НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 № 13АП-4396/2015

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 апреля 2015 года

Дело № А21-7048/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей  Будылевой М.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен

от ответчика (должника): не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-4396/2015 )  ГУ УПФР в Светловском ГО К/О (межрайонное) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.12.2014 по делу № А21-7048/2014 (судья Широченко Д.В.), принятое


по заявлению ОАО " Западная верфь "

к ГУ УПФР в Светловском ГО К/О (межрайонное)

о признании решений недействительными

установил:

Открытое акционерное общество «Западная Верфь» (ОГРН <***>; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светловском городском округе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН <***>, далее - заинтересованное лицо, Управление, Фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02.07.2014 № 049 011 14 РВ 0000309, о признании недействительным решения о привлечении плательщика к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2014 № 049/011/002-2014.

Решением суда первой инстанции от 25.12.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе  Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.

Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела Управлением проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, а также сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 28.10.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки составлены акт выездной проверки от 26.05.2014 № 049 011 14АВ 0000734 и акт выездной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 26.05.2014 № 04901114АВ0000734-2.

            По итогам рассмотрения материалов проверки  Управлением приняты решения:

от 02.07.2014 № 049 011 14 РВ 0000309 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 2 697,35 рублей; начислены пени в сумме 458,36 рублей; предложено уплатить недоимку в общей сумме 13 486,75 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 10 975 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 2 511,75 рублей;

от 02.07.2014 № 049/011/002-2014  о привлечении плательщика к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным решением Общество  привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованном лице в виде штрафа в сумме 253 рублей.

Считая решения Управления не соответствующими требованиям налогового законодательства и нарушающими права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на отсутствие у Фонда правовых оснований для доначисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Основанием для доначисления страховых взносов, пени и санкций по решению  от 02.07.2014 № 049 011 14 РВ 0000309, явился вывод  Фонда о том, что Обществом в нарушение ст. 8 Закона № 212-ФЗ не включены в базу для начисления страховых взносов:

начисленные ежемесячные авансовые платежи по договорам подряда, заключенным между обществом и ФИО2, в сумме 47 850 рублей и не исчислены страховые взносы за 2012-2013 годы в сумме 12 967,35 рублей, пени в сумме 440,70 рублей, штраф в сумме 2 593,47 рублей;

выплаты суточных при однодневной командировке в город Москву генеральному директору ФИО3 в размере 700 рублей за апрель 2012 года и в размере 700 рублей за апрель 2013 года, и не исчислило страховые взносы за 2012-2013 годы в общей сумме 519,4 рублей, пени в сумме 17,66 рублей, штраф в сумме 103,88 рублей.

Материалами дела установлено, что между обществом (заказчиком) и ФИО2 (подрядчиком) заключены договоры подряда:

- № П/07-12 от 01.08.2012 на сумму 20 000 рублей, срок окончания договора 31.12.2012;

- № П/08-13 от 09.01.2013 на сумму 31 000 рублей, срок окончания договора 31.08.2013;

- № П/10-13 от 02.09.2013 на сумму 16 000 рублей, срок окончания договора 31.12.2013.

Проверкой установлено, что заказчик осуществлял выплату подрядчику ежемесячные авансовые платежи, при этом исчисление страховых взносов  осуществлял в том отчетном периоде, когда был выполнен каждый договор подряда. В указанных периодах Обществом  осуществлялось отражение начисленных страховых взносов в отчетности в ПФР и ФФОМС.

Исчисленные с выплаченных денежных средств по договорам подряда страховые взносы  в полном объеме перечислены в соответствующие бюджеты:

за 4 квартал 2012 г. - ПФР страховая часть платежным поручением № 337 от 25.12.2012; ФФОМС - платежным поручением № 339 от 25.12.2012;

за 3 квартал 2013 г. - ПФР страховая часть платежным поручением № 205 от 03.09.2013 г.; ФФОМС - платежным поручением № 207 от 03.09.2013 г.;

за 4 квартал 2013 г. - ПФР страховая часть платежным поручением № 299 от 16.12.2013; ФФОМС - платежным поручением № 297 от 16.12.2013.

 Не оспаривая факт  исчисления и перечисления  страховых взносов с выплаченных по договорам подряда  денежных средств, Фонд полагает, что  Обществом  занижена база  в связи с невключением ежемесячных авансовых взносов, выплаченных в период с августа 2012 года по декабрь 2013 года.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов в части взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

В силу п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик, в данном случае - физическое лицо) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. При этом в предусмотренных договором случаях подрядчик вправе получить аванс за работу, которая еще не окончена (ст. 711 ГК РФ).

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов - организацией (пункт 1 статьи 11 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, сумма аванса, выплаченная физическому лицу, с которым у организации заключен гражданско-правовой договор (договор подряда), облагается страховыми взносами, кроме взносов в ФСС РФ на основании п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих уплате в Фонд, не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера).

При этом,  аванс не может рассматриваться как получение дохода налогоплательщиком до тех пор, пока не подписан акт приемки-передачи (не приняты работы, услуги). Источник дохода (налоговый агент) в таком случае должен удержать НДФЛ после подписания акта приемки-передачи при проведении окончательного расчета (Определение ВАС РФ от 13.04.2012 N ВАС-3320/12 по делу N А71-12013/2010-А19).

Однако положения ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ прямо не связывают возникновение объекта обложения страховыми взносами с фактом получения работником дохода.

Следовательно, факт выполнения работ по договору подряда и их принятия по акту приема-передачи в целях определения объекта обложения страховыми взносами правового значения не имеет.

Позицией Президиума ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 23.06.2009 N 1446/09, о том, что на авансы по таким договорам ЕСН не начисляется, при исчислении страховых взносов к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежит, поскольку  она была основана на том, что согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения по ЕСН те выплаты, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и авансы в такие расходы не включаются (п. 14 ст. 270 НК РФ).

При этом, в Федеральном законе N 212-ФЗ, регулирующем правила исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды, норма, аналогичная п. 3 ст. 236 НК РФ, отсутствует.

На основании изложенного, Управлением в ходе проверки сделан правильный вывод о нарушении Обществом  ст. 8 Закона № 212-ФЗ, выразившемся в невключении  в базу для исчисления страховых взносов авансовых платежей, выплаченных по договорам подряда физическому лицу.

Вместе с тем, основания для начисления  страховых взносов  по результатам проверки у Фонда отсутствовали по следующим основаниям.

Расчетным периодом по уплате страховых взносов является год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ст. 10 Закона 212-ФЗ).

Частями 3, 4 ст. 15 Закона 212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Исчисленные таким образом страховые взносы подлежат уплате не позднее 15 числа месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (ч. 5 ст. 15 Закона 212-ФЗ).

Установленное в ходе проверки нарушение Общества фактически состоит в неисчислении и неуплате страховых взносов за каждый из месяцев в период с августа 2012 по декабрь 2013 как внутри отчетного периода (квартала), так и до 4 квартала 2012 года.

Вместе с тем по итогам 2012 и 2013 годов исчисление и уплата страховых взносов произведена в полном объеме.

В ходе проверки установлена несвоевременная уплата ежемесячных платежей, при этом неуплата страховых взносов по итогам расчетных периодов - 2012, 2013 гг. не установлена.

На основании изложенного, апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции с учетом выявленного правового регулирования, что полное исчисление и уплата страховых взносов с выплаченных денежных средств по договорам подряда, исключает  возможность повторного доначисления уплаченных взносов.

Поскольку ответственность, предусмотренная п.1 ст.47 Закона № 212-ФЗ, может быть применена к страхователю лишь при неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий по итогам отчетного (расчетного) периода, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что при отсутствии недоимки по уплате страховых взносов привлечение к ответственности в виде штрафа является неправомерным.

В связи с тем, что проверкой установлена полная уплата страховых взносов за расчетные периоды 2012, 2013 г.г.  и отсутствие недоимки на момент проведения проверки, доначисление  страховых взносов в сумме 12 967,35 рублей и привлечение к ответственности в виде штрафа в сумме 2 593,47 рублей противоречит требования Федерального закона № 212-ФЗ.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение от 02.07.2014 № 049 011 14 РВ 0000309 в части доначисления недоимки по страховым взносом в сумме 12 967,35 рублей и санкций в сумме 2 593,47 рублей.

Согласно статье 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

Оспариваемым решением по данному эпизоду Обществу начислены пени в сумме 440,70 рублей. Согласно представленному в материалы дела  расчету пени, пени начислены за период с 18.09.2012 по 31.12.2013 (л.д. 75 – 79 т. 1).

Анализ представленного расчете пени  свидетельствует о том, что пени начислены  по 31.12.2013 без учета уплаченных  Обществом  страховых взносов платежными поручениями № 337 от 25.12.2012; № 339 от 25.12.2012; № 205 от 03.09.2013 г.; № 207 от 03.09.2013 г.;  № 299 от 16.12.2013; № 297 от 16.12.2013.

Управлением  при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанциях расчет пени с учетом поступивших от Общества платежей не предоставлен.

При таких обстоятельствах расчет пени на сумму 440,70 рублей не соответствует требованиям  ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ.

Поскольку расчет пени на сумму 440,70 рублей не доказан Управлением по размеру, суд первой инстанции правомерно признал  недействительным решение Фонда от 02.07.2014 № 049 011 14 РВ 0000309 в указанной части. 

Основанием для начисления страховых взносов в сумме 519,40 рублей, пени в сумме 17,66 рублей, санкций в сумме 103,88 рублей послужили выводы фонда о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов в проверяемом периоде на сумму выплаченных суточных при направлении генерального директора ФИО3  в однодневные командировки на территории РФ (г. Москва) в размере 1400 руб. за апрель 2012 года и  апрель 2013 года.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что суточные выплаты представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для общества признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые обществом в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закон N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" подп. 1 п. 1 ст. 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Трудовые отношения, согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ст. 129 ТК РФ под заработной платой следует понимать вознаграждение за труд, компенсационные выплаты (доплаты, надбавки и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из положений ст. 5 ТК РФ выплаты, которые производятся работодателем работнику, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статья 57 ТК РФ предусматривает возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из анализа вышеназванных положений ст. 43, 57, 135 ТК РФ, п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ следует, что к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты, и иные вознаграждения физическим лицам, прямо установлены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

В силу ст. 164 ТК РФ, компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В силу ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Правительством Российской Федерации установлен порядок и особенности направления работников в служебные командировки.

В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Коллективным договором или локальным нормативным актом определяется порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение N 749).

Согласно п. 2, 4, 11 Положения N 749 в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем; срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложностей и других особенностей служебного поручения; работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных п. 18 настоящего Положения.

При командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Вопрос о целесообразности ежедневного возвращения работника из места командирования к месту постоянного жительства в каждом конкретном случае решается руководителем организации с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха.

Трудовое законодательство не дает определения, какие конкретно расходы возмещаются работнику посредством суточных.

Приказом директора Общества от 27.10.2011 № 06-01/11 определен размер компенсации при однодневных командировках сотрудников в размере 700 рублей.

На проверку обществом представлены копии командировочных удостоверений № 3 от 15.04.2013, № 3 от 18.04.2012, служебных заданий № 4 от 15.04.2013, № 5 от 18.04.2012, авиабилетов по маршруту Калининград – Москва – Калининград, авансовых отчетов.

Таким образом, денежные средства, выплаченные Обществом  своим работникам при направлении их в служебные командировки (поездки), представляют собой возмещение расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, в связи с чем, с данных сумм не уплачиваются страховые взносы в силу ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что все служебные командировки работников общества, по которым осуществлялась выплата суточных, оформлены соответствующими первичными документами, в том числе командировочными удостоверениями, позволяющими определить маршрут служебной поездки работника, фондом доказательств обратного не приведено; факт выплаты компенсации (названной "суточными") в размере, не превышающим установленные Приказом  страхователя, фондом не оспорен.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суточные имеют своей целью покрытие личных расходов работника на срок служебной командировки, поскольку средний заработок работнику на время командировки сохраняется, проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы оплачивается, возмещаются расходы по найму жилого помещения.

Отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что денежные средства (названные "суточными"), выплаченные обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, представляют собой возмещение (компенсационные выплаты) в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.

Фондом не представлено доказательств, подтверждающих, что названные выплаты являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений (с учетом понятия приведенного в ст. 15 ТК РФ), носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.

Таким образом, выплаченные обществом денежные средства своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день являются компенсационными и установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, не входят в систему оплаты труда, и, следовательно, в силу подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не должны облагаться страховыми взносами.

Данная правовая позиция соответствует Определениям Верховного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 309-КГ14-6207, от 18.02.2015 № 310-КГ14-8518.

Ссылка подателя жалобы на Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2014 по делу № А26-2352/13 подлежит отклонению, поскольку указанной постановление кассационной инстанции основано на иных фактических обстоятельствах.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение Управления  от 02.07.2014 № 049 011 14 РВ 0000309 в части  начисления страховых взносов в сумме 519,40 рублей, пени в сумме 17,66 рублей, санкций в сумме 103,88 рублей.

Решением  Управления от 02.07.2014 № 049/011/002-2014 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованном лице ФИО2 за 1 квартал и полугодие 2013 года в виде штрафа в сумме 253 рублей.

Признавая недействительными решение Управления от 02.07.2014 № 049/011/002-2014 о привлечении к ответственности по Закону N 27-ФЗ за представление неполных (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, суд первой инстанции исходил из того, что у Управления отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) названный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы пенсионного фонда) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах (статья 15 Закона N 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице индивидуальные сведения.

Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что такие сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Из решения Управления от 02.07.2014 № 049/011/002-2014 по выездной проверке о привлечении к ответственности по Закону N 27-ФЗ за представление неполных (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужило представление недостоверных сведений по физическому лицу ФИО2, в отношении сумм доначисленных в ходе проверки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При рассмотрении настоящего дела, судом установлено, что поскольку спорные выплаты не включались Обществом в базу для исчисления страховых взносов, то соответственно, страховые взносы не начислялись. Следовательно, Общество и не могло представить сведения, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ.

Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовые основания для привлечения Общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ у Управления отсутствовали.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12 и от 14.05.2013 N 17744/12, Определении Верховного Суда РФ от 26.01.2015 N 310-КГ14-7400, подлежат отклонению доводы фонда о правомерности привлечения общества к ответственности и о наличии состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

 Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены  судом на  основе  полного и всестороннего исследования имеющихся в  деле доказательств, нормы  материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда  отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.12.2014 по делу N А21-7048/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

 И.Б. Лопато