НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 № А26-6008/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 апреля 2022 года

Дело №А26-6008/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии:

от истца: представитель не явился, извещен,

от ответчика: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43048/2021)акционерного общества «Карельский окатыш» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2021 по делу № А26-6008/2021, принятое по иску:

истец: Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова (Центр р-н), 2/24, ОГРН: 1071001000828, Дата присвоения ОГРН: 15.01.2007, ИНН: 1001016090)

ответчик: акционерное общество «Карельский окатыш» (адрес: Россия,186931, Республика Карелия, город Костомукша, шоссе Горняков, строение 284, ОГРН: 1021000879316, Дата присвоения ОГРН: 25.07.2002, ИНН: 1004001744)

об обязании, взыскании,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу «Карельский окатыш» (далее - ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 08.04.2013 № 22 в редакции, предложенной Министерством, взыскании задолженности по арендной плате в размере 166 руб.

Решением от 02.12.2021 иск удовлетворен.

Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, просит решение отменить, в иске отказать, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права; как указывает податель жалобы, при изменении размера арендной платы по договору лесного участка подписание дополнительного соглашения не требуется, поскольку арендная плата за участки лесного фонда является регулируемой; арендодатель должен документально подтвердить существенное изменение характеристик лесного участка и необходимость изменения размера годовой арендной платы после заключения договора; полагает, что поскольку спорные земельные участки, в отношении которых Министерство произвело доначисление арендной платы, заняты ручьями, на данных участках древесные породы лесных насаждений не могут произрастать в силу естественно-географических условий.

Ответчик в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Истец не явился, направил отзыв, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) 08.03.2013 заключен договор аренды лесного участка № 22 сроком действия до 20.10.2022.

Предметом договора является передача лесного участка в целях использования лесов для строительства и эксплуатации линейного объекта - линии электропередачи ВЛ-110кВ в Костомукшском городском округе Республики Карелия, зарегистрированной 13.05.2013 за номером 10-10-04/009/2013-094.

Местоположение лесного участка, переданного в аренду: Республика Карелия, Костомукшский городской округ, Ладвозерское участковое лесничество (Ладвозерское лесничество по лесоустройству), номера лесных кварталов 62,63,79,80. Лесной участок поставлен на кадастровый учет и состоит из 3 участков:

1) кадастровый номер 10:04:0026502:858 площадь лесного участка составляет 71 000 кв.м;

2) кадастровый номер 10:04:0026502:859 площадь лесного участка составляет 63 000 кв.м;

3) кадастровый номер 10:04:0026502:860 площадь лесного участка составляет 24 000 кв.м.

В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан вносить арендную плату в сроки, предусмотренные приложением № 4 к договору.

Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы приводится в приложении № 3 к договору.

Министерство посчитало, что при расчете арендной платы были неправильно применены коэффициенты, а именно: понижающий коэффициент 0,75, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.

Частями 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ установлено, что использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи).

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310), по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.

Как следует из абзаца 3 пункта 8 примечаний к таблице 14 Постановления № 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.

Следовательно, из буквального толкования указанной нормы следует, что возможность применения ставки платы с коэффициентом 0,75 поставлена законодателем в зависимость только от наличия факта нарушения земель (отнесения участка к нелесным землям) в силу естественно-географических условий или вследствие негативного воздействия на них определенных факторов.

Следовательно, понижающие коэффициенты применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами.

Предметом спорных договоров аренды являются лесные участки, находящиеся в государственной собственности, входящие в состав земель лесного фонда.

Возражая относительно удовлетворения исковых требований, Общество указало, что часть лесных участков, предоставленных Обществу в аренду, покрыта ручьями. Лесные участки, занятые водами, в силу пункта 65 Лесоустроительной инструкции относятся к нелесным землям, в связи с чем при определении размера арендной платы в отношении спорного участка подлежит применению поправочный коэффициент 0,75, предусмотренный абзацем третьим пункта 8 приложений к таблице 14 Постановления № 310.

Достоверные и достаточные доказательства иного качественного состояния спорных участков в материалы дела не представлены; факт нахождения ручьев на лесных участках Министерство не отрицает, однако, со ссылкой на пункты 63, 64 и 65 Лесоустроительной инструкции полагает допустимым применение коэффициента 0,75 только в отношении лесных земель, не покрытых лесной растительностью.

Вместе с тем, Министерством и судом первой инстанции не было учтено следующее.

В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ. Таким образом, действующее лесное законодательство предусматривает возможность расположения лесных участков, как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий

К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) (части 2 и 3 статьи 6.1 ЛК РФ).

При этом Лесоустроительная инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства, тогда как Постановление № 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом указание в Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает применение к ним коэффициента 0,75, утвержденного Постановлением № 310.

Таким образом, установив, что часть лесного участка, переданного в аренду Обществу, занята ручьями, в связи с чем на нем в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, апелляционный суд соглашается с доводами апелляционной жалобы Общества и приходит к выводу о необходимости начисления арендной платы в отношении этой части лесного участка с применением понижающего коэффициента 0,75, предусмотренного абзацем третьим пункта 8 примечаний к таблице 14 Постановления № 310.

При таких обстоятельствах требование Министерства об обязании Общества заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка и доначисление арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,75 заявлено в нарушение Правил № 310, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.

На основании изложенного решение подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе Министерству в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2021 по делу № А26-6008/2021 отменить.

В иске отказать.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в пользу акционерного общества «Карельский окатыш» 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

К.В. Галенкина

Судьи

С.А. Нестеров

Н.С. Полубехина