НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 № А26-7024/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 августа 2022 года

Дело №А26-7024/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Баженовой Ю.С.

судей Галенкиной К.В., Кротова С.М.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.

при участии:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: представитель Одиноков С.Ю. по доверенности от 12.04.2022;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16462/2022) общества с ограниченной ответственностью «Суоярвский леспромхоз» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.04.2022 по делу № А26-7024/2021, принятое

по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Андропова, 2/24, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090)

к обществу с ограниченной ответственностью «Суоярвский леспромхоз» (185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Ватутина, дом 32, кв. 69, ОГРН: 1111001005862, ИНН: 1001014270)

об урегулировании разногласий по приложению № 6 к договору аренды лесного участка

и по встречному иску об урегулировании спорных пунктов приложения № 6 к договору аренды лесного участка,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Суоярвский леспромхоз» (далее – Ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при подписании Приложения № 6 на 2021 год к договору аренды лесного участка №146-з от 23.12.2011, в редакции, предусматривающей обязанность арендатора по созданию лесных культур – посадка в объёме 58,4 га и по содействию естественному лесовосстановлению, в том числе: минерализации почвы, в объёме 127,8 га.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.2021 принят к производству встречный иск Общества к Министерству, в котором арендатор просит урегулировать спорные пункты приложения № 6 к договору в редакции, предусматривающей обязанность по искусственному лесовосстановлению (в том числе: посев и посадка) в объеме 52,3 га, по естественному возобновлению в объеме 107,7 га.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.04.2022 урегулированы разногласия при заключении приложения № 6 к договору аренды лесного участка №146-з от 23.12.2011 на 2021 год в редакции истца, предусматривающей обязанность арендатора по созданию лесных культур в объёме 58,4 га и по естественному возобновлению в объёме 127,8 га; в удовлетворении встречного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Министерству в исковых требованиях полностью и об удовлетворении встречных исковых требований Общества к Министерству. В обоснование жалобы ее податель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, требования Министерства направлены на понуждение Общества выполнить лесовосстановление в большем объеме, чем определено лесохозяйственным регламентом Суоярвского центрального лесничества, при этом с нарушением Правил восстановления, без натурного обследования. Кроме того, Общество считает, что суд первой инстанции в решении неправомерно сослался на Правила лесовосстановления, утвержденные в 2007 году, поскольку в настоящее время действуют Правила лесовосстановления, утвержденные в 2020 году (Приказ МПР РФ №1014 от 04.12.2020).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражало против ее удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.

В соответствии с договором аренды лесного участка № 146-3 от 23.12.2011, заключенным между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и ООО «АльфаБонитет» (арендатором), последнему предоставлен в аренду лесной участок общей площадью 39 921 га с целью заготовки древесины.

Указанный лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 23.12.2011 (Приложение № 5 к договору).

Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации и составляет 25 лет (пункт 7.1 договора). Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 03.02.2012, о чем в реестре имеется соответствующая запись и отметка регистрирующего органа на договоре.

В соответствии с условиями дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 23.12.2011 № 146-3, от 24.05.2012 в связи с изменением наименования ООО «АльфаБонитет» на ООО «Суоярвский леспромхоз» в тексте договора и приложений №№1-7 к договору наименование арендатора - ООО «АльфаБонитет» заменено на ООО «Суоярвский леспромхоз».

Таким образом, арендатором по договору аренды лесного участка от 23.12.2011 № 146-з является Общество.

Условиями договора аренды № 146-з от 23.12.2011 предусмотрено следующее:

Пункт 1.5 - участок лесного фонда передается арендатору в целях заготовки древесины, ежегодный объем использования лесов на лесном участке, переданном в аренду, приведен в Приложении № 3 к договору.

Пункт 4.4.5 - арендатор обязан выполнять требования по воспроизводству лесов, предусмотренные лесным законодательством.

Пункт 4.4.14 - арендатор обязан выполнять на переданном в аренду участке за счет собственных средств работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и Приложением №6 к договору. Приложение № 6 оформляется ежегодно и государственной регистрации не подлежит.

Приказом от 29.12.2020 № 2499 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы» утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы от 28.12.2020 № 337. Одновременно признан утратившим силу с 01.01.2021 приказ Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 01.07.2013 № 979 об утверждении положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы по утверждению Проекта освоения лесов на 2013-2021 г.г. для Общества.

Положительным заключением экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы от 28.12.2020 № 337 утвержден Проект освоения лесов с целью заготовки аренды древесины на лесном участке площадью 32921 га, переданному в аренду ООО «Суоярвский леспромхоз» в Суоярвском лесничестве Республики Карелия на 2021 год.

В соответствии с Проектом освоения лесов ООО «Суоярвский леспромхоз» на 2021 год ежегодный объем, лесовосстановительных мероприятий на лесосеках распределяется следующим образом: посадка лесных культур - 58, га; естественное возобновление 127,8 га.

Годичный объем лесовосстановительных работ уточняется ежегодно в зависимости от освоения площади расчетной лесосеки по видам рубок и оформляется Приложением № 6 к договору аренды.

Письмом №779 от 25.03.2021 Министерство направило в адрес Общества проект Приложения № 6 к договору с предложением рассмотреть и подписать его в течение 10-ти дневного срока с момента получения. Письмо получено Обществом 02.04.2021.

15.04.2021 от Общества в адрес Министерства поступил протокол разногласий №47/1/04 от 12.04.2021 к Приложению № 6.

14.05.2021 Министерство сопроводительным письмом №1298 направило в адрес Общества измененное Приложение № 6. Письмо получено Обществом 17.06.2021.

12.05.2021 Общество направило в адрес Министерства письмо №61/05 о рассмотрении вопроса по замене 14 га посадки 14 га посева.

20.05.2021 Министерство письмом №8934/МПРиЭи согласовало Обществу замену 14 га посадки на 14 га посева с внесением изменений в Приложение №6.

25.05.2021 Министерство сопроводительным письмом №1388 направило в адрес Общества измененное Приложение № 6. Письмо получено Обществом 17.06.2021.

18.06.2021 Общество направило в адрес Министерства письмо №76/06 о рассмотрении вопроса по внесению изменений в Проект освоения лесов. Общество считает, что проектируемый объем лесовосстановления на период действия проекта в соответствии с лесохозяйственным регламентом Лесничества распределяется: посадка лесных культур - 52.3 га; естественное возобновление - 127.8 га, в том числе СЕВ путем минерализации почв 48 га.

Письмом от 21.07.2021 № 12319/МПРиЭ Обществу отказано во внесении изменений в Проект освоения лесов.

Письмом от 05.08.2021 № 2246 Министерство повторно направило в адрес Общества Приложение № 6.

Поскольку Приложение № 6 Обществом не было подписано, стороны не пришли к соглашению об объемах выполнения мероприятий, указанных в Приложении № 6 к договору в части создания лесных культур и естественного возобновления (СЕВ), возникшие между сторонами разногласия переданы на рассмотрение суда и рассматриваются в рамках первоначального и встречного исков.

Суд первой инстанции урегулировал разногласия при заключении приложения № 6 к договору аренды лесного участка №146-з от 23.12.2011 на 2021 год в редакции Министерства и отказал в удовлетворении встречного иска, указав, что предложенная Министерством редакция раздела Приложения № 6 к договору учитывает условия выполнения лесовосстановительных мероприятий, определенные Проектом освоения лесов, сопоставима с лесохозяйственным регламентом Суоярвского лесничества и не нарушает права арендатора, тогда как в редакции Приложения № 6, предложенной Обществом, не учтены мероприятия по лесовосстановлению имеющихся вырубок и погибших насаждений, данные не соответствуют Проекту освоения лесов.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 ГК РФ).

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).

Согласно части 5 статьи 17 ЛК РФ осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.

Согласно части 1 статьи 62 ЛК РФ, пункта 3 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений" (далее - Правила лесовосстановления), лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

На основании пунктов 7, 8 Правил лесовосстановления, работы по лесовосстановлению осуществляются на землях, предназначенных для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины), в составе земель лесного фонда, и земель, указанных в части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, (далее - земли, предназначенные для лесовосстановления) без предоставления лесного участка. В целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 41 к настоящим Правилам. При этом отдельно учитываются площади лесных участков, подлежащие естественному лесовосстановлению вследствие природных процессов, мерам содействия естественному лесовосстановлению, искусственному лесовосстановлению и комбинированному лесовосстановлению.

В силу статьи 88 ЛК РФ, п.28 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Проектом освоения лесов устанавливаются площадь лесов, нуждающихся в уходе, ежегодные объемы, проектируемые виды, лесотаксационные выделы, в которых запроектированы мероприятия по уходу за лесами.

Пунктом 4.4.14 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан выполнять на переданном в аренду лесном участке за счет собственных средств работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением № 6 к договору.

Приложение № 6 составляется на основании Проекта освоения лесов, после проведения учета лесфонда до проведения мероприятий по лесовосстановлению. Заключение сторонами Приложения № 6 является в силу прямого указания договора аренды обязательным.

Предложенная Министерством редакция спорных пунктов Приложения № 6 к договору полностью соответствует составленному Обществом и прошедшему государственную экспертизу Проекту освоения лесов на 2021 год.

Так, в строке 6 таблицы 4.3.1 Проекта освоения лесов ООО «Суоярвский леспромхоз» на 2021 год (стр.31) указаны проектируемые способы и объемы лесовосстановления по лесосеке будущего года (2021), а именно: искусственное лесовосстановление в объеме 52,3 га, естественное восстановление 107,7 га, итого 160 га.

В свою очередь, при выполнении этих мероприятий арендатор должен так же учесть объемы вырубок предыдущих лет, а именно: строка 1 таблицы искусственное лесовосстановление вырубки 61 га (объем указан за 10 лет) и естественное восстановление 201 га (объем указан за 10 лет), что также отражено в Проекте освоения лесов.

Таким образом, проектируемый объем работ по лесовосстановлению на период действия Проекта освоения лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом Суоярвского лесничества, правильно указан в мероприятиях по лесовосстановлению проекта освоения лесов арендатора, и составляет:

- посадка лесных культур - 58,4 га (52,3 +(61/10) =58,4);

- естественное лесовосстановление - 127,8 га (107,7 +(201/10) = 127,8).

12,1 га площадей предусмотрено арендатором в Проекте освоения лесов под естественное заращивание.

Доводы Общества о том, что неправомерно учитывать площади вырубок прошлых периодов, так как на данных площадях в полном объеме проведены работы по лесовосстановлению, а часть площадей оставлена под естественное заращивание, не соответствует данным Государственного лесного реестра и судом первой инстанции правомерно отклонены.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предложенная Министерством редакция раздела Приложения № 6 к договору учитывает условия выполнения лесовосстановительных мероприятий, определенные Проектом освоения лесов, сопоставима с лесохозяйственным регламентом Суоярвского лесничества и не нарушает права арендатора, тогда как в редакции Приложения № 6, предложенной Обществом, не учтены мероприятия по лесовосстановлению имеющихся вырубок и погибших насаждений, данные не соответствуют Проекту освоения лесов.

Указание суда первой инстанции на недействующий нормативный акт, а именно на Правила лесовосстановления, утв. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 183, само по себе не опровергает выводов, изложенных в решении. В действующих в настоящее время Правилах лесовосстагговления (утв. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.12.2020 года № 1014) содержание пунктов, на которые ссылается суд в своем решении, изложено в аналогичной редакции.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.04.2022 по делу № А26-7024/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

С.М. Кротов