НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 № 13АП-20648/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 октября 2022 года

Дело № А26-2793/2021

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Ракчеевой М.А.,

судей Полубехиной Н.С., Тарасовой М.В.,                

при ведении протокола судебного заседания секретарем Воробьевой А.С.,

при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» представителя ФИО1 (доверенность от 14.12.2021; посредством веб-конференции),

рассмотрев 06.10.2022 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.2022 по делу № А26-2793/2021,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН: <***>,  ИНН: <***> (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля», адрес: 186757, Республика Карелия, г. Сортавала, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***> (далее – Общество), о взыскании 4 872 932 руб. 33 коп., из которых 4 870 097 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 № 163-з  по сроку платежа на 15.02.2021,
 2 835 руб. 33 коп. неустойки за период с 16.02.2021 по 20.02.2021.

Определением от 30.11.2021  судом утверждено заключённое 17.11.2021 между Министерством и Обществом мировое соглашение в отношении требований о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды по сроку оплаты на 15.02.2021 и неустойки.

В соответствии с пунктом 9 названного соглашения сумма арендной платы, указанная в пункте 1 соглашения, не включает в себя платежи за древесину, заготовленную при создании лесной инфраструктуры, условия соглашения на платежи за древесину, заготовленную при создании лесной инфраструктуры, не распространяются.

В связи с изложенным, производство по делу в части взыскания
4 825 024 руб. 33 коп., из которых 4 822 189 руб. задолженности по арендной плате и 2 835 руб. 33 коп. пеней за просрочку оплаты арендных платежей, прекращено.

Спор о взыскании платежей за древесину, использованную при создании лесной инфраструктуры, в сумме 47 908 рублей сторонами не урегулирован, в связи с чем был рассмотрен арбитражным судом в рамках настоящего дела.

Решением от 17.05.2022 требования Министерства о взыскании с Общества 47 908 руб.  арендной платы за 2021 год  за объем рубок  в целях создания лесной инфраструктуры, начисленной в соответствии с уведомлением от 08.02.2021 № 458,  удовлетворены.

Не согласившись с названным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Как указывает податель жалобы,  договор  аренды лесного участка заключен на аукционе, итоговый размер  арендной платы установлен  сторонами  в приложении № 4 к договору аренды и сторонами не изменялся; без заключения сторонами дополнительного соглашения  к договору аренды внесение изменений  в указанной части  допускается только в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу  площади лесного участка, коэффициенты и пр.); вместе с тем рубка лесных насаждений   на основании статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ)  в целях создания  лесных дорог  и проездов  к таким случаям не относится;  поскольку ни Министерство, ни Общество с иском о внесении изменений в договор  в судебном порядке не обращались, условия договора, в том числе порядок определения размера арендной платы, продолжают действовать в первоначальной редакции, а дополнительно начисленный истцом платеж сверх годового размера арендной платы за 2021 год взысканию не подлежит; в рамках дела  № А26-115/2018 стороны заключили мировое соглашение от 19.12.2018, по условиям которого изменили  объем использования лесов по договору, исключив  из приложения № 3 к договору объем  лесной инфраструктуры и установив объем использования лесов в размере 75 000 куб. м;  следовательно, за вырубку древесины, выбывшей из предмета договора аренды и являющейся федеральной собственностью, при строительстве лесных дорог, без создания которых невозможна эксплуатация  лесного участка,  может быть взыскана только плата по ставкам за единицу  лесного ресурса, установленным постановлением Правительства РФ от 22.05.2007  № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310); кроме того, пункты договора, регламентирующие право арендатора на создание лесных дорог, не содержит условий  об оплате  дополнительных  арендных платежей за древесину, вырубленную при их строительстве; кроме того, суд первой инстанции был не вправе подменять условия договора положениями проекта освоения лесов; также Общество указывает, что Министерством осуществлен расчет арендной платы исходя из  регулируемых  ставок, предусмотренных Постановлением № 310, тогда как регулируемая арендная плата не применяется при заключении договора аренды на торгах; по мнению Общества, аукционный коэффициент  повышения может применяться только к начальной цене аукциона и не применим к регулируемой цене; расчет арендного платежа за спорные 22 куб. м  судом не проверен; так, размер арендной платы  должен изменяться  пропорционально произошедшим изменениям, а именно размер арендной платы, подлежащий доплате, составил 32 445 руб.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 24.12.2014 между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественник истца; арендодатель) и ООО «Грин Лайн» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 163-з, в соответствии которым арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, передал, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га с кадастровым номером 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в <...>, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества<...>, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества<...>, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении № 3 к договору аренды.

Согласно пункту 7.1 договора срок действия последнего установлен сторонами с 01.01.2015 и составляет 25 лет.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21.01.2015 за номером 10-10/001-01/140/2014-14/1.

Впоследствии в связи с осуществленной на основании договора от 23.03.2018 переуступкой ООО «Грин Лайн» права аренды лесного участка Обществу, между Министерством  и Обществом 18.04.2018 было заключено дополнительное соглашение к договору.

Лесной участок передан Обществу по акту от 23.03.2018.

В соответствии с условиями договора арендатор обязан использовать лесной участок в объеме, установленном в предмете договора, вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные договором, приложением № 4.

Согласно пункту 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.

Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год. Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении № 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 Договора).

В феврале 2021 года Министерство направило в адрес Общества уведомление от 08.02.2021 №458 о внесении арендной платы за 2021 год за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры. Как следует из названного уведомления, в соответствии с предоставленным арендатору пунктом 4.3.2 договора и проектом освоения лесов правом на создание лесной инфраструктуры  и поданной Обществом лесной декларацией на её создание от 25.01.2021 № 3, арендатором была осуществлена рубка древесины в объеме 22 куб. м в Паннильском участковом лесничестве в квартале 19, выделе 35.4, в связи с чем Министерством  была начислена арендная плата в размере 3 758 руб. (минимальный размер платы, подлежащий уплате в федеральный бюджет), а также  47 908 руб. (размер платы, превышающий минимальный размер платы, подлежащий уплате в бюджет Республики Карелия) со сроком уплаты до 15.02.2021.

Платежным поручением от 15.02.2021 № 127 (т.1 л.д. 44)  Общество перечислило в федеральный бюджет 3 758 руб. арендной платы в части минимального размера платы.

В связи с неполным расчетом с бюджетом Министерство направило в адрес Общества письмо от  20.02.2021 № 686 (претензия № 14) с требованием  об уплате имеющейся задолженности.

Поскольку вышеупомянутая претензия была оставлена арендатором без удовлетворения, Министерство обратилось в суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции  удовлетворил заявленные исковые требования, исходя из того, что размер арендной платы в части заготовки древесины для создания лесной инфраструктуры определен Министерством на основании подтвержденного лесной декларацией объема заготовки, а правильность методики расчета истца установлена судебным актами в рамках арбитражных дел № А26-6769/2019, А26-11102/2019.

Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.

В силу  пункта 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

В соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 79 ЛК РФ предусмотрено, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона».

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением № 310.

Из приведенных нормативных положений следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении № 310.

В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.

Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Как следует из материалов дела, спорный договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 № 2 (л.д.117 т.д.2) была сформирована итоговая цена договора – 56 818 133 руб.

Пунктом 10 названного протокола установлено, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного  ежегодного объема  использования лесов на ставки платы  за единицу объема  лесных ресурсов, с учетом коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и повышающего коэффициента к начальной цене предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25. Данный пункт протокола (в том числе указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в пункте 2.1.1 договора.

Пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объёма использования лесов, действующих ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.

С учетом изложенного, а также положений статьи 431 ГК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в протоколе от 09.12.2014 и договоре аренды, не предусмотрен такой порядок расчета арендной платы и её индексации, который устанавливал бы индексацию только начальной цены аукциона.  

Доводы Общества о том, что коэффициенты подлежат применению только к начальной цене аукциона, не соответствуют условиям аукционной документации и договора аренды.

Правильность методики осуществленного Министерством расчета арендной платы подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам №А26-6769/2019, А26-11102/2019.

Что касается доводов подателя жалобы о том, что за рубку древесины в связи с созданием объектов лесной инфраструктуры не может взиматься арендная плата в связи с исключением в 2018 году из приложения № 3 к договору объема заготовки древесины при  создании объектов лесной инфраструктуры, суд апелляционной инстанции полагает их несостоятельными ввиду следующего.

Как следует из пункта 4.3.2 договора, арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.

Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в статье 25 ЛК РФ.

Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ЛК РФ допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (часть 4 статьи 13 ЛК РФ).

Таким образом, создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора, в соответствии с которым в случае возникновения такой необходимости, арендатор вправе изъять лесной ресурс в объёме, установленном проектом освоения лесов. Следовательно, право на использование лесного участка для создания объектов лесной инфраструктуры вытекает исключительно из договора аренды и должно ему соответствовать.

По условиям договора аренды лесной участок предоставлен Обществу для заготовки древесины, при этом арендатор лесного участка определяет объем использования лесов в пределах установленного ежегодного объема использования лесов.

Согласно пункту 2.1.4 договора в случае изменения ежегодного объема использования лесов размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендатора.

Министерством в адрес Общества было направлено уведомление от 08.02.2021 № 458 о внесении арендной платы за 2021 год за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры.

Размер арендной платы за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в уведомлении был рассчитан Министерством в соответствии с пунктом 2.1.1 договора, а также на основании сведений, содержащихся в  лесной декларации от 25.01.2021 № 3, согласно которым для строительства лесных дорог Обществом была осуществлена сплошная рубка древесины в объеме 22 куб. м.

Поскольку по условиям договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит уплата арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной. При этом как верно указано судом первой инстанции иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 договора рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным.

Кроме того, Общество уплатило арендную плату за спорный объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры в части минимального размера арендной платы в федеральный бюджет на основании уведомления от 08.02.2021 № 458.

Доводы апелляционной  жалобы противоречат установленным по делу обстоятельствам, а также выводам судов, сделанным в рамках дела № А26-11102/2019 между теми же сторонами в рамках того же договора аренды, и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции по настоящему делу норм материального права.

При таком положении у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.2022 по делу         № А26-2793/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.А. Ракчеева

Судьи

Н.С. Полубехина

М.В. Тарасова