НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 № А56-7264/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 февраля 2024 года

Дело №А56-7264/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е., до перерыва, Колосовым М.А., после перерыва;

при участии:

от истца: Кузяев К.В., по доверенности от 20.12.2023 (онлайн); после перерыва не подключился;

от ответчика: Мыларщикова А.А., по доверенности от 12.01.2024;

от 3-го лица: не явились, извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40176/2023) общества с ограниченной ответственностью "ДемонтажСтройСервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2023 по делу № А56-7264/2023, принятое

по иску Департамента природопрользования охраны окружающей среды города Москвы

к обществу с ограниченной ответственностью "ДемонтажСтройСервис"

3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ТПУ "Терехово 27"

акционерное общество "Дон-Строй Инвест"

о взыскании,

установил:

Департамент природопользования охраны окружающей среды города Москвы (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДемонтажСтройСервис" (далее – Общество, ответчик) 6 654 143, 50 руб. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и 5 000 руб. судебной неустойки за каждый день неисполнения решения суда с момента вступления его в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ТПУ "Терехово 27" и акционерное общество "Дон-Строй Инвест".

Решением суда первой инстанции от 26.09.2023 с ООО "ДемонтажСтройСервис" в пользу Департамента природопользования охраны окружающей среды города Москвы, вред, причиненный окружающей среде в размере 6 654 143, 50 руб. В остальной части иска отказано.

Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой сослалось на представление «Проектная документация. Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды», шифр 610AR-20-П-ДП, Том 8.2 и платежного поручения №32 от 22.02.2022 в соответствии с которым застройщиком ООО "Специализированный застройщик "ТПУ "Терехово 27" оплачена компенсационная стоимость и стоимость зеленых насаждений при осуществлении строительства в размере 250 000 руб. Считает, что требования предъявлены к ответчику 14.10.2021, то есть после получения разрешения на строительство. В материалах проверки не определено, какие именно деревья были повреждены, аварийные или здоровые.

По мнению подателя, применение истцом для расчета стоимости компенсационного озеленения при установлении размера возмещения вреда противоречит требованиям ст. 10, ст. 12 Закона№17 г. Москвы.

Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.06.2021 в период времени с 13 ч. 20 мин. по 14 ч. 00 мин. на земельном участке, со свободным доступом по адресу: Москва, ул. Нижние Мневники, на озелененной территории в лесном массиве выявлено не менее 25 уничтоженных деревьев породы клен ясенилистный (пни, стволы деревьев, корневые системы деревьев). Выявлено не менее 42 деревьев (5 берез, 37 кленов ясенелистных) с повреждениями (сломаны ветви, сдир коры, удалены отдельные стволы), выявлены порубочные остатки в виде ветвей, корневые системы деревьев, стволов деревьев. На указанной территории имеются следы заезда тяжелой техники. Со стороны проезжей части имеется ограждение и шлагбаум. На ограждении присутствует информация «Донстрой», «Остров». На момент осмотра работы не производились.

Пользователь (собственник) земельного участка на момент осмотра не установлен.

Произведена видеосъемка и фотосъемка. Составлена схема осмотра.

По информации Департамента городского имущества от 10 июня 2021 года № ДГИ-Э-70670/21-1 земельный участок с кадастровым номером 77:08:0014001:2188 по адресу: Москва, муниципальный округ Хорошево- Мневники, улица Нижние Мневники, земельный участок 35 предоставлен ООО «Специализированный застройщик «ТПУ «Терехово 27» по договору аренды от 01.03.2021 № И-08-002100 для целей строительства жилого комплекса с объектами обслуживания, встроенным ДОО и подземным паркингом в составе ТПУ «Терехово» сроком до 01.03.2031.

По информации Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 10.06.2021 № 09-4316/21-1 согласно данным информационной системы Мосгосстройнадзора разрешение на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0014001:2188 Мосгосстройнадзором не оформлялось, застройщик с соответствующим заявлением о выдаче разрешений в Комитет не обращался.

По информации, полученной от ООО «Специализированный застройщик «ТПУ «Терехово 27», заключен агентский договор с ООО «ДС СТРОЙ» от 01.04.2021 № ПД-00178907, в соответствии с которым ООО «Специализированный застройщик «ТПУ «Терехово 27» является Принципалом, а ООО «ДС СТРОЙ» - Агентом.

Согласно пункту 1.1 указанного договора Принципал, являясь застройщиком объекта капитального строительства «Многофункциональная комплексная жилая застройка, квартал 4» (далее - объект), проектирование и строительство которого планируется на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0014001:2188 площадью 43 258 км. м. по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Хорошево-Мневники, улица Нижние Мневники, земельный участок 35, поручает, а Агент принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать по поручению Принципала, в eго интересах, от имени и за счет Принципала и (или) от своего имени, но за счет Принципала, комплекс юридических и иных действий по организации проектирования и строительства Объекта, повышения эффективности капиталовложений в проектирование и строительство Объекта, а также по представительству интересов Принципала в связи с владением Принципалом на правах аренды любыми земельными участками, на которых осуществляется строительство Объекта любых необходимых платежей, пошлин, сборов.

Согласно договору подряда от 01.06.2021 № ПД-0019073 5 ООО «ДС СТРОЙ» является Заказчиком, ООО «ДемонтажСтройСервис» - Подрядчиком.

Согласно пункту 2.1 указанного договора Подрядчик обязуется своим иждивением в установленные сроки выполнить Работы (весь объем (комплекс) строительно-­монтажных и иных работ по устройству на Объекте ограждений с воротами и калиткой).

Согласно пункту 7.1 договору к моменту подписания договора место производства работ передано Подрядчику. Подрядчик подтверждает, что у него нет замечаний к месту производства работ. Стороны подтверждают, что на дату подписания договора Подрядчику передано место производства работ и подписание каких-либо иных документов, подтверждающих его передачу не требуется.

Согласно пункту 8.3 указанного договора Подрядчик обязан в счет цены Работ соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды.

По информации Управления градостроительной политики Департамента проектная документация на оформления порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также документация на оформление порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений в УГП на рассмотрение не поступала, порубочные билеты не выдавались.

11.08.2021 по результатам административного расследования вынесено постановление по делу № 0401-1672/2021/СЗАО о привлечении ООО «ДемонтажСтройСервис» к административной ответственности на основании части 1 статьи 4.18 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Вступившим в законную силу решением Хорошевского районного суда от 18.11.2021 по делу № 12- 2479/2021 постановление от 11.08.2021 по делу № 0401-1672/2021/СЗАО о привлечении ООО «ДемонтажСтройСервис» к административной ответственности.

ООО «ДемонтажСтройСервис» штраф не оплачен.

Поскольку ООО «ДемонтажСтройСервис» добровольно компенсация вреда, причиненного окружающей среде не возмещена, претензия от 20.10.2021 оставлена без удовлетворения, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, к которым в силу статьи 1 названного Закона в том числе относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д., а также природные объекты и природные комплексы.

В силу статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона N 7-ФЗ).

Из содержания пункта 3 статьи 77, абзаца второго пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановления N 49) следует, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

В силу пункта 13 Постановления N 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона N 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Не оспаривая факт уничтожения деревьев раньше срока получения разрешения на строительство, Общество указало на то, что спорные деревья входили в перечень деревьев, подлежащих уничтожению в связи со строительством на спорном земельном участке МКД, то есть в любом случае эти деревья подлежали сносу, тем более, что после строительства МКД предусмотрено озеленение земельного участка, поэтому в дальнейшем действуя разумно и добросовестно застройщиком и привлеченными лицами будут осуществлены меры для восстановления состояния окружающей среды, в связи с чем правовых оснований возлагать на Общество возмещение вреда в денежной сумме, не имеется. возложено

Как следует из материалов дела, 26.07.2021 ответчиком было получено разрешение на строительство на объект: «Многофункциональная жилая застройка, квартал 4, корпус 1,2,3,4,5,6,7» расположенный по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, земельный участок № 35 (кадастровый номер 77:08:0014001:2188).

01.06.2021 ООО «ДС СТРОЙ» (Заказчик) и ООО «ДемонтажСтройСервис» (Подрядчик) заключен договор подряда №ПД-00190735.

26.07.2021 Комитетом Государственного строительного надзора г. Москвы выдано Застройщику ООО "Специализированный застройщик "ТПУ "Терехово 27" разрешение на строительство № 77-212000-019681-2021.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.

Следовательно, план застройки территории (план планировки территории), представленный в Приложении №3, является чертежом, в котором обозначены включающий красные линии, дороги, улицы, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы и характеристики зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; положения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности, параметрах застройки территории, а также в пп.11 п.4 ст. 42 ГрК РФ содержит, в том числе мероприятия об охране окружающей среды.

На основании пункта 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Процедура проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ, и принятия органом местного самоуправления решения об утверждении документации по планировке территории установлены статьей 46 ГрК РФ.

Согласно проектно-сметной документации, а именно Перечню ведомости деревьев и кустарников, вырубленные деревья являлись аварийными, не требовали компенсационных затрат.

Ответчиком также представлена «Проектная документация. Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды», шифр 610АК-20-П-ДП, Том 8.2, в соответствии с которым установлено следующее:

- Состояние древесно-кустарниковой растительности можно охарактеризовать как удовлетворительное (стр.9);

- Результаты полевых обследований представлены одной Перечетной ведомостью существующих зеленых насаждений. Компенсационная стоимость и стоимость зеленых насаждений при осуществлении строительства (абз.1 и абз.2 стр. 12);

- В соответствии с проектом дендрологии в зону производства работ под жилую застройку в границах ГПЗУ попадает 1827 деревьев и 2932 кустарника, которые назначены на вырубку, в том числе 42 поврежденных (абз.3 стр.12);

- Согласно Перечетной ведомости вырубке подлежит 1827 деревьев из них 868 без компенсации как аварийные, 2932 кустарника из них 2410 без компенсации стр.14-30.

Как установлено в п. 1.5 Постановления Правительства Москвы № 616-ПП от 29.07.2003 «О совершении порядка компенсационного озеленения в г. Москве» установлено, что компенсационная стоимость и стоимость зеленых насаждений при осуществлении строительства составляет 250 000 руб.

Платежным поручение № 32 от 22.02.2022 ООО "Специализированный застройщик "ТПУ "Терехово 27" была оплачена компенсация в размере 250 000 руб. по объекту Многофункциональная комплексная застройка в соответствии с Разрешением на строительство 77-212000-019681-2021 от 26.07.2021 на участке с кадастровым номером 77:08:0014001:2188.

Истец ссылается на ст. 7 Закона города Москвы от 05.05.1999N 217 «О защите зеленых насаждений», согласно которой граждане и юридические лица обязаны возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.

Между тем, к спорным правоотношениям подлежат применению, в том числе положения ст. 14 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 «О защите зеленых насаждений» в соответствии с которой, не подлежит возмещению вред, причиненный зеленым насаждениям, в частности, в случае удаления аварийных деревьев и кустарников.

Таким образом, фактически на лиц, осуществивших вырубку аварийных деревьев, не может быть возложена обязанность по возмещению вреда вследствие его отсутствия как такового.

Из пункта 1.3.3. Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 следует, что Перечетная ведомость является частью проектно-сметной документации.

В соответствии с Перечетной ведомостью деревьев и кустарников на объекте строительства находились:

Клен ясенелистный - 63 деревьев.

Береза - 3 деревьев.

Согласно графе, «Примечание» деревья являлись аварийными, а характеристика состояния зеленых насаждений: сухобочины, гниль, вылетые отверстия, наклон более чем 45 градусов.

Как следует из Перечетной ведомости, являющейся частью проектно-сметной документации, получившей положительное заключение, с учетом аварийного состояния деревьев они подлежали вырубке, без компенсационных затрат.

Истцом в свою очередь не учтено, что в соответствии с пунктом 1.6. Постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве» (вместе с «Порядком проведения компенсационного озеленения», «Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве») уничтожение зеленых насаждений разрешается без взимания компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения:

- при вырубке сухостойных и аварийных деревьев и кустарников;

Таким образом, само по себе нарушение процедурных правил не свидетельствует о причинении вреда окружающей среде.

Кроме того, заключением негосударственной экспертизы от 19.07.2021 № 77-2-1-3-039080-2021, подготовленной ООО «ПБ №1» было предусмотрено, что в зоне проведения строительных работ подлежит вырубки 1 790 деревьев и 2 962 кустарника лиственных пород в соответствии с дендрологической частью проекта (стр. 72).

Истец также ссылается на вступившее в законную силу решение Хорошевского районного суда от 18.11.2021 по делу № 12- 2479/2021, в соответствии с которым ООО «ДемонтажСтройСервис» привлечено к административной ответственности постановлением от 11.08.2021 по делу № 0401-1672/2021/СЗАО.

Вместе с тем, согласно Перечетной ведомости, являющейся частью проектно-сметной документации, получившей положительное заключение, с учетом аварийного состояния деревьев они подлежали вырубке, причем без компенсационных затрат.

Между тем проектная документация, в соответствии с которой получено разрешение на строительство № 77-212000-019681-2021 от 26.07.2021 содержит в себе разделы возмещения вреда за уничтожение зеленых насаждений, рекультивации и восстановительных работ по озеленению участка с кадастровым номером 77:08:0014001:2188.

В соответствии с проектно-сметной документацией Застройщик осуществил посадку зеленых насаждений, в том числе (стр.72-73 Положительного заключения негосударственной экспертизы от 19.07.2021 с № 77-2-1-3-039080-2021) предусмотрено:

-устройство газона на площади 18 190,6м2

-деревьев хвойных и лиственных пород - 126 шт.

-кустарников - 16 327 кустарников, создание цветников.

Кроме того планом благоустройства были разработан проект по улучшениям состояния озеленения.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что перечисленные в проекте мероприятия обоснованны и достаточны для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.

Требование о возмещении вреда за повреждение зеленых насаждений на участке с кадастровым номером 77:08:0014001:2188предъявлены ответчику 14.10.2021, то есть после получения разрешения на строительство - 26.07.2021 на указанном участке и значит, согласованы, в том числе с истцом, способы возмещения вреда за запланированное уничтожение зеленых насаждений по проекту строительства в виде внесения компенсационной стоимости и выполнения работ по благоустройству территории.

При этом, применение истцом для расчета стоимости компенсационного озеленения,при установлении размера возмещения вреда является необоснованным, так как противоречит требованиям ст. 10, ст. 12 Закона №17 г. Москвы.

При таких обстоятельства суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцом не доказан факт причинения вреда окружающей среде, а доказательств того, что уничтожены деревья, которые не подлежали сносу в рамках строительства МКД и в большем количестве чем предусмотрено проектно-сметной документацией, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено, а с учетом того, что в дальнейшими мероприятиями по строительству МКД предусмотрено их восстановление, озеленение жилого комплекса, то оснований для возложений имущественной ответственности не имеется.

Требование о взыскании с ответчика судебной неустойки также удовлетворению не подлежит, поскольку в силу статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации такая неустойка может присуждаться судом за неисполнения обязательства в натуре, каковым обязательство по возмещению вреда в виде взыскания убытков не является.

С учетом изложенного исковые требования Департамента удовлетворению не подлежат, в связи, с чем решение суда подлежит отмене.

Госпошлина подлежит распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2023 по делу № А56-7264/2023 отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Департамента природопрользования охраны окружающей среды города Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДемонтажСтройСервис" 3 000 руб. расходов по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Н.А. Мильгевская

А.Б. Семенова