НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 № 13АП-11263/2014

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 июля 2014 года

Дело № А26-714/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2014 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Жиляева Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Колокольцевой О.С.

при участии: 

от истца: не явился, извещён,

от ответчика: Гурская Г.В., доверенность от 27.02.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-11263/2014 )  ООО "Спортивный охотничий клуб" на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 21.03.2014 по делу № А26-714/2014 (судья Старовойтова И.В.), принятое

по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия

к ООО "Спортивный охотничий клуб"

о взыскании,

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, ОГРН: 1071001000828; ИНН: 1001016090) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Спортивный охотничий клуб» (далее - Общество, ОГРН: 1021001026034, ИНН: 1014005530)  о взыскании 114 935, 24 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие самовольного занятия лесного участка.

Решением суда от 21.03.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что Министерством нарушены требования законодательства, предъявляемые к организации и проведению проверок; акт осмотра составлен в одностороннем порядке; не представлено сведений о средствах измерения и их поверке.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 05.08.2013 в ходе патрулирования на предмет проверки правильности границ смежных территорий лесного фонда и                 ООО «Спортивный охотничий клуб» лесничим Обжанского участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» Андреевым И.М. обнаружен факт самовольного использования земель лесного фонда в кв. 51 выделы 1, 8, 9 Обжанского участкового лесничества. По результатам патрулирования принято решение вызвать представителя ответчика для дополнительного выяснения обстоятельств дела и в случае выявления нарушений составить протокол об административном правонарушении.

23.10.2013 года в ходе проверки соблюдения и выполнения требований лесного законодательства в квартале 51 выделе 8 Обжанского участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество», относящегося к категории защитных лесов (категория защитности - нерестоохранные полосы, особо защитные участки лесов в защитных лесах), установлен факт самовольного занятия участка лесного фонда (факт самовольного использования лесов для осуществления рекреационной деятельности) на площади 0,22 Га, а именно территория огорожена забором, внутри которого расположено построенное здание в виде сруба из круглых бревен размером 8м*12м, сруб расположен на капитальном бутобетонном фундаменте, крыша здания покрыта железом.

По результатам проверки составлен протокол о лесонарушении №1 от 23.10.2013.

Ссылаясь на то обстоятельство, что Обществом причинен ущерб лесному хозяйству, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил иск.

Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.

В силу части 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Согласно части 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.

Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.

Порядок привлечения к установленной законом ответственности за нарушение лесного законодательства Российской Федерации устанавливался действовавшей Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение земельного законодательства", утвержденной постановлением Госкомлесхоза от 22.04.1986 г. N 1 (далее - Инструкция), в соответствии с пунктом 1.4 которой о каждом лесонарушении составляется протокол в порядке, установленном разделом 5 Инструкции.

Между тем Инструкция  утратила силу после издания приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2011 г. N 474 "О признании не подлежащими применению отдельных нормативных актов СССР и РСФСР в области лесных отношений".

Как правильно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не влияет на доказанность материалами дела факта совершения обществом лесонарушения и не ограничивает истца в средствах доказывания указанного факта.

В силу прямого указания норм права, подлежащих применению к спорным правоотношения, основным доказательством совершения хозяйствующим субъектом лесонарушения являлся протокол.

При фиксации лесонарушения на землях лесного фонда в своей деятельности Министерство руководствуется положениями Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству №1 от 22.04.1986 года.

Пунктами 1.1., 1.4. Инструкции и в силу пункта 1.1. подлежащей обязательному применению при выявлении лесонарушений, предусмотрено, что о каждом лесонарушении составляется протокол в порядке, установленном разделом 5 названной Инструкции.

На момент составления протокола о лесонарушении у Министерства имелись достаточные данные, указывающие на совершение Обществом лесонарушения.

Довод подателя жалобы о том, что протокол составлен в одностороннем порядке, без вызова представителя Общества, опровергается фактическими обстоятельствами дела.

 Министерством в адрес Общества было направлено извещение от 27.09.2013 № 1100 о вызове законного представителя ответчика для выяснения обстоятельств дела и при необходимости составления протокола о лесонарушении на 23.10.2013 года на 09 часов 00 минут по адресу нахождения ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество».

Ответчик не оспаривает, что  извещение от 27.09.2013 получено было  Обществом и представитель Общества явился на составление протокола,  однако, отказался от подписи протокола о лесонарушении, что отражено в самом протоколе и засвидетельствовано лесничим Андреевым И.М., заместителем начальника ГКУ РК  «Олонецкое центральное лесничество» Исаевым А.Г., инженером Ильиной Н.М.

Акт патрулирования от 05.08.2013 года, акт осмотра от 23.10.2013 года, акт по лесонарушению №1 от 23.10.2013 года являются дополнениями к указанному протоколу о лесонарушении, который относится к основным документам, фиксирующим лесонарушение.

Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении Министерством срока составления протокола отклоняются апелляционным судом ввиду следующего.

Установленный Инструкцией срок составления протокола не является пресекательным. Нарушение срока составления протокола не лишает протокол доказательственной силы, законодательством не предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда лесному фонду в случае несвоевременного составления протокола о лесонарушении. Нарушение срока составления протокола о лесонарушении может иметь значение только в том случае, если позднее составление протокола повлияло на его достоверность.

При осуществлении своих полномочий Министерство руководствовалось планом работы от 14.12.2012 года по текущему контролю Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на 2013 год, утвержденным и.о. Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия - Главным государственным лесным инспектором в Республике Карелия Павловым А.Н.

Государственный лесной контроль и надзор осуществляется истцом на землях лесного фонда в соответствии с наделенными полномочиями в области лесных отношений, предусмотренными статьями 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 подпунктом 7 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 года № 206-П.

Министерство в ходе проводимой им проверки осуществляло фиксацию лесонарушения поверенным прибором в виде мерной ленты «геодезийная -50 м» ГОСТ № 3418-50 (рулетки измерительной металлической) (свидетельство о поверке № 65346 приобщено в материалы дела).

Таким образом, Министерством соблюдены требования Федерального закона Российской Федерации от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Кроме того, утвержденной формой протокола о лесонарушении не предусмотрено указание на средства (приборы) измерений, которыми пользовались должностные лица лесничества при осуществлении замеров.

Площадь самовольно занятого участка лесного фонда в размере 0, 22 га была установлена Министерством с использованием программы «АБРИС+».

Обоснование всех коэффициентов, учитывающих категории защитных лесов и целевое назначение лесов, приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, площадь лесного участка приведены в самих расчётах ущерба.

Размер ущерба рассчитан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 08.05.2007 года «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее - Постановление № 273).

Размер ущерба исчислялся исходя из ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности при осуществлении рекреационной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 года «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» с применением коэффициента 1,13  (далее - постановление № 310) (ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2012 года № 216-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Согласно п. 4 приложения № 4 к постановлению № 273 предусмотрен вид нарушения - самовольное использование лесов для осуществления рекреационной деятельности, при котором размер ущерба рассчитывается как 5-кратный размер годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единит площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Согласно таблице № 11 постановления № 310 ставка платы за единицу площади лесного   участка   находящегося   в   федеральной   собственности,   при   осуществлении рекреационной деятельности составляет размер - 9340 руб. 00 коп. за 1 Га в год (Олонецкий район Республика Карелия).

Таким образом, сумма по ставкам платы за единицу площади лесного участка составила: 9340*1,13=10554 руб. 20 коп.

При осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты:

а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов:

- в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2 (в силу части 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 3 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся прибрежные защитные полосы озера с шириной в размере двухсот метров (берегозащитные, участки лесов, расположенные вдоль водных объектов);

б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние:

- свыше 3 километров - 0,5 (информационное письмо ГУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» № 1005 от 19.06.2009 года с приложением ведомости вычисления площади автодороги Усланка - Мегрега -Обжа Олонецкого района);

в) коэффициент, учитывающий площадь лесного участка:

- от 0,1 до 0,3 Га включительно - 0,8 (самовольное занятие участка лесного фонда (самовольное использование лесов для осуществления рекреационной деятельности) осуществлено на площади 0,22 Га).

Итого, общая сумма коэффициентов составила 3,3; стоимость площади одного гектара составила 10554 руб. 20 коп. *3,3 = 34828,86руб.

Следовательно, 5-и кратная стоимость ущерба за самовольное занятие участка лесного фонда (самовольное использование лесов для осуществления рекреационной деятельности) на площади 0, 33 Га составляет 34828,86 руб. *5= 174144,30 руб.

Согласно п. 9 приложения № 3 к постановлению № 273 если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов, то размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в три раза: 174144,30 руб. *3=522432,90 руб.

Таким образом, общий размер ущерба по факту самовольного занятия участка лесного фонда (факту самовольного использования лесов для осуществления рекреационной деятельности) на площади 0,22 Га составил: 522 432,90 руб.*0,22=114 935,24 руб.

Обществом документально не опровергнута правильность произведенного Министерством расчёта. Обоснованный контррасчет подателем жалобы не представлен.

До настоящего времени ООО «Спортивный охотничий клуб» не возместило причиненный ущерб лесному хозяйству, в связи с чем, Министерство обратилось в суд  настоящим иском.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Е.В. Жиляева