НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 № А56-70653/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 марта 2022 года

Дело №А56-70653/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбачевой О.В.

судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания В.И. Короткевич

при участии:

от истца (заявителя): Варшавская В.С. по доверенности от 15.06.2021

от ответчика (должника): 1) Новоселова А.Д. по доверенности от 10.01.2022, 2) Бобуцак М.В. по доверенности от 27.09.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3092/2022) ООО "7 ГРУПП" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от

06.12.2021 по делу № А56-70653/2021 (судья Устинкина О.Е,), принятое

по заявлению ООО "7 ГРУПП"

к 1) МИФНС № 23 по Санкт-Петербургу; 2) УФНС России по Санкт-Петербургу

о признании незаконными решений,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «7 групп» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу, выраженное в письме от 18.06.2021 № 22-10/27603, об отказе в предоставлении Обществу по телекоммуникационным каналам связи первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 г., поданной в Межрайонную ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу 22.01.2021, подписанной ЭЦП, выданной ООО «МЦСП-Групп», и принятой Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу;

о признании недействительным решения Управления ФНС России по г. Санкт-Петербургу № 16-19/36373 от 15.06.2021 в части признания отказа Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу в предоставлении ООО «7 Групп» первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 г., поданной в Межрайонную ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу 22.01.2021, подписанной ЭЦП, выданной ООО «МЦСП-Групп», и принятой Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу;

о признании недействительным решения Управления ФНС России по г. Санкт-Петербургу № 16-19/38382 от 24.06.2021 в части признания отказа Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу в предоставлении ООО «7 Групп» первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 г., поданной в Межрайонную ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу 22.01.2021, подписанной ЭЦП, выданной ООО «МЦСП-Групп», и принятой Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу;

об обязании Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу восстановить нарушенные права ООО «7 ГРУПП» путем предоставления по телекоммуникационным каналам связи не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента вступления в законную силу судебного решения первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 г., поданной в Межрайонную ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу 22.01.2021, подписанной ЭЦП, выданной ООО «МЦСП-Групп», и принятой Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу.

Решением суда первой инстанции от 06.12.2021 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Представители инспекции и Управления с жалобой не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является участником электронного документооборота.

22.01.2021 по ТКС Обществом представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2020 года, подписанная электронной цифровой подписью генерального директора Общества Чистяковым Д.М., выданной удостоверяющим центром ООО «МЦСП-ГРУПП» 08.12.2020.

Указанная декларация принята налоговым органом, что подтверждается квитанцией о приме.

В своих обращениях/заявлениях в Инспекцию (от 17.02.2021, 18.02.2021, 01.03.2021, 02.03.2021) Общество указывало, что не представляло первичную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2020 года, декларация подана неустановленным лицом. Кроме того, в указанных обращениях Заявитель просил налоговый орган представить информацию о том, как бала подписана декларация, кем и когда подана, кто выдал ЭЦП лицу, подписавшему декларацию, а также представить налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2020 года.

Письмом от 09.03.2021 инспекция в адрес налогоплательщика направила испрашиваемую информацию. Письмо получено адресатом 19.03.2021.

По результатам рассмотрения обращения руководителя Общества от 18.02.2021 Инспекцией осуществлена блокировка ЭЦП, выданной 08.12.2020 удостоверяющим центром Общество с ограниченной ответственностью «МЦСП-Групп» на имя генерального директора Чистякова Д.М.

Постановлением старшего дознавателя ОД УМВД России по Московскому района г. Санкт-Петербурга от 26.04.2021 № 12101400008001153 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 327 УК РФ (по факту изготовления дубликата ЭЦП и представлению декларации по НДС за 4 квартал 2020 года).

24.05.2021 инспекцией а адрес налогоплательщика направлено письмо с отказом в предоставлении налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020 года.

Общество обратилось в Управление ФНС России по СПб с жалобой на незаконное бездействие по предоставлению копии налоговой декларации.

15.06.2021 Управлением ФНС России по СПб принято решение № 16-19/36373 об отказе в удовлетворении жалобы.

11.06.2021 Общество обратилось в инспекцию с заявлением о направлении по телекоммуникационным канала связи копии декларации по НДС за 4 квартал 2020 года, ранее представленную в налоговый орган.

18.06.2021 инспекция уведомила Общество, что направить запрашиваемую информацию по телекоммуникационным каналам связи не представляется возможным, поскольку декларация содержит конфиденциальную информацию. Налогоплательщику разъяснено, что запрашиваемую информацию можно получить посредством явки в налоговый орган. Запрашиваемая информация будет предоставлена официальным письмом на бумажном носителе с приложением электронного документа.

Общество обратилось в Управление ФНС России по СПб с жалобой на незаконный отказ в направлении по телекоммуникационным каналам связи первичной декларации.

24.06.2021 Управлением ФНС России по СПб принято решение № 16-19/38382 об отказе в удовлетворении жалобы.

Поскольку представитель Общества не явился за получением информации, инспекция почтовым отправлением (бандеролью) направила в адрес налогоплательщика первичную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2020 года (ШПИ 80091563388625 от 13.08.2021), которая получена Обществом 20.08.2021.

Полагая, что решения инспекции и Управления, противоречит требований действующего законодательства и нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав на отсутствие совокупности условий необходимых для признания незаконным действий и решений налоговых органов.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствие таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 4 АПК РФ, статьям 11 и 12 ГК РФ заинтересованное лицо обращается в арбитражный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав способами, предусмотренными законом.

На основании статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

В статье 1 ГК РФ закреплены основополагающие принципы гражданского законодательства, в их числе принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

Согласно положениям п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ.

Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с положениями ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право:

получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах;

использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Правам налогоплательщика корреспондируется обязанности налогового органа, предусмотренные статьей 32 НК РФ:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

Анализ положений статей 21 и 32 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового органа по предоставлению налогоплательщику копии налоговой декларации, ранее предоставленной от имени налогоплательщика в установленной законом форме и в срок.

В рассматриваемом случае, в связи с заявлением Обществом налоговым органом была приостановлена ЕЦП руководителя налогоплательщика. Кроме того, в связи с возбуждением уголовного дела по факту изготовления дубликата ЕЦП и предоставления от имени налогоплательщика декларации, и необходимостью защиты нарушенных прав и законных интересов, налоговым органом Общество было уведомлено о возможности получения копии декларации по НДС за 4 квартал 2020 года способами предусмотренными статьей 31 НК РФ, а именно переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку или путем направления по почте заказным письмом.

Поскольку представитель Общества в налоговый орган за получением документов не явился, инспекция направила документы почтовым отправлением, которое получено налогоплательщиком.

При этом, требования Общества о направлении копии налоговой декларации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, не подлежали исполнению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Кодекса формы документов, предусмотренные Кодексом, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен Кодексом.

В рассматриваемом случае утвержденная форма передачи копии налоговой декларации от налогового органа в адрес налогоплательщика уполномоченным органом не утверждена, что исключает как право, так и обязанность инспекции предоставить соответствующий документ Обществу в электронной форме по телекоммуникационным каналам.

Поскольку в рассматриваемом случае доказательства нарушения инспекцией и управлением требований действующего законодательства материалы дела не содержат, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Ссылки Общество на положения ст. 24 Конституции РФ, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанная норма никоим образом не подтверждают довод заявителя о наличии у Инспекции обязанности по предоставлению налогоплательщику копии налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Так, частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вместе с тем, в рассматриваемом случае налоговый орган не отказывал Обществу в ознакомлении с документами и материалами, разъяснил право налогоплательщика на получение документов лично непосредственно в инспекции, а в последствии направил распечатку электронной декларации в адрес налогоплательщика почтовой корреспонденцией.

Кроме того, в данном случае речь идет об обязанностях налогового органа, корреспондирующим указанным правам налогоплательщика, закрепленным в Налоговом кодексе РФ.

Вместе с тем, ни одной из норм Налогового кодекса Российской Федерации, равно как и Конституции Российской Федерации, не предусмотрена обязанность налогового органа по выдаче налогоплательщику копии ранее предоставленной налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи.

Признается несостоятельной ссылка Общества на то обстоятельство, что в полученном почтовом отправлении находилась не декларация, предусмотренная ст. 80 НК РФ, а заполненная от лица Общества форма по КНД 1151001 с указанием показателей: номер корректировки; налоговый период; отчетный год; таблица данных с подписью книга покупок, таблица данных с подписью книга продаж.

С 01.01.2015 статья 174 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которым в налоговую декларацию по НДС подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В целях реализации вышеуказанных положений Кодекса приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утверждена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, которая включает сведения из книги покупок и книги продаж. Согласно пункту 4 раздела I "Общие положения" приказа Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость составляется на основании книг продаж, книг покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных НК РФ, на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).

Таким образом, на бумажном носителе налоговая декларация оформленная в соответствии с приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ имеет представленный налогоплательщику вид.

Отсутствие в представленной Обществу декларации ЭЦП обусловлена невозможностью предоставления ЭПЦ на бумажном носителе.

Доводы налогоплательщика основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку электронный обмен между налоговым органом и налогоплательщиком осуществляется в соответствии с Приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" и не предусматривает общение путем направления писем по электронной почте.

Поскольку форма и формат направления налоговым органом в адрес налогоплательщика ранее поданной декларации уполномоченными органами не утверждены, у инспекции отсутствовали объективные возможности направления налоговый декларации по телекоммуникационным каналам связи.

Ссылки Общества на судебный акт по делу № А56-70653/2021 отклоняется апелляционным судом, поскольку принят по иному предмету спора в защиту иных прав и законных интересов налогоплательщика.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2021 по делу N А56-70653/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

Л.П. Загараева