НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 № 13АП-20068/20

882/2021-13771(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А., 

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы   № 10 по Санкт-Петербургу Пальшина А.П. (доверенность от 27.01.2021   № 03-19/01093), 

рассмотрев 09.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная  компания» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 10.06.2020 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу № А56-940/2020, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная  компания», адрес: 191028, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 6, лит. А, пом. 6-Н,  ОГРН 1167847188431, ИНН 7841038661 (далее - Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании Межрайонную  инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу, адрес:  190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 47, лит. А,  ОГРН 1047843000534, ИНН 7841000019 (далее - Инспекция), осуществить  контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную  систему Российской Федерации налогов и сборов с доходов, извлекаемых в  результате незаконного использования третьими лицами имущества Общества,  а именно установить, кто являлся выгодоприобретателем (конечным  получателем) электроэнергии на сумму 1 010 880 303,53 руб., переданной по  сетям Общества за период с 16.08.2016 по 20.01.2020; плательщиком налога на  добавленную стоимость (далее - НДС) с выручки от продажи электроэнергии на  сумму 1 010 880 303,53 руб., переданной по сетям Общества за период с  16.08.2016 по 20.01.2020; и выгодоприобретателем услуги по передаче объема  электроэнергии на сумму 1 010 880 303,53 руб., переданной по сетям Общества  за период с 16.08.2016 по 20.01.2020, и плательщиком налога на сумму чистой  прибыли 1 010 880 303,53 руб. (которую Общество, как законный владелец  сетей, в виде дохода от использования собственного имущества, не получил). 

К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено  Управление Федеральной налоговой службы по Калужской области, адрес:  248021, г. Калуга, Московская ул., д. 282, ОГРН 1044004614741,  ИНН 4028032810 (далее - Управление). 


Решением суда от 10.06.2020, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 07.10.2020, заявленные  требования оставлены без удовлетворения. 

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение  судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального  права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу  новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. 

Податель кассационной жалобы настаивает на возложении на Инспекцию  обязанности осуществить налоговый контроль за уплатой налогов с доходов от  прибыли и НДС, извлекаемых в результате использования имущества  Общества, находящегося на территории Калужской области. Общество  указывает, что в результате бездействия и явной незаинтересованности  налогового органа в осуществлении надлежащего налогового контроля за  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов  лицами, использующими имущество Общества, осуществляется  систематическое хищение государственной электроэнергии, присвоение всех  вырученных от ее продажи денег и злостное уклонение от уплаты налогов. Так,  публичное акционерное общество «Калужская сбытовая компания»,  являющееся гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории  Калужской области, указывая на то, что в период с 16.08.2016 по 20.01.2021  через принадлежащую Обществу воздушную линию ВЛ-35 КВ через  несанкционированное подключение осуществлена поставка электроэнергии,  выставило Обществу счет от 23.01.2020 № 27616 за потребление энергии на  1 010 880 303,53 руб., в том числе НДС - 168 480 050,59 руб., при этом данные о  потребителях и выгодоприобретателях электроэнергии не сообщило. Неуплата  и сокрытие НДС гарантирующим поставщиком (ПАО «Калужская сбытовая  компания») с выставленного Обществу счета на оплату услуг, свидетельствует  о том, что электроэнергия и услуги по ее передаче с использованием чужого  имущества были проданы, а деньги от продажи получены «теневым» способом  без их соответствующего отражения в бухгалтерском и налоговом учетах, что  привело к неосновательному обогащению гарантирующего поставщика. 

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые  судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения,  а кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Общество и Управление своих представителей в судебное заседание не  направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной  жалобы. 

В судебном заседании представитель Инспекции возражал против  удовлетворения кассационной жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной  жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены  обжалуемых судебных актов. 

В соответствии со статьями 31, 32 Налогового кодекса Российской  Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять контроль  за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в  соответствии с ним нормативных правовых актов, и вправе проводить  налоговые проверки в порядке, установленном названным Кодексом. 

Ни положениями НК РФ, ни положениями Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 


«О налоговых органах Российской Федерации» не предусмотрена возможность  возложения на Инспекцию в судебном порядке обязанности осуществить  налоговый контроль контрагента Общества. 

При таких обстоятельствах судами правомерно отказано в удовлетворении  заявленных требований. 

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены  судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего  исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права  применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе  предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной  инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и  удовлетворения кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 10.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 07.10.2020 по делу № А56-940/2020 оставить без  изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Эксплуатационная компания» - без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Лущаев 

Судьи Е.С. Васильева

Ю.А. Родин