ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 февраля 2024 года
Дело №А56-31626/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зотовой А.И.,
при участии:
от истца: представитель Касьянова Д.В., на основании доверенности 22.03.2022,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от 3-их лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39879/2023) Федерального государственного казенного учреждения «1999 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2023 по делу № А56-31626/2023(судья Устинкина О.Е.), принятое по иску:
истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение «1999 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации
3-и лица: 1. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; 2. Администрация Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга
о взыскании,
установил:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – Комитет КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «1999 отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение) об обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения «Пешеходный малый подвесной мост», по адресу: Санкт- Петербург, г. Кронштадт, участок набережной Обводного канала «Синий мост-Пеньковый мост», литера А; также просил установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Учреждения в пользу КГИОП в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок, как 50 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга и Администрацию Кронштадтского района.
Решением от 25.10.2023 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, считая его незаконным принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 06.08.1990 № 646 по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, участок набережной Обводного канала «Синий мост-Пеньковый мост», литера А, расположен объект культурного наследия регионального значения «Пешеходный малый подвесной мост».
Распоряжением КГИОП от 04.09.2018 № 347-р утвержден предмет охраны объекта.
Распоряжением КГИОП от 20.03.2019 № 07-19-101/19 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта.
Согласно подпункту 1 пункта 1 части 25 Раздела 6 Обязательства в течении 36 месяцев со дня утверждения Обязательства, то есть в срок до 20.03.2022, требовалось в установленном порядке обеспечить установку на объекте информационной надписи и обозначения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.02.2022 объект находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления передан в пользование Учреждения.
На основании распоряжения КГИОП от 30.08.2022 № 361-ро «Об утверждении Программы проверок по контролю за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия», а также на основании задания КГИОП от 01.02.2023 № 01-30101/23 проведено мероприятие по контролю за проведением работ, утвержденных Обязательством.
Актом наблюдения за соблюдением обязательных требований от 01.02.2023 № 01-33-97/23-0-0 зафиксирован факт невыполнения работ, установленных подпунктом 1 пункта 1 части 25 раздела 6 Обязательства, что является нарушением обязательных требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).
Обязанность Учреждения исполнять требования Обязательства обусловлена фактом владения объектом на праве оперативного управления и требованиями пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ.
Учитывая изложенное, Учреждением не исполнено условие Обязательства и, тем самым, допущено нарушение установленных Законом 73-ФЗ требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (подпункт 11 пункта 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 27 Закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ требование к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия включается в охранное обязательство, исполнение которого возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия установлен Правилами установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 (далее - Правила).
Согласно пункту 18 Правил после завершения работ по установке информационной надписи правообладатель направляет в орган охраны уведомление о выполненных работах с указанием даты проведения работ по установке информационной надписи и с приложением цветной фотофиксации объекта культурного наследия до начала работ, в процессе их проведения и после завершения установки информационной надписи.
Поскольку Учреждением не исполнено условие обязательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод Учреждения о том, что участок набережной Обводного канала «Синий мост-Пеньковый мост» литера А, не входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Пешеходный малый подвесной мост», необоснован.
В соответствии с Решением исполкома Ленгорсовета от 06.08.1990 № 646 по адресу: Санкт-Петербург, город Кронштадт, участок набережной Обводного канала «Синий мост-Пеньковый мост», литера А, расположен объект культурного наследия регионального значения «Пешеходный малый подвесной мост» (далее - объект).
Согласно выписке из ЕГРН объект передан на праве оперативного управления Учреждению.
Также данный факт находит свое подтверждение и в документах, представленных самим Учреждением: выписке из ЕГРН, свидетельстве о государственной регистрации права, выписке из реестра федерального имущества от 03.08.2011, кадастровом паспорте СПб ГУП «ГУИОН» от 12.03.2009, техническом паспорте на сооружение, плане сооружения, сведениях с сайта РГИС.
Согласно выписке из ЕГРН от 08.02.2022 объект является собственностью Российской Федерации, и на праве оперативного управления с 01.10.2011 принадлежит Учреждению.
Из свидетельства о государственной регистрации от 01.10.2011 серии 78-АЖ № 478524, а также выписки из реестра федерального имущества от 03.08.2011 следует, что объект является федеральной собственностью.
КИО в своем отзыве предоставляет информацию относительно иного сооружения «Парусный мост через Обводный канал в городе Кронштадте», а не в отношении спорного объекта, указанного в исковом заявлении КГИОП, что подтверждается выкопировкой из базы данных относительно объекта, согласно которой объект - «Пешеходный малый подвесной мост» учтен в реестре под номером 3440, отнесен к категории объектов культурного наследия регионального значения.
Учитывая изложенное, Учреждение является законным владельцем объекта.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2023 по делу № А56-31626/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.В. Черемошкина
Судьи
С.А. Нестеров
Н.С. Полубехина