НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 № 13АП-11865/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 июня 2022 года

Дело № А56-119483/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Третьяковой Н.О.

судей  Згурской М.Л., Лебедева Г.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Короткевичем В.И.

при участии: 

от истца (заявителя): Хабибуллина Н.С. по доверенности от 10.01.2022

от ответчика (должника): Казаченко С.Б. по доверенности от 30.12.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-11865/2022 ) государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2022 по делу № А56-119483/2021 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению ООО "БиАйЭй-Технолоджиз"

к государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании незаконным приказа от 25.11.2021 № 1016

установил:

        Общество с ограниченной ответственностью "БиАйЭй-Технолоджиз", адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, Московский пр., дом 94, лит. А, пом. 12-Н, ОГРН 1147847386906 (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 приказа Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 25.11.2021 № 1016 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 и об обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 в размере 40 процентов.

        Решением суда от 28.03.2022 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.

        В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Обществом не были соблюдены все условия для установления максимальной скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование в размере 40 процентов.

        В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

        Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 7 Государственного Учреждения – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Основной вид деятельности Общества (ОКВЭД) - 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения".

Общество обратилось в Фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год.

Приказом Фонда от 10.11.2020 № 819 Обществу отказано в установлении скидки.

Данный Приказ обжалован Обществом в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2021 по делу №А56-9937/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021, приказ Фонда от 10.11.2020 № 819 признан недействительным, на Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Ввиду неисполнения Фондом решения суда, Общество 28.10.2021  направило в Фонд заявление, в котором просило вынести новый акт об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год, произвести перерасчет излишне уплаченного налога.

Приказом № 1016 от 25.11.2021 Фонд признал утратившим силу Приказ № 819 от 10.11.2020.

При этом Фонд не установил оснований для установления Обществу скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год, так как результат расчета размера скидки равен 0.

Не согласившись с данным Приказом Фонда, Общество обжаловало его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральными законами от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524), Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждена приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н (далее - Методика), требования страхователя признал обоснованными.

Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 названного Федерального закона.

Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Федерального закона.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик (Фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

Пунктом 2 Методики установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Согласно пункту 3 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из определенных основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.

Согласно пункту 7 Правил N 524 для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации после утверждения страховщиком значений основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год, но не позднее 1 ноября текущего календарного года.

В соответствии с пунктом 8 Правил N 524 условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:

а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;

б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;

в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.

В силу пункта 10 Правил N 524 размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года. Данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию (пункт 11 Правил N 524).

Постановлением Фонда социального страхования РФ от 25.06.2020 N 107 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2021 год" установлены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2021 год (далее - Постановление N 64).

Так, судом установлено, что по виду деятельности Общества: разработка компьютерного программного обеспечения (62.01) установлены показатели: отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности и страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00; количество страховых случаев по виду экономической деятельности и на тысячу работающих - 0,05; количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности и на один несчастный случай, признанный страховых, исключая случаи со смертельным исходом - 49,49.

Исходя из пункта 3 Правил N 524 основные показатели Общества, определенные по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году составляют:

A) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;

Б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих - 0;

B) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом - 0.

Таким образом, основной показатель А пункта 3 Правил N 524 и показатель ВЭД по соответствующему виду деятельности на 2021 год одинаковые и составляют 0,00.

Учитывая, что утвержденный показатель по соответствующему виду деятельности на 2021 год составляет 0,00 и заявитель объективно не может представить показатель ниже, чем установлено в Постановлении от 25.06.2020 N 107, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для отказа в предоставлении скидки у Фонда отсутствовали.

Случаи, указанные в пункте 4 Правил N 524, Фондом не подтверждены. Недостоверность представленных Обществом сведений не установлена.

Учитывая, что недостоверность представленных страхователем сведений страховщиком не установлена, обжалуемый приказ от 29.10.2021 N 518 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, что в силу требований части 2 статьи 201 АПК РФ влечет удовлетворение заявленных требований с возложением обязанности восстановить нарушенное право заявителя.

        По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия является способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

        Из буквального толкования приведенных норм процессуального права следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемого решения, но и обязывают соответствующие органы к совершению действий по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя. Иными словами, признав незаконным решение государственного органа или органа местного самоуправления, суд автоматически обязывает такой орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

        В данном случае применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора суд первой инстанции правомерно обязал Фонд устранить допущенные нарушения путем  установления Обществу скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 40 процентов.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Общества.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2022 по делу №  А56-119483/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.О. Третьякова

Судьи

М.Л. Згурская

 Г.В. Лебедев