ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
11 апреля 2022 года | Дело № А56-88303/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 01.04.2022
от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 23.06.2021
от 3-го лица: не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-6231/2022 ) государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2022 по делу № А56-88303/2017 (судья Мильгевская Н.А.), принятое
по иску акционерного общества "Газпромнефть - Северо-Запад"
к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
3-е лицо: МИФНС №11 по Санкт-Петербургу,
о признании недействительным решения от 18.08.2017 №202F07170002413,
установил:
Акционерное общество «Газпромнефть - Северо-Запад» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга от 18.08.2017 № 202F07170002413 и об обязании Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять решение о возврате излишне уплаченных за 2014 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 903 419,22 руб., излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8 058,89 руб. и направить указанное решение для исполнения в соответствующий налоговый орган.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Межрайонная ИФНС России № 11 по Санкт-Петербургу.
Определением суда от 22.01.2020 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу №А56-67008/2017.
Протокольным определением от 07.12.2021 производство по делу возобновлено.
Определением от 07.12.2021 судом в порядке процессуального правопреемства произведена замена Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Фонд).
Решением суда от 18.01.2022 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку порядок исчисления и уплаты налогов и порядок исчисления и уплаты страховых взносов не тождественны, то применение по аналогии позиции президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении № 17750/10 от 28.06.2011 к отношениям, связанным с исчислением и уплатой страховых взносов, неправомерно. Как считает Фонд, заявитель пропустил срок на обращение за возвратом излишне уплаченных страховых взносов, а также на обращение в суд за период январь – июнь 2014.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества доводы жалобы отклонил и заявил ходатайство в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о процессуальном правопреемстве, в соответствии с которым, в связи с прекращением деятельности АО «Газпромнефть-Северо-Запад» путем реорганизации в форме присоединения, просит заменить первоначального заявителя на ООО «Газпронефть-Центр», адрес: 117426, <...>, этаж 12, ОГРН <***>.
В обоснование данного ходатайства заявителем представлена выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.04.2022.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая, что реорганизация Общества подтверждается представленными документами, суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 АПК РФ полагает ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежащим удовлетворению.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в его отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведены камеральные проверки в отношении корректирующих расчетов АО «Газпромнефть - Северо-Запад» по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период 2016 года с уменьшением суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 1 911 478,11 руб.
Уменьшение суммы страховых взносов вызвано тем, что Общество исключило из базы для обложения страховыми взносами суммы компенсационных выплат иногородним работникам в виде сумм возмещения их затрат по найму жилого помещения.
05.05.2017 общество представило корректирующий отчет по форме РСВ-1 за 4 квартал 2016 года с уменьшением сумм начисленных страховых взносов в 120 строке: на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) - 2 077881,97 руб., на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) - 43 726,66 руб. в связи с перерасчетом страховых взносов на выплаты компенсации найма жилья сотрудникам за период с января 2014 по декабрь 2014 года.
08.08.2017 Общество представило заявление на возврат излишне уплаченных страховых взносов: по ОПС - на сумму 1 903 419,22 руб. и по ОМС - 8058,89 руб.
18.08.2017 Фондом принято решение №202F07170002413 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, поскольку уменьшение страховых взносов по форме РСВ-1 за отчетный 2016 год в строке 120 не соответствует нормам Закона № 212-ФЗ.
Считая решение Фонда недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исходя из обстоятельств, установленных в рамках дела N А56-67008/2017, а также отклонив довод Фонда о пропуске Обществом срока подачи заявления на возврат излишне уплаченных страховых взносов, удовлетворил заявление Общества.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (часть 12 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
На основании статьи 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В данном случае суд первой инстанции с учетом положений статей 15, 129, 165, 169 Трудового кодекса РФ, а также позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.12.2019 по делу №А56-67008/2017, пришел к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, спорные выплаты подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
При таких обстоятельствах страховые взносы являются излишне уплаченными, которые подлежат возврату.
Исключение составляют страховые взносы на ОПС на страховую часть пенсии, поскольку в соответствии с ранее действовавшим пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Аналогичная норма установлена с 01.01.2017 пунктом 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 N 32-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Закона N 250-ФЗ, части 2 статьи 26 Закона N 212-ФЗ и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по ОПС, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.
По результатам произведенной сторонами сверки расчетов по страховым взносам, установлено отсутствие наступления страховых случаев, в связи с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии переплаты страховых взносов, подлежащих возврату, в размере 1903419,22 руб. (ОПС) и 8058,89 руб. (ОМС).
По мнению Фонда, Общество пропустило срок на подачу заявления о возврате переплаты.
Согласно части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Вместе с тем, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 разъяснено, что момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющихся значение для дела обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным, бремя доказывая в силу статьи 65 АПК РФ лежит на налогоплательщике.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, от 12.05.2021 N 309-ЭС20-22198 юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Суд первой инстанции, применив данные разъяснения в настоящем деле, пришел к выводу, что именно в момент составления и представления в фонд соответствующей отчетности плательщик имел возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены в подпункте 1 пункта 9 статьи 15 Закона 212-ФЗ, в соответствии с которым, плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: - в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Как следует из материалов дела, Обществом представлен уточненный расчет РСВ-1 за 2016 год, корректирующий в сторону уменьшения страховые взносы за 2014 год, с направлением заявления на возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Фонд отказал Обществу в возврате суммы переплаты оспариваемым решением от 18.08.2017.
Срок представления расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 за 2014 год – 16.02.2015; следовательно, трехлетний срок на обращение с заявлением на возврат переплаты - 16.02.3018.
Общество представило скорректированный расчет по страховым взносам за 2014 год и 08.08.2017 представило в Фонд соответствующее заявление на возврат излишне уплаченных страховых взносов; в арбитражный суд Общество обратилось 31.10.2017
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Обществом срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство: заменить акционерное общество «Газпромнефть – Северо-Запад» на общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть – Центр».
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2022 по делу № А56-88303/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.О. Третьякова | |
Судьи | М.Л. Згурская Е.И. Трощенко |