ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
24 мая 2022 года
Дело №А56-103855/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Вавилова Е.В. по доверенности от 21.12.2021
от заинтересованного лица: Воробьева А.Б. по доверенности от 29.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7917/2022) ООО "Б.БРАУН МЕДИКАЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2022 по делу № А56-103855/2021 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению ООО "Б.БРАУН МЕДИКАЛ"
к Северо-Западной электронной таможне
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Б.Браун Медикал» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западной электронной таможни (далее – Таможня) от 10.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары № 10228010/090821/0360426.
Решением суда от 07.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленное требование. Податель жалобы указывает, что в качестве обоснования указания соответствующего кода заявителем в таможенный орган и суд первой инстанции были предоставлены подтверждающие правомерность указания соответствующего кода ОКП документы, а именно: сертификаты соответствия, письмо Росздравнадзора исх. № 10-65751/21 от 16.11.2021; исх. № 10-70589/21 от 06.12.2021. Ссылается на то, что заявленные в таможенной декларации товары (товар № 1, 12,13,14) включены в пункты 2, 3,4, 5, 6 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042, в связи с чем, на основании ст.ст. 149, 150 НК РФ их реализация на территории РФ и ввоз на территорию Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Таможни просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО «Б.Браун Медикал» ввезло на таможенную территорию и с использованием ДТ № 10228010/090821/036:0426 задекларировало с освобождением от уплаты НДС товары, в том числе:
- товар № 1 «Медицинские изделия.. .сверло...», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9; № 12 «Медицинские изделия...трубка для аспирации и ирригации эндоскопическая...», код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 39 000 0; № 13 «Медицинские изделия... зажим диссекционньш эндоскопический...», код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9;
- товар № 14 «Медицинские изделия...пинцет стоматологический...», код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 49 900 0.
При таможенном декларировании в графе 36 ДТ в отношении спорных товаров Обществом заявлены сведения об особенностях исчисления НДС - «ОООО-ХТ» (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
Согласно сведениям, заявленным при таможенном декларировании в графе 44 ДТ под кодом «07012» по товарам №№ 1,12, 13, 14, задекларированным по ДТ № 10228010/090821/0360426 в качестве документов, подтверждающих соблюдение условий для применения льгот по уплате НДС, представлены регистрационные удостоверения №№: ФСЗ 2007/00665 от 11.03.2009, ФСЗ 2009/04296 от 14.05.2009, ФСЗ 2009/04471 от 05.06.2009.
По результатам анализа представленных при декларировании документов и сведений Северо-Западной электронной таможней 10.08.2021 принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в связи с несоблюдением порядка и условий предоставления льготы.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения Таможни, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
Исходя из пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения, в том числе:
- о наименовании, описании товаров, необходимом для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе о льготах по уплате таможенных платежей. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
На основании подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов, являющиеся льготами по уплате таможенных платежей, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) определено, что к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией медицинских изделий зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации при условии представления в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042 (далее - Перечень).
Согласно примечанию 1 к Перечню, для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31 декабря 2021 года государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сноской "*" к Перечню код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017. Следовательно, при применении Перечня в отношении медицинских изделий, зарегистрированных до 01.01.2017, подлежит учету код (ОКП) ОК 005-93.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от уплаты НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта Перечня.
Между тем, при декларировании товара по ДТ № 10228010/090821/0360426 Обществом в таможенный орган представлены документы и сведения, не подтверждающие возможность предоставления льготы по уплате налогов на добавленную стоимость в отношении товаров:
№ 1 «Медицинские изделия ... сверло...», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9;
№ 12 «Медицинские изделия ... трубка для аспирации и ирригации эндоскопическая...», код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 39 000 0;
№ 13 «Медицинские изделия ... зажим диссекционный эндоскопический...», код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9;
№ 14 «Медицинские изделия ... пинцет стоматологический...», код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 49 900 0.
Так, в отношении товаров №№ 1, 12, 13, 14 представлены регистрационные удостоверения №№ ФСЗ 2007/00665 от 11.03.2009, ФСЗ 2009/04296 от 14.05.2009, ФСЗ 2009/04471 от 05.06.2009, в которых указан код по ОКП - 94 3000, включающий в себя, в том числе, коды групп товаров, не включенных в Перечень медицинских товаров, например, группа ОКП 94 3800.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что представленное Обществом регистрационное удостоверение с кодом ОКП 94 3000 основанием для предоставления льготы по уплате НДС в отношении товара, задекларированного в ДТ № 10228010/090821/0360426, не является.
В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей -группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX ХХХХ).
Согласно ОКП ОК 005-93 подкласс продукции 94 3000 «Оборудование медицинское» включает в себя следующие группы:
- 94 3000 «Инструменты медицинские»
- 94 3100 «Инструменты механизированные»
- 94 3200 «Инструменты колющие»
- 94 3300 «Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой»
- 94 3400 «Инструменты оттесняющие»
- 94 3500 «Инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные)»
- 94 3600 «Инструменты зондирующие, бужирующие»
- 94 3700 «Наборы медицинские»
- 94 3800 «Изделия травматологические»
- 94 3900 «Инструменты для ветеринарии, инструменты вспомогательные, принадлежности и приспособления разные»
Перечень содержит лишь коды ОКП 94 3100, 94 3200, 94 3300, 94 3400, 94 3500, 94 3600, 94 3700 и 94 3800. Следовательно, к товарам, отнесенным к коду ОКП 94 3900, освобождение от уплаты НДС применено быть не может, как и ко всему подклассу ОКП 94 3000.
Кроме того, поименованный в Перечне код ОКП 94 3800 не корреспондируется с товарной позицией 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, в которой заявлены спорные товары.
Регистрационное удостоверение зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором).
Уполномоченным органом в регистрационном удостоверении, зарегистрированном Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором), указан код ОКП 94 3000, в связи с чем произвольное изменение, уточнение данного кода на иные «подкоды ОКП» с целью приведения товара в соответствие с пунктом 1 Перечня, является необоснованным и документально не подтвержденным.
Обществом в качестве доказательств соответствия ввезенных товаров заявленным кодам указаны декларации о соответствии, представленные при декларировании.
Между тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона № 184-ФЗ, определено, что при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона № 184-ФЗ, при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лабораторий (центре); предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
Пунктом 1 Правил регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 № 936 установлен порядок регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Российской Федерации,деклараций о соответствии на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и деклараций о соответствии на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии с использованием специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии с применением структурного, форматно-логического и иных видов контроля.
Из вышеуказанных норм следует, что декларация о соответствии является документом, подтверждающим соответствие товара техническим регламентам, а не кодам ОКП/ОКПД 2. Заявленные в ней сведения вносятся на основании представленной самим же заявителем информации, проверка, указанных сведений на соответствие сведениям, указанным в регистрационном удостоверении не проводится, а лишь регистрируется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 184-ФЗ декларация о соответствии представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Таким образом, декларация о соответствии не может служить документом, подтверждающим право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС, подменяя собой по назначению регистрационное удостоверение.
Письма Росздравнадзора, на которые ссылается в жалобе Общество, не могут служить документом, подтверждающим право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС.
Довод Общества о невозможности внесения изменений в действующее регистрационное удостоверение подлежит отклонению, поскольку Общество не лишено права на получение нового регистрационного удостоверения в порядке, предусмотренном Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», согласно подпункту «к» пункта 9, а также подпункту «и» пункта 56 которых, в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия и в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решение таможни от 10.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10228010/090821/0360426 является обоснованными и соответствующим требованиям актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, о налогах и сборах.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 февраля 2022 года по делу № А56-103855/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Б.Браун Медикал» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
Г.В. Лебедев
О.В. Фуркало