком утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта (далее - положение).
В соответствии с требованиями Положения, Заказчиком проводился конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов, транспортных средств, территории, помещений, имущества заказчика, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; прибытию вооруженной мобильной группы быстрого реагирования; транспортировке и сопровождению сотрудников и материальных ценностей, извещение №32211775645.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что согласно пункту 31.1 Положения, для оценки заявок Заказчик может в документации о закупке устанавливать, в том числе критерий квалификации участников закупки, одним из которых является «наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов».
Согласно п. 11.1 тома 2 Документации для оценки заявок участников закупки заказчик устанавливает следующие критерии:
1) Цена договора — 50%;
2) «Квалификация участника конкурса» - 50%:
2.1 «Квалификационные требования к финансовому положению»: 2.1.1 «Отсутствие убытков за полный последний финансовый год» - 15 баллов;
2.2 «Квалификационные требования к участнику»:
2.2.1 «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету настоящего конкурса за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке -наибольшая сумма исполненного участником договора. При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка» - 5 баллов;
2.2.2 «Обеспеченность трудовыми ресурсами» - 20 баллов;
2.2.3 «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами» - 50 баллов;
2.2.4 «Наличие собственного или арендованного помещения для круглосуточного нахождения собственного оперативного дежурного с наличием круглосуточной оперативной связи» - 10 баллов.
Как следует из подпункта 2.2.3 пункта 11.2 тома 2 Документации, присвоение баллов по подкритерию «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами» осуществляется следующим образом:
Показателем является наличие комплекта собственных материально-технических ресурсов, необходимых для оказания услуг: Для оценки заявок по данному показателю Заказчик устанавливает предельно необходимое минимальное количественное значение:
- Транспортное средство со специальной раскраской, информационными надписями и знаками – 6 штук;
- Комплект спецсредств (палка резиновая, наручники, бронежилет, шлем защитный) – 42 комплекта;
- Мобильный телефон – 42 штуки;
- Служебное оружие – 20 шт.
- оборудование, сертифицированное на соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 (далее - Постановление № 969):
- не менее 20 (Двадцати) переносных металлодетекторов;
- не менее 4 (Четырех) анализаторов паров взрывчатых веществ; - не менее 20 (Двадцати) переносных радиостанций.
По данному показателю оценке подлежат следующие включенные Участником конкурса в состав Заявки на участие в конкурсе документы:
а) Копии документов, подтверждающих приобретение/аренду спецсредств, мобильных телефонов, и разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
б) Копии документов о наличии транспортных средств (Копия свидетельства о регистрации ТС или копия договора лизинга/аренды с копиями полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев) с приложением фотографий, на которых запечатлены предоставляемые автомобили с государственными регистрационными номерами. Копию заключения регионального управления МВД России о согласовании схемы специальной раскраски и информационных надписей на каждое транспортное средство.
в) для оборудования, сертифицированного на соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам, утверждённым Постановлением № 969 предоставляются документы:
1. копии документов, подтверждающих приобретение/ аренду оборудования;
2. Сертификаты соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам, утверждённым Постановлением № 969 – на каждый вид оборудования;
3. копию технического паспорта либо аналогичного документа на каждую единицу оборудования;
4. фотографию каждой единицы оборудования с читаемым заводским номером.
В случае выявления в представленных документах недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится. Не предоставление подтверждающих документов не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Управление пришло к выводу о том, что условия оценки заявок участников Закупки по подкритерию «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами» в части наличия оборудования по ППРФ №969, указанные в подпункте 2.2.3 пункта 11.2 тома 2 Документации, не соответствуют установленному предмету проводимой процедуры Закупки.
Из материалов дела следует, что ООО «Охранная фирма «Титан» в ходе рассмотрения заявок по подкритерию «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами» было присвоено 0 баллов.
Указанная оценка была дана в связи с тем, что Участник в составе своей заявки в подтверждение наличия у него не менее 4 (Четырех) анализаторов паров взрывчатых веществ приложил договор аренды оборудования № 15/2021 от 15.06.2021 г. (далее - Договор аренды), относящийся к спектрометрам ионной подвижности (2 шт.) и детекторам паров и следов взрывчатых веществ (2 шт.), т.е. оборудованию (в подтверждение наличия и применения Участником оборудования, сертифицированного на соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. в соответствии с подкритерием №4).
Срок действия Договора аренды составляет 1 год со дня его подписания с возможностью пролонгации (п.2.1 Договора аренды), то есть до 15.06.2022 г. При этом документы, подтверждающие пролонгацию Договора аренды не были предоставлены Заказчику.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Заказчик установил, что на момент проведения Закупки у Участника отсутствуют документальные подтверждения обеспеченности участника материально-техническими ресурсами, что в соответствии с условиями конкурсной документации влечет единственную допустимую оценку по подкритерию: 0 баллов.
Управление полагает, что само по себе включение в документацию о Закупке подкритерия «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами» является неправомерным и не относящимся к предмету закупки.
Между тем, данные доводы правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Судом установлено, что требование Предприятия о наличии технических средств сертифицированных в соответствии с Постановлением №969 связано с геополитической ситуацией, учитывая Указ Президента от 19.10.2022 № 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 № 756", в Санкт-Петербурге действует режим базовой готовности.
Сертификация по Постановлению № 969 гарантирует, что оборудование имеет повышенный уровень чувствительности, защищенности от помех, минимизированы ошибочные срабатывания.
Согласно пункту 3.2.13.5 (том 3 Документации) установлено, что при оказании услуг исполнителю на территорию охраняемого объекта запрещается пропуск лиц, имеющих при себе: взрывчатое вещество, либо предмет похожий на взрывное устройство и боеприпасы; Огнестрельное (гладкоствольное либо нарезное), холодное, газовое, пневматическое или спортивное оружие и боеприпасы к нему; Электрошоковое устройство без специального разрешения. Аналогичные требования к оказанию услуг содержатся в проекте договора (том 4 Документации).
Таким образом, наличие у участников сертифицированного оборудования - анализаторов паров взрывчатых веществ позволяет обеспечить в полном объеме качественное оказание услуг, что является одним из объективных критериев оценки заявок участников.
Согласно Постановлению № 969 анализаторы паров взрывчатых веществ и металлодетекторы относятся к техническим средствам, в связи с чем не могут расцениваться в качестве специальных средств.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел нарушений Предприятием требований пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемые решение и предписание Управления недействительными.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда от и удовлетворения апелляционной жалобы УФАС не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2023 года по делу № А56-9603/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
М.И. Денисюк
Л.В. Зотеева