НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 № 13АП-23306/18

101/2018-458745(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Климцовой Н.А.
при участии:
от заявителя: Ошуркова Н.Н. по доверенности от 16.01.2018, Крысиной А.Г. по

доверенности от 02.03.2018, Семеновой А.Н. по доверенности от 03.07.2018  от заинтересованного лица: Астафьевой А.И. по доверенности от 06.07.2018 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-23306/2018) ГУ - УПФР в Гатчинском районе  Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 30.07.2018 по делу № А56-113771/2017 (судья Гуляев  С.Б.), принятое 

по заявлению АО "Газстройпроект"
к ГУ - УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное)

о признании недействительным решения 

установил:

Акционерное общество «Газстройпроект» (далее – АО «Газстройпроект»,  Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения  Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской  Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее –  Управление) от 29.08.2017 № 257V12170000302 о привлечении плательщика  страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства  Российской Федерации о страховых взносах. 

Решением от 30.07.2017 суд признал признать недействительным решение  Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской  Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) от 


29.08.2017 № 257V12170000302 в части взыскания 7 310 507 руб. 21 коп. недоимки,  712 661 руб. 64 коп. пеней, 1 416 682 руб. 74 коп. штрафа. В удовлетворении  остальной части требований отказано. 

Не согласившись с указанным решением суда в части удовлетворения  требований, Управление обжаловало его в Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд. 

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы,  изложенные в апелляционной жалобе, а представители Общества их отклонили. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в  апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы. 

Как следует из материалов дела, Управлением на основании Решения от  03.04.2017 № 257V02170000164 проведена выездная проверка правильности  исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской  Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в АО  «Газстройпроект» за период с 01.01.2014 по 31.12.2016. 

Выездная проверка была проведена исходя из положений статьи 20  Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании  утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О  внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской  Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по  администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и  медицинское страхование» и в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009   № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд  социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). 

В результате проверки выявлено занижение базы для начисления страховых  взносов на общую сумму 198 379 431,59 руб. (по общему тарифу в размере 41  808,00 руб., по дополнительному тарифу в размере 198 337 623.49 руб.). 

От АО «Газстройпроект» 11.08.2017 поступили возражения по акту выездной  проверки, которые были рассмотрены при принятии решения по акту выездной  проверки совместно с представителями Общества. 

Основным нарушением, повлекшим занижение базы для начисления страхов::  взносов, является неуплата страховых взносов по дополнительному тарифу по  рабочим местам с особыми условиями труда. 

Не согласившись с решением Управления, АО «Газстройпроект» обратился с  жалобой в Отделение Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской  области, в которой просил изменить принятое Управлением решение №  257V12170000302 от 29.08.2017 или вынести новое. 


Решением Отделения от 08.11.2017 № 53 по результатам рассмотрения  жалобы, руководствуясь ст. 56 Закона № 212-ФЗ, решение от 29.08.2017 №  257V12170000302 отменено в части доначисления страховых взносов по  дополнительному тарифу на выплаты дефектоскопистам в сумме 2 052 947,94  рублей, в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу на  выплаты газорезчикам в сумме 2 079,56 рублей, а также начисленных на них пеней  в сумме 222 980,29 руб. и штрафов в сумме 411 005,50 руб. 

АО «Газстройпроект» оспорило решение от 29.08.2017 № 257V12170000302 в  арбитражный суд. 

Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал  оспариваемое решение недействительным в части в части взыскания 7 310 507 руб.  21 коп. недоимки, 712 661 руб. 64 коп. пеней, 1 416 682 руб. 74 коп. штрафа. 

Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав  материалы дела, не находит оснований для отмены решения. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ общество  является плательщиком страховых взносов. 

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых  взносов, в числе прочего, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать  (перечислять) страховые взносы. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы  контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать от плательщика  страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления и  своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов; проводить проверки в  порядке, установленном данным Законом. 

Согласно положениям статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по  страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются  первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. 

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного  (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики  страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по  страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений,  начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических  лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного  месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных  обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по  предшествующий календарный месяц включительно. 

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в  виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ). 

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го  числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который  начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона N 212- ФЗ). 

Частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики  страховых взносов, которые провели специальную оценку условий труда в  соответствии с Законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий  труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) применяют дополнительные тарифы страховых  взносов, указанные в данной части, в зависимости от установленного по  результатам специальной оценки класса условий труда. 

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N  421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации" (далее - Закон N 421-ФЗ) результаты аттестации рабочих мест по 


условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действующим до дня  вступления в силу Закона N 426-ФЗ, применяются при определении размера  дополнительных тарифов страховых взносов, установленных частью 2.1 статьи 58.3  Закона N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны  вредными и (или) опасными. 

Следовательно, если по результатам аттестации рабочих мест работников на  видах работ, указанных в пункте 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N  400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ), условия труда признаны  допустимыми, плательщики должны применять тарифы, установленные частью 1  статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ. 

Процедура аттестации регламентировалась Приказом Министерства  здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N  342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям  труда". 

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод фонда  о том, что заявитель должен уплачивать дополнительные страховые взносы в  соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, поскольку условия труда  работников по специальностям газорезчик; электросварщик (в штатном расписании  без уточнения способа сварки); электросварщик ручной сварки; электросварщики на  автоматических и полуавтоматических машинах с фименением флюсов,  содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, предусмотренные  Разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий,  должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на  которых дает право на пенсию но возрасту (по старости) на льготных условиях,  утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991 № 10;  производитель работ; мастер строительных и монтажных paбот; изолировщик;  изолировщик на термоизоляции; оператор установки пескоструйной очистки,  предусмотренные Разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое  перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»  Списка № 2. утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991 №  10; дефектоскопист — данная профессия предусмотрена Разделом XXII «Работы с  радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и  редкоземельными элементами» Списка № 1, утвержденного Постановлением  Кабинета Министров от 26.01.1991 № 10 являются вредными или опасными. 

В соответствии с пунктом 36 Приказа Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об  утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"  класс условий труда устанавливается в ходе аттестации рабочих мест. 

Согласно части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых  взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд  Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной  оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным  федеральным законом. 

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов,  уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса  (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной  оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Закона N 426-ФЗ). 

В силу части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ если до 01.01.2014 в отношении  рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих  рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения  аттестации. 


Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны  до окончания срока их действия, применяются при определении установленного  частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых  взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты  работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5  статьи 15 Закона N 421-ФЗ). 

С учетом изложенного, страхователь освобождается от уплаты страховых  взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего  места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными  либо опасными. 

Управление полагало, что поскольку у Общества не было аттестации рабочих  мест и специальной оценки условий труда, то с 01.01.2014 по 01.11.2016 Общество  должно было применять дополнительный тариф страхового взноса с учетом  процентов, указанных в частях 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, а не части 2.1  статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. 

Вместе с тем, вопреки доводам жалобы в 2013 году АО «Газстройпроект»  была проведена аттестация рабочих мест. 

В отношении профессий мастер строительных и монтажных работ и  производитель работ общая оценка условий труда определена по классу вредности  2, что соответствует допустимому классу условий труда, дополнительный тариф  страхового взноса составляет 0,0 процента. Правоотношения в период 2014-2015  (до проведения специальной оценки) регулируются ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального  закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в соответствии с Федеральным законом от  28.12.2013 № 421-ФЗ), которая устанавливает «0» ставку дополнительного тарифа,  если установлен оптимальный и допустимый классы. Результаты аттестации 2013  года действовали в период 2014-2015 год, в связи с чем Заявитель имеет законные  основания для освобождения от уплаты страховых взносов в 2014-2015 годах. 

Ссылка Управления на п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ не является  обоснованной, поскольку указанная норма применяется в том случае, если класс  условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1  вышеуказанной статьи соответствовал вредному и (или) опасному классу условий  труда. Иное толкование вышеуказанных норм права привело бы к произвольному  увеличению бремени выплат путем введения дополнительного тарифа, не  обусловленного необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно  вышедших на пенсионное обеспечение. 

Результаты аттестации рабочих мест, в том числе Карты аттестации рабочих  мест от 2013 года, были представлены Заявителем в ходе выездной проверки и  были признаны Заинтересованным лицом, что подтверждается Решением ОПФР по  Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 53 от 08.11.2017, а также устными  пояснениями представителя Заинтересованного лица в судебном заседании  05.03.2018. 

Таким образом, вывод суда о том, что дополнительный тариф по профессиям  производитель работ, мастер СМР составляет 0,0 процента, является законным и  обоснованным. 

В своей апелляционной жалобе Управление ссылается, что вывод суда об  аналогичности рабочих мест, расположенных в различных структурных  подразделениях, не основан на нормах действующего законодательства. 

Вместе с тем, внеплановая аттестация, а равно специальная оценка вновь  организованных рабочих мест должна быть проведена не позднее одного года с  момента создания новых рабочих мест. 


Заявитель руководствовался результатами аттестации рабочих мест в иных  структурных подразделениях с момента создания в них новых рабочих мест. Дата  создания новых рабочих мест с указанием рабочих мест (профессий) указаны в  Штатной расстановке за 2014, 2015, 2016 годы. 

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, на которых  работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности,  осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего  времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием  одинаковых производственного оборудования. 

Особенности проведения СОУТ на рабочих местах с территориально  меняющимися рабочими зонами, предусмотрены ст. 16 Федерального закона N 426- ФЗ, согласно которой СОУТ проводится путем предварительного определения  типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых  вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки  воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или  операций. 

Согласно ст. 100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать  продолжительность рабочей недели, время начала и окончания работы, время  перерывов в работе, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового  распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка ВР-04-08.03.14 утверждены  Генеральным директором АО «Газстройпроект» 05.05.2014 носят обязательный  характер для всех работников Общества (п. 1.5.ПВТР). Режим рабочего времени и  времени отдыха установлен в разделе 4 ПВТР. Для работников профессии «мастер  строительных и монтажных работ», «производитель работ», «газорезчик»  применяется режим работы, установленный в п. 4.2. ПВТР, в отношении всех  структурных подразделений Общества. 

Основным видом деятельности АО «Газстройпроект» является строительство  газопроводов. Технология строительства газопроводов однотипна на всех  строительных Объектах, что подтверждается Проектами производства работ и  Технологическими картами. При строительстве газопровода работниками  выполняются одни и те же профессиональные обязанности. Например, в отношении  профессии «газорезчик» применяется производственная инструкция ПИ-15-08.09.14  «Эксплуатация баллонов, предназначенных для сжатых, сжиженных и растворенных  под давлением газов», согласно п. 10 ВР-04-28.10.16, а также инструкция по охране  труда для газосварщика (газорезчика) - ИОТП-10-33.06.16 Газосварщик (газорезчик).  Листы ознакомления к указанным инструкциям подтверждают, что работники  Общества, работающие в различных обособленных подразделениях Общества на  различных строительных объектах, выполняют одинаковые виды работ, несут одни  и те же профессиональные обязанности. 

Аттестация, а равно СОУТ с территориально меняющимися рабочими зонами  проводится путем предварительного определения типичных технологических  операций и последующей оценки этих операций. Согласно картам аттестации  рабочих мест, картам СОУТ по профессии «газорезчик», «Мастер строительных и  монтажных работ», «Производитель работ» оценка рабочих мест производилась по  следующим факторам производственной среды и трудового процесса: химический;  АПФД; шум; вибрация локальная; тяжесть труда; напряженность труда. Указанные  факторы являются объективными и не зависят от субъекта РФ, в котором  происходит выполнение работ. Результаты специальной оценки условий труда,  проведенной Обществом в 2016 году в различных субъектах РФ, по вышеуказанным  факторам производственной среды и трудового процесса аналогичны результатам  аттестации 2013 года, картам СОУТ 2015 года. 


Довод подателя жалобы о противоречии в выводах суда в связи с различным  указанием реквизитов заключения эксперта, является ошибочным. 

 Обществом представлены СОУТ в отношении различных объектов:  заключение эксперта № 78-ЗЭ по результатам СОУТ от 27.08.2015;заключение  эксперта № 214-ЗЭ по результатам СОУТ от 22.12.2016. Судом сделана ссылка на  заключение эксперта № 214-ЗЭ по результатам СОУТ от 22.12.2016 относительно  факторов производственной среды с целью установления их идентичности с  результатами ранее проведенных СОУТ, аттестации. 

Относительно начисления дополнительного тарифа страховых взносов в  отношении профессии «Электросварщики на автоматических и полуавтоматических  машинах» необходимо отметить следующее. 

Суд первой инстанции правомерно отметил, что в материалах дела  отсутствуют карты аттестации рабочего места по условиям труда Электросварщики  на автоматических и полуавтоматических машинах, а с 28.10.2015 в отношении  профессий «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 4  разряда», «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 5  разряда», «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 6  разряда» была проведена специальная оценка условий труда, что подтверждается  Картами № 78/2015-352, 78/2015-353, 78/2015-357 специальной оценки условии  труда профессии мастер строительных и монтажных работ (19905). По результатам  специальной оценки условий труда в отношении указанных профессий  предусмотрен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1, предполагающий уплату  страховых взносов по дополнительному тарифу. Размеры дополнительных  страховых тарифов определены ч.2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, согласно которой в  случае установления по результатам специальной опенки труда подкласса условий  туда 3.1 (вредный) дополнительный страховой тариф составляет 2%. 

Управление посчитало, что дополнительные тарифы страхового взноса по  профессии «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах»  составляют в 2014 г. – 4%, в 2015 и 2016г. – 6%. 

Вместе с тем, как следует из материалов дела, сварочные работы в АО  «Газстройпроект» осуществляются с помощью систем автоматической сварки в  среде защитного газа. 


PowerWave 350 8 шт, источник сварочного тока инверторного типа PowerWaveS350  12 шт. Перечень поставляемого оборудования указан в Спецификации № 20 от  07.08.2015 к Договору поставки № КП-09-02/15 от 11.02.2015. ООО «АПС»  поставило АО «Газстройпроект» оборудование 30.10.2015, что подтверждается  товарной накладной № АПС00001943 от 30.10.2015, счет-фактурой № АПС00001943  от 30.10.2015. Согласно инвентарной карточке № 00-001140 учета основных средств  по форме ОС-6 по состоянию на 31.12.2017 комплекс автоматической сварки  CRCEWANSAW числится на балансе АО «Газстройпроект» как основное средство. 

Использование АО «Газстройпроект» в период 2014-2016 годы комплексов  автоматической сварки в защитных газах также подтверждается Справкой  Общества об используемом оборудовании при производстве сварочных работ в  период 2014-2016 за подписью главного сварщика. 

Технические условия ТУ3441-028-11143754-2006, разработанные для  комплекса автоматической сварки «PROTEUS», рекомендуют при осуществлении  сварочных работ всех слоев использовать защитный газ - аргон - 82%, двуокись  углерода - 18% (Лист 10 ТУ3441-028-11143754-2006). 

В Аннотации ООО «АПС» к системам автоматической сварки компании  CRCEWANS рекомендовано осуществлять сварочные работы в среде защитных  газов с использованием смеси, состоящей из аргона - 75%, двуокиси углерода - 25%. 

Согласно Инструкции по технологиям сварки при строительстве и ремонте  промысловых и магистральных газопроводов СТО Газпром 2-2.2-136-2007,  утвержденной ПАО «Газпром» в 2007 году, автоматическая двусторонняя сварка  проволокой сплошного сечения осуществляется в защитных газах (ААДП, АПГ) (п.  10.6.1.1.Инструкции). Защитные газы приведены в таблице Д18 (Приложение Д к  Инструкции). Для сварки первого (корневого) слоя шва соединений труб из сталей с  классом прочности до К60 включительно рекомендована смесь защитных газов:  аргон - 75%, двуокись углерода - 25%, способ сварки – автоматическая сварка  комплексом сварочного оборудования CRC-EvansAW. Для сварки заполняющих и  облицовочного слоев шва соединений труб из сталей с классом прочности до К60  включительно рекомендована смесь защитных газов: аргон - 85%, двуокись  углерода - 15%, способ сварки – автоматическая сварка комплексом сварочного  оборудования CRC-EvansAW. 

Таким образом, для используемого в АО «Газстройпроект» сварочного  оборудования техническими требованиями рекомендована среда – защитные газы. 

Электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах,  работающие в АО «Газстройпроект», допущены к автоматической сварке в среде  инертных газов и смесях. 

Электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах  допускаются к сварке согласно области распространения аттестации при наличии  разряда. Аттестационные удостоверения сварщиков распространяют свое действие  на сварочное оборудовании CRC-EvansAW, что отражено в заключении  аттестационной комиссии. В Протоколе аттестации сварщика в графе «марка  защитного газа, флюса и др.» также указано – 80% Аргон ГОСТ 10157-79 + 20%  Двуокись углерода ГОСТ 8050-85. 

Так, в материалы дела представлено аттестационное удостоверение № СЗР- 1ГАЦ-I-26680 на Свергун А.А. с протоколом аттестации (п. 2.12. марка защитного  газа, флюса -80% Аргон ГОСТ 10157-79 + 20% Двуокись углерода ГОСТ 8050-85),  заключение аттестационной комиссии (табличная часть последняястрока-сварочное  оборудование - CRC-EvansAW). Аналогичные удостоверения представлены в  материалы дела и на других электросварщиков на автоматических и  полуавтоматических машинах 4, 5, 6 разрядов 


Выполнение работ на сварочном оборудовании CRC-EvansAW  подтверждается, в том числе Наряд-заданиями № 49, 53 на выполнение работ на  период 01.11.2016-30.11.2016, 01.12.2016-31.12.2016. 

В Паспорте на сварочное оборудование серийный номер P 625-061 указано,  что сварочные работы выполняются в среде защитного газа. 

Работы выполняются на основании Операционной технологической карты  сборки и автоматической многодуговой сварки проволокой сплошного сечения в  среде инертных газов и смесях внутренней сварочной машины IVM (ИВМ) корневого  слоя шва (с механизированной сваркой проволокой сплошного сечения в среде  инертных газов и смесях участков корневого слоя шва, не выполненных из-за отказа  внутренних сварочных головок) и автоматической двухдуговой сварки проволокой  сплошного сечения в среде инертных газов и смесях заполняющих и облицовочного  слоев шва наружными сварочными головками P-700 (П-700) (Шифр карты ТК-УТ- Р700-03). На странице 2 технологической карты указано, что сварка всех слоев шва  выполняется в среде – защитный газ. 

Электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах,  работающие в АО «Газстройпроект», выполняют сварочные работы в среде  защитного газа: газовая смесь аргон - 82%, углекислый газ - 18%. Управление  процессом сварки осуществляется с пульта управления, огражденного от  автоматической машины сварки. 

Согласно данным Карт специальной оценки по профессии «Электросварщики  на автоматических и полуавтоматических машинах», представленным в материалы  дела, химический фактор производственной среды установлен как допустимый –  2.0. 

Электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах,  работающие в АО «Газстройпроект», не заняты на работах с применением флюсов.  Флюсы не менее 3 класса опасности при работе не используются. 

Таким образом, электросварщики на автоматических и полуавтоматических  машинах, работающие в АО «Газстройпроект», не заняты ни сваркой в среде  углекислого газа ни на работах с применением флюсов, содержащих вредные  вещества не ниже 3 класса опасности. 

Кроме того, факт выполнения работ в АО «Газстройпроект» с применением  смеси защитных газов, подтверждается также представленными товарными  накладными на приобретение защитных газов и дополнительным соглашением от  13.03.2014 к договору № 10014770. 

В своей апелляционной жалобе Управление также ссылается, что датой, с  которой Общество могло применять результаты специальной оценки условий труда  (карточки СОУТ), следует считать 01.11.2016, дату утверждения отчета АО  «Газстройпроект». 

При установлении дополнительного тарифа страховых взносов,  уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса  (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной  оценки условий труда (п. 7 ст. 7 ФЗ № 426-ФЗ). 

Документы согласно перечню, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 15  Закона № 426-ФЗ, датированы 28.10.2015. С указанной даты следует применять  результаты специальной оценки условий труда для целей начисления  дополнительного тарифа. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со  статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что  у общества отсутствовала обязанность уплачивать дополнительные тарифы  страховых взносов с выплат, произведенных за работу по специальностям: 


«производитель работ», «мастер СМР», «Электросварщики на автоматических и  полуавтоматических машинах» 

Учитывая изложенное, суд считает, что решение Управления является  недействительным в части взыскания 7 310 507 руб. 21 коп. недоимки, 712 661 руб.  64 коп. пеней, 1 416 682 руб. 74 коп. штрафа. 

Фондом не учитывается, что страховые взносы, уплачиваемые  работодателем, являются материальной гарантией государственного пенсионного  обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь  заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по  другим причинам. Законодатель связывает обязанность по уплате страховых  взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. 

Суд верно исходил из того, что увеличение бремени выплат путем введения  дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения  работников, досрочно вышедших на пенсию, а не включение трудового стажа  застрахованных лиц в стаж, дающий право на такое досрочное пенсионное  обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников  страховых взносов по дополнительному тарифу. 

Поскольку у Общества отсутствовала обязанность по уплате страховых  взносов по дополнительному тарифу по указанным специальностям, суд первой  инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого  решения Фонда нормам действующего законодательства. 

Довод Фонда о том, что суд первой инстанции снизил размер штрафа не  соответствует материалам дела. Суд первой инстанции признал недействительным  его начисления на основании начислений страховых взносов по дополнительному  тарифу за 20124-2016 . 

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены  все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.  Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений  или неправильного применения норм процессуального права при вынесении  решения судом не допущено. 

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и  удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не  имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 30.07.2018 по делу № А56-113771/2017 оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий И.А. Дмитриева 

Судьи М.Л. Згурская


Н.О. Третьякова