ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 февраля 2015 года | Дело № А21-4813/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Калинкиной Т.В.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление №02139);
от заинтересованного лица: не явились-извещены ( уведомление №02138);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-25552/2014 ) ООО «Алюпласт плюс» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2014 по делу № А21-4813/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО «Алюпласт плюс»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
ООО «Алюпласт плюс» (236011, г.Калининград, ул. У. Громовой, 117-47, ОГРН 1023901650365, далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (236039, г.Калининград, ул.Краснооктябрьская, д.9, далее – ТУ Росфиннадзора, Управление) от 22.05.2015 №27-14/259П о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в связи с правомерным привлечением его к административной ответственности по части 6.3 статьи15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствием оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях .
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, поскольку в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) обязанность по представлению органам и агентам валютного контроля документов и информации возникает у юридических лиц только в случае извещения их о необходимости предоставления документов. Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд, отказывая в признании совершенного обществом правонарушения малозначительным, дал неправильную оценку обстоятельствам, характеризующим совершенное правонарушение, выразившимся в отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также несистематичности характера правонарушения.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области проведена проверка по информации, поступившей из филиала «Санкт-Петербургская дирекция» ОАО «Банк Уралсиб» по вопросу соблюдения ООО «Алюпласт плюс»валютного законодательства в части соблюдения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В ходе проверки установлено, между резидентом - ООО «Алюпласт плюс» (покупатель) и нерезидентом – ООО «ВокПрофит» (Республика Беларусь, продавец) 01.04.2013 заключен договор поставки , согласно которому нерезидент принимает и оплачивает, а общество поставляет профиль ПВХ и комплектующие для сборки окна в соответствии со Спецификацией . Срок действия договора - до 31.12.2013.
Обществом 17.04.2013 в филиале «Санкт-Петербургская дирекция» ОАО «Банк УралСиб» оформлен паспорт сделки (далее - ПС) № 13040002/2275/0001/9/1.
По данным разделов II и III ведомости банковского контроля по ПС №13040002/2275/0001/9/1, в рамках договора общество вывезло из Российской Федерации в Республику Беларусь товар по CMR от 12.07.2013 № б/н и товарной накладной от 09.07.2013 №155 на сумму 21 454,73 евро (ДТ № 10226010/110713/0008830, товар поступил на территорию Республики Беларусь 14.07.2013.
При этом, Управлением установлено, что справка о подтверждающих документах (с подтверждающим документом - CMR от 12.07.2013) в нарушение требований пункта 9.2.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) обществом в уполномоченный банк представлена 22.10.2013.
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения , ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 23.04.2014 административным органом, с участием представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении №27-14/259.
На основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении 22.05.2014 руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области вынесено постановление №27-14/259П о привлечении общества к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество с указанным постановлением административного органа не согласилось, просило признать правонарушение малозначительным. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Закон №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 указанного Закона.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 24 и пункта 4 статьи 5 Закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение положений вышеназванных норм Центральным Банком Российской Федерации утверждена вступившая в силу с 01.10.2012 Инструкция № 138-И, главой 9 которой установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам) на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.
Согласно пункту 1.5 Инструкции №138-И справка о подтверждающих документах отнесена к форме учета по валютным операциям.
В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции № 138-И при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту иным способом, отличным от исполнения обязательств в виде расчетов.
Согласно пункту 9.2 Инструкции № 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки (за исключением установленных пунктами 7.3, 7.4, 9.7, 12.9, 13.4, 14.7 и 20.8 настоящей Инструкции иных сроков):
-9.2.1. в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска). При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе;
(пп. 9.2.1 в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)
-9.2.2. в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
Как видно из протокола об административном правонарушении в рамках договора из Российской Федерации 11.07.2013 был вывезен товар по ДТ №10226010/110713/0008830 на сумму 21454,73 евро. Названная ДТ оформлялась в связи с вывозом товара из Калининградской области в Республику Беларусь в целях транзита груза по территории Литвы.
В связи с вступлением в силу с июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (далее-ТК ТС) перемещение товаров через границу РФ и Республики Беларусь осуществляется без подачи таможенной декларации.
Согласно статье 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а так же находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
С учетом вышеизложенного, грузовые таможенные декларации, подтверждающие факт вывоза товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, не могут подтверждать факт вывоза товара именно с таможенной территории Российской Федерации в связи с отсутствием таможенной территории Российской Федерации в отношениях по вывозу товаров на территории стран - членов Таможенного союза.
В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 №335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза» установлена процедура признания статуса товаров Таможенного союза, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территориях государств - членов Таможенного союза, исключительно на основании наличия стандартных коммерческих и товаросопроводительных документов.
Таким образом, в данном случае документом, подтверждающим факт вывоза товара из Российской Федерации в Республику Беларусь, является международная товарно-транспортная накладная (CMR), транспортная накладная и товарная накладная.
Как следует из материалов по делу об административном правонарушении, в рамках договора общество вывезло из Российской Федерации в Республику Беларусь товар по CMR от 12.07.2013 № б/н и товарной накладной от 09.07.2013 №155, товар поступил на территорию Республики Беларусь 14.07.2013.
Следовательно, общество обязано было представить в филиал «Санкт-Петербургская Дирекция» ОАО «Банк УралСиб» CMR от 12.07.2013 на сумму 21 454,73 евро в качестве документа, подтверждающего факт вывоза товара из Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 9.2.2 Инструкции №138-И общество обязано было не позднее 21.08.2013 представить в филиал «Санкт-Петербургская Дирекция» ОАО «Банк УралСиб» один экземпляр справки о подтверждающих документах и товарно-транспортные документы, подтверждающие вывоз товара с территории РФ. Фактически названные документы представлены обществом только 22.10.2013 ( с нарушением срока на 62 календарных дня).
Апелляционный суд считает доказанной вину заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь субъектом валютных правоотношений, общество обязано было обеспечить выполнение требований валютного законодательства. Однако оно не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению и не доказало отсутствие возможности соблюдения требований законодательства.
Таким образом, ООО «Алюпласт Плюс» правомерно и обоснованно привлечено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений прав общества при привлечении его к административной ответственности апелляционным судом не установлено, наказание назначено обществу в пределах санкции части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Доводам общества о малозначительности совершенного правонарушения, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления).
Доводы в обоснование исключительности совершенного правонарушения для целей признания его малозначительным, обществом не приведены.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, следует сделать вывод о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях , нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. При этом следует отметить, что общество не представило справку ни в ходе рассмотрения материалов административного дела , ни в арбитражный суд.
В апелляционной жалобе общество указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении, апелляционный суд не находит оснований для их переоценки.
При таких обстоятельствах, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления ТУ Росфиннадзора от 22.05.2014 по делу об административном правонарушении №27-14/259П, суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 сентября 2014 года по делу № А21-4813/2014, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Алюпласт плюс»- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | Г.В. Борисова | |