НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2018 № А56-62197/16

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 января 2018 года

Дело № А56-62197/2016

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Толкунова В.М.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Верещагиным С.О.,

при участии: 

от заявителя: Евсеев В.А., по доверенности от 10.06.2017

от заинтересованного лица: Сидорова  Н.С.,  по доверенности от 27.12.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26510/2017 ) ООО "ДВ Импекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2017 по делу № А56-62197/2016 (судья  Захаров В.В.), принятое

по  заявлению  ООО "ДВ Импекс"

к Балтийской таможне  

об оспаривании действий; об обязании

установил:

            Общество с ограниченной ответственностью «ДВ Импекс» (далее – ООО «ДВ Импекс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города                     Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) по возвращению без рассмотрения заявления Общества о возврате сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 4 999565 руб. 66 коп., а также об обязании таможенного органа  устранить допущенное нарушение прав Общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 4 999565 руб. 66  коп.

   Решением суда от 31.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

            Не согласившись с принятым решением,  ООО «ДВ Импекс» направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.

Заявитель указывает, что вывод  Таможни и суда  о необходимости предоставления корректировки декларации на товары (далее - КДТ) противоречит таможенному законодательству, поскольку таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения факта излишней уплаты таможенных пошлин сообщить плательщику о данном факте. По мнению ООО «ДВ Импекс»,   направленное  в таможенный орган заявление с указанием номеров конкретных ДТ с ошибочным применением ставок ввозных таможенных пошлин   и приведенным расчетом  излишне уплаченных таможенных пошлин и  налогов, является мотивированным обращением о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней. Представитель Таможни против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменным отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

  Как следует из материалов дела, в 2013-2014 годах ООО «ДВ Импэкс» ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товары, представляющие собой бумагу мелованную и картон мелованный. Указанные товары задекларированы таможенным постом Гавань, Янинским таможенным постом путем присвоения номеров к декларациям на товары (далее – ДТ) 10216120/210114/0002458, 10216120/210114/0002455, 10216120/030214/0004616, 10216120/210114/0002463, 10216120/210114/0002454, 10216120/220114/0002576, 10216120/290114/0003723, 10216120/010214/0004339, 10216120/100214/0005867, 10216120/020713/0041378, 10216150/100713/0013070, 10216150/190713/0013786, 10216120/230713/0045889, 10216150/300713/0014708, 10216150/170813/0016325, 10216150/230813/0016862, 10216150/230813/0016861, 10216120/030913/0054163, 10216150/040913/0017962, 10216150/041013/0020975, 10216120/151013/0062909, 10216120/221013/0064484, 10216150/221013/0022608, 10216120/291013/0066130, 10216150/311013/0023468, 10216150/111213/0027175, 10216120/121113/0069164, 10216150/211113/0025287, 10216150/261113/0025746, 10216150/271113/0025880, 10216150/221213/0028151, 10216120/140114/0001315, 10216150/170114/0000622, 10216150/210114/0000934, 10216150/040214/0002160, 10216150/140713/0013290, 10216150/030813/0015092, 10216150/090813/0015619, 10216150/130813/0015922, 10216150/230813/0016876, 10216150/290813/0017442, 10216150/270913/0020382, 10216150/040913/0017946, 10216150/230913/0019713, 10216150/131013/0020817, 10216150/101013/0021425, 10216150/131113/0024576, 10216150/271113/0025793, 10216150/201213/0028120, 10216150/160114/0000562, 10216150/290114/0001528, 10216150/300114/0001680, 10216150/100214/0002598, 10216120/130713/0043522, 10216120/160813/0050536, 10216120/040214/0004774, 10216120/060813/0048586, 10216120/180913/0056940, 10216120/161013/0062912, 10216150/281113/0025955, 10216120/290114/0003808.

При декларировании товаров ООО «ДВ Импекс» заявлены следующие классификационные коды  4810 13 800 9, 4810 19 900 0, 4810 92 300 0, 4810 92 900 9, 4810 99 300 0, 4810 99 900 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД).

При таможенном декларировании товаров декларантом при расчете подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов применена ставка ввозной таможенной пошлины - 15%, регламентированная Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

Посчитав, что ставка таможенной пошлины в отношении спорных товаров должна составлять 5% от таможенной стоимости товаров, а ставка 15 % при декларировании товаров Обществом применена неверно, ООО «ДВ Импекс» обратилось в таможенный орган с заявлением от 22.07.2017 (вх. № 27847 от 25.07.2016) о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 4 999 565,66 руб.

Решением, оформленным письмом от 27.07.2016 № 15-10/33665, Таможня оставила заявление Общества без рассмотрения в соответствии с частью 4                      статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 147-ФЗ) в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 147 Закона                    № 147-ФЗ, а именно: документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, указав на возможность повторной подачи заявления, составленного в соответствии с формой, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, представив полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 147 Закона № 147-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд  с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении  заявленных требований, суд первой инстанции указал, что Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 (далее - Соглашение ВТО) предусмотрена возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств, кроме того, сослался на несоблюдение заявителем установленной таможенным законодательством формы подачи заявления на возврат  излишне уплаченных таможенных платежей.

  Апелляционный суд полагает, что заявленные требования удовлетворению   не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ                                  «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Закон № 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы                 (часть 1 статьи 5 Закона № 101-ФЗ).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 2 статьи 5 Закона № 101-ФЗ).

Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ ратифицирован Протокол                     «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» от 15.04.1994, подписанный в городе Женеве 16.12.2011; указанный протокол вступил в силу 22.08.2012.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», ратифицированного на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ, с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая, присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО. Согласно части 1  статьи 2 указанного Договора стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2 статьи 2).

Согласно Приложению № 1 к Протоколу «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» с момента вступления Российской Федерации в ВТО ввозная таможенная ставка на мелованную бумагу (коды таможенной классификации товаров 4810 13 800 9, 4810 29 300 0, 4810 92 900 9) должна составлять 5%.

Материалами дела подтверждается и Таможней не обжалуется, что при предусмотренной Приложением № 1 к Протоколу присоединения 5% ввозной таможенной ставке на мелованную бумагу (коды таможенной классификации товаров 4810 13 8009, 4810 29 300 0, 4810 92 900 9), которую ввезло Общество по спорным ДТ, при расчете подлежащих уплате таможенных пошлин заявитель ошибочно применил ставку 15%, в связи с чем излишне уплаченные таможенные платежи подлежат возврату при соблюдении установленной таможенным законодательством процедуры.

 Таким образом,  суждения суда первой инстанции относительно возможностей неприменения положений Протокола «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» ошибочны, однако  в силу нижеуказанного не привели к принятию неправильного по существу судебного акта.

 В соответствии с положениями статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 – 7 статьи 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ).

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ (часть 4 рассматриваемой статьи).

В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ).

По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Согласно пункту 11 Порядка № 289 (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии») сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров:

а) по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в следующих случаях:

принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376;

выявление недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей;

выявление несоблюдения условий и требований заявленной таможенной процедуры; выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления таких льгот;

выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных законодательством государств-членов, за исключением случая, установленного абзацем настоящего подпункта;

применение (восстановление) режима предоставления тарифных преференций или режима наиболее благоприятствуемой нации; выявление необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ;

выявление несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ;

выявление необходимости внесения изменений и (или) дополнений в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом.

Согласно пунктам 12, 13, 14 Порядка № 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения.

Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.

К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.

Таким образом, названными пунктами Порядка № 289 прямо предусмотрено применительно к обстоятельствам настоящего дела представление декларантом КДТ при подаче в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Из материалов дела усматривается, что Обществом к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не приложена КДТ и при обращении в таможенный орган не представлена, что заявителем не оспаривается. Таблица расчетов излишне уплаченных сумм, приложенная к заявлению, такой формой подачи сведений расцениваться не может.

 На основании изложенного суд апелляционной  инстанции приходит к выводу  о том, что Общество в нарушение требований статьи 147 Закона № 311-ФЗ,                пунктов 11 – 14 Порядка № 289, не представило КДТ, в связи с чем заявление Общества  правомерно и обоснованно оставлено Таможней без рассмотрения,                       с решением которой обоснованно согласился суд первой инстанции.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений, их разъяснений и обстоятельств настоящего дела суд апелляционной  инстанции считает, что оспариваемое решение Таможни соответствует пункту 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, пунктам 11 – 14 Порядка № 289, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований у суда первой  инстанции                  не имелось.

 Указанная позиция соответствует судебно-арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2017 по делу № А56-14808/2016).

 Апелляционный суд  особо отмечает, что в данной ситуации сам заявитель при декларировании товара заявил ввозную ставку 15 %, а не таможенный орган  скорректировал ее в сторону повышения с надлежащей (5 %), в связи с чем заявитель должен был в установленном порядке, в надлежащем  формализованном виде внести изменения в ранее заявленные им сведения ДТ.      

  Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Заявителю следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4                    статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2017 по делу № А56-62197/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ДВ Импекс»                        из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением                               от 29.09.2017 № 3951.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                                 Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

И.Б. Лопато

А.Б. Семенова