1320/2023-179937(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34179/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 по делу № А56-41675/2023 (судья Покровский С.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ООО "Охранное предприятие "Гринда"
о взыскании,
установил:
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (адрес: 194214, г. Санкт- Петербург, пр. Энгельса, д.73, лит. А; далее – Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ОП «ГРИНДА» (адрес: 198096, Санкт-Петербург, ул. Зайцева, д. 3, к. 2, литера А; далее – Общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год в размере 69 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 05.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированный текст решения составлен судом 04.09.2023.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что страхователь самостоятельно обнаружил допущенные в отчетности ошибки и представил в Фонд исправленные сведения по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в государственном учреждении - Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в качестве плательщика страховых взносов.
Фондом в отношении Общества проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что страхователем 17.08.2022 по каналам телекоммуникационной связи представлена отчетность по форме СЗВ-М за июль 2022 года в отношении 137 застрахованных лиц, то есть с нарушением срока установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем).
В связи с выявленным нарушением были составлен Акт от 18.08.2022 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании которого принято решение от 20.09.2022 о привлечении страхователя к ответственности предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в общей сумме 68 500 руб. (из расчета по 500 руб. за одно застрахованное лицо).
Также Фондом установлено, что страхователем не была представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении 1 застрахованного лица, о чем 19.08.2022 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Решением Отделения от 22.09.2022 ответчик был привлечен к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений в Управление в виде штрафа в сумме 500 руб.
На основании указанных решений Фондом выставлены требования от 12.10.2022 № 202S01220063081, от 14.10.2022 № 202S01220063620 об уплате штрафа в добровольном порядке.
Поскольку содержащееся в резолютивной части требований предложение о добровольной уплате штрафа в установленный срок исполнено не было, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что страхователь самостоятельно обнаружил допущенные в отчетности ошибки и представил в Фонд исправленные сведения по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, что исключает возможность привлечения Общества к ответственности в виде уплаты финансовых санкций.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному
страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Указанным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определенные сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за июль 2022 года должны были быть представлены Обществом не позднее 15 августа 2022 года.
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм, необходимые для ведения индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования
надлежащие сведения за июль 2022 года ответчиком в Фонд представлены 17.08.2022, то есть с нарушением установленного законом срока.
Кроме того, Фондом 01.06.2022 был направлен запрос пенсионно-социального характера о дополнении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, в связи с подачей заявления о назначении пенсии. Вместе с тем, Обществом не были представлены сведения по форме СЗВ- СТАЖ за 2022 год в отношении 1 застрахованного лица по запросу Фонда.
Вывод суда первой инстанции о том, что Обществом самостоятельно были обнаружены допущенные в отчетности ошибки и представлены в Фонд исправленные сведения по форме СЗВ-М, признается судом апелляционной инстанции ошибочным, поскольку первоначальные сведения по форме СЗВ-М были направлены Обществом с нарушением установленного законом срока, уточняющие сведения не направлялись.
В силу вышеуказанных норм материального права предоставление сведений с нарушением установленного срока является основанием для привлечения к ответственности.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности привлечения ответчика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в указанный период.
Размер финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М за июль 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год составил 69 000 руб.
Размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
На необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях.
Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Нормы Закона N 27-ФЗ не содержат положений, предполагающих возможность применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное правонарушение, при назначении наказания виновному лицу.
В то же время с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе, на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 НК РФ, следовательно, при назначении наказания и установлении размера ответственности необходимо руководствоваться главой 15 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суд вправе признать смягчающими ответственность обстоятельствами за совершение правонарушения иные, не указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ обстоятельства.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо в статье 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций, предусмотренных законом, предоставлено суду.
Учитывая, что пункт 3 статьи 114 НК РФ определяет минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
На основании вышеизложенного, принимая во внимание характер совершенного ответчиком правонарушения и степень общественной опасности совершенного им деяния, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, а также учитывая отсутствие негативных последствий для бюджета Фонда, незначительный период просрочки (2 дня), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера примененной в отношении Общества санкции до 13 800 руб. (из расчета по 100 руб. за одно застрахованное лицо).
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Фонда подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежит распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 по делу № А56-41675/2023 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Гринда" (ОГРН 1047855168646) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОГРН 1027801558223) финансовые санкции в сумме 13 800 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июль 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Гринда" (ОГРН 1047855168646) в доход федерального бюджета 5 760 руб. госпошлины за рассмотрение спора в судах первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья О.В. Горбачева