ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
15 августа 2017 года
Дело №А56-899/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Лущаева С.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Верещагиным С.О.
при участии:
от истца (заявителя): ФИО1 – доверенность от 07.03.2017 № 5
от ответчика (должника): ФИО2 – доверенность от 06.07.2017 № 4
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17223/2017) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской областина решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2017 по делу № А56-899/2017 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Тихвин-Торф"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тихвин-Торф" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области (далее – Управление) от 30.06.2016 №05701615РВ0000011.
Решением суда от 22.05.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
От Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Представленными в материалы дела выписками из ЕГРЮЛ подтверждается, что в отношении Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области (ОГРН <***>) в ЕГРЮЛ содержатся сведения о прекращении деятельности указанного юридического лица в связи с реорганизацией в форме слияния.
Также представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ (подтверждается, что правопреемником Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области (ОГРН <***>) является Администрация муниципального образования Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (ОГРН <***>).
Поскольку при реорганизации в форме слияния права и обязанности юридического лица переходят к вновь создаваемому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства, суд апелляционной инстанции удовлетворяет заявление о процессуальном правопреемстве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в мае 2016 года Управлением проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Обществом за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 31.05.2016 №05701615АВ0000010 нарушения законодательства о страховых взносах:
- страхователь не облагал страховыми взносами выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных с особыми условиями выполнения работы, лицами, работа которых по занимаемой должности осуществляется в полевых условиях в 2013 – 2015 годах; страхователь не начислял страховые взносы на оплату стоимости питания работников;
- страхователь не начислял страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ по профессии электрогазосварщик в 2013-2014 годах, машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа, работающих на тракторах марки МТФ в 2013-2015 годах.
Решением Управления от 30.06.2016 №05701615РВ0000011 Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в виде штрафа в размере 21032,2 руб.; начислены пени в размере 19330,49 руб.; предложено уплатить недоимку в размере 105161,04 руб.
Данное решение оспорено Обществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, находит основания для отмены решения в части по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В связи с внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ изменениями в Закон N 212-ФЗ, в объект обложения страховыми взносами включены выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, что законодательно расширило сферу применения Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
То есть при определении облагаемой базы по страховым взносам должны учитываться только такие выплаты (в том числе в натуральной форме), которые образуют подлежащую определению материальную выгоду у каждого конкретного физического лица.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Как указано в статье 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из приведенных норм следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как следует из материалов дела, Общество по собственной инициативе на основании внеочередных решений собраний ООО «Тихвин-Торф» и приказов руководителя обеспечивало работников занятых в сезоне добычи торфа горячим питанием.
Предоставление горячего питания в период сезона добычи торфа оговорено и в трудовых договорах, заключаемых с работниками. Кроме того, питание работников осуществлялась за счет чистой прибыли Общества. Предоставление горячего питания своим сотрудникам в период сезона добычи не зависело от результата работы конкретного сотрудника, носило социальный характер.
В данном случае обеспечение сотрудников бесплатным питанием не является вознаграждением за труд, поскольку не зависит от результата труда или квалификации работников Общества. При этом питание производилось в одинаковом размере для всех сотрудников, независимо от занимаемой должности. Спорные выплаты не связаны и с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, данные выплаты не подпадают под понятие компенсационных выплат, приведенное в статье 164 ТК РФ.
Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
В данном случае предоставляемые работодателем своим работникам материальные блага не могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). То обстоятельство, что спорные выплаты были учтены для целей исчисления НДФЛ, как полученный в неденежной форме доход, не может служить основанием для признания их частью оплаты труда.
Таким образом, спорные выплаты по предоставлению работникам горячего питания, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления, а решение суда в указанном части законное и обоснованное.
Также в ходе проверки Управлением установлено, страхователь не начислял страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ по профессии электрогазосварщик в 2013-2014 годах, машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа, работающих на тракторах марки МТФ в 2013-2015 годах.
Суд пришел к выводу, что у Общества отсутствовала обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам, поскольку Обществом проведена аттестация рабочих мест в 2016 году и по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не признаны вредными либо опасными.
Между тем, согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в 2016 году должна производиться специальная оценка условий труда, а не аттестация рабочих мест. При этом результаты произведенных мероприятий 2016 года не могут быть распространены на периоды 2013-2015 гг.
Вывод суда об отсутствии обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам основан на неправильном толковании положений статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ.
Переход к дифференциации размеров страховых взносов по степени опасности условий труда установлен в ч. 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400 ФЗ: периоды работы в условиях труда, определенных в подп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, которые продолжались после 1 января 2013 г., засчитываются в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, только при условии, что за эти периоды работодатель начислял и уплачивал за работника дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Порядок определения размеров дополнительных страховых взносов определен в ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
Дополнительные тарифы страховых взносов применяются с 1 января 2013 г., и до того момента, как работодатель пройдет специальную оценку условий труда, они рассчитываются следующим образом:
1)если условия труда работника соответствуют Списку N 1, утв. Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, то применяются дополнительные тарифы страхового взноса: в 2013 г. - 4%, в 2014 г. - 6%, в 2015 г. и далее - 9%;
2)если условия труда работника соответствуют Списку N 2, утв. Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, то применяются дополнительные тарифы страхового взноса: в 2013 г. - 2%, в 2014 г. - 4%, в 2015 г. и далее - 6%.
По результатам специальной оценки условий труда дополнительный тариф страховых взносов пересматривается в соответствии с установленными классом и подклассом условий труда.
Дополнительные страховые взносы уплачиваются только работодателями, которым специальной оценкой условий труда будет присвоен опасный или вредный класс условий труда. Тарифы дополнительных страховых взносов в этом случае составят: для опасного класса условий труда (4 подклacc) - 8%; для вредного класса - в зависимости от подкласса (подкласс 3.4 - 7%, подкласс 3.3 -6% подкласс 3.2 - 4%, подкласс 3.1 - 2%). Работодатели, которым по результатам специальной оценки установят допустимый или оптимальный классы условий труда, будут освобождены от обязанностиуплачивать дополнительные страховые взносы.
Таким образом, для включения периодов трудовой деятельности, имевших место после 1 января 2013 г., в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, потребуется выполнение следующих условий:
1) по результатам специальной оценки условий труда установлен вредный и (или) опасный класс условий труда на рабочем месте, где занят работник;
2) работодателем начислены и уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
Если работодатель ранее уже проводил аттестацию рабочих мест (до 1 января 2014 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и ему был установлен оптимальный и (или) допустимый класс условий труда, то работникам, занятым на рабочих местах, указанных в Списках N 1 и N 2, а также в "малых списках", могут быть включены периоды такой работы в стаж для досрочного пенсионного обеспечения, но при условии начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов. Это правило действует в отношении тех периодов работы, которые имеют место до установления класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", т.е. не позднее чем до 31 декабря 2018 г.
Если по итогам аттестации установлены оптимальные или допустимые условия, то дополнительный тариф в размере 0% применять недопустимо. В этом случае, а также при отсутствии результатов аттестации следует уплачивать дополнительные взносы в ПФР по общим тарифам в размере 9% и 6% в зависимости от сферы деятельности (ч. ч. 1 - 2 ст. 58.3 Федерального законаН212-ФЗи п. п. 1,2 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ основным критерием уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат в пользу работника является занятость такого работника на работах с вредными условиями труда.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением кабинета Министров СССР № 10 от 26Л 1.199.1г., в разделе XXXIII «Общие профессии» код позиции списка 23200000-19756, предусмотрены "электрогазосварщики занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических малинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности".
В трудовых договорах, приказах, рабочих нарядах, и табелях учета рабочего времени за проверяемый период по ООО «Тихвин-Торф» профессия указана Электрогазосварщик (в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск N 2).
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденным постановлением кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г., в разделе XIX «Добыча торфа» код позиции списка 2200100а-13842, предусмотрены ма4и инисты машин по добыче и переработке фрезерного торфа.
Основной вид деятельности ООО «Тихвин-Торф» по ОКВЭД - 08.92.1 «Добыча торфа». Работы по добыче торфа носят сезонный характер, что предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2002 года № 498. Приказы об открытии и закрытии сезона добыче торфа издаются на предприятии ежегодно. Добыча и переработка фрезерного торфа производится специализированными машинами.
В соответствии с пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды, когда работа выполнялась постоянно, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени).
Электрогазосварщики и машинисты машин по добыче и переработке фрезерного торфа ООО «Тихвин-Торф» не имеют права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с отсутствием полной занятости на соответствующих видах работ.
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так и на работах, не Поименованных в указанных пунктах, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, пропорционально количеству фактически отработанных дней(часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.
Страховые взносы по дополнительным тарифам начислены в результате проверки на основании рабочих нарядов и табелей учета рабочего времени пропорционально занятости на данных видах работ.
Плательщик страховых взносов ООО «Тихвин-Торф» в 2013-2015 годах не производил начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
Вместе с тем, начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, проводится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии или нет.
Указанная правовая позиция соответствует разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенным в целях реализации статьи 58.3 Федерального закона N t 2-ФЗ в письме от 05 июня 2013 года N 17-3/10/2-3105, согласно которым в случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
При этом исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию
При таких обстоятельствах, учитывая положения приведенных норм, решение УПФР в Тихвинском районе Ленинградской области по эпизоду начисления страховых взносов по дополнительному тарифу принято в соответствии с положениями законодательства, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 48, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Постановил:
Произвести процессуальное правопреемство. Заменить Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области (ОГРН <***>) на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (ОГРН <***>).
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2017 по делу № А56-899/2017 отменить в части признания недействительным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области от 30.06.2016 № 05701615 РВ 000011 по эпизоду начисления страховых взносов по дополнительному тарифу.
В удовлетворении требований в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П. Загараева
Судьи
С.В. Лущаев
Е.А. Сомова