НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 № 13АП-17406/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 сентября 2022 года

Дело № А56-118808/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Кроликовой Д.С.

при участии: 

от истца: Галкина Д.А. по доверенности от 18.10.2021,

Лысенкова У.А. по доверенности от 18.10.2021

от ответчика: Новосельцева И.А. по доверенности от 22.03.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-17406/2022 ) Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2022 по делу № А56-118808/2021 , принятое

по иску Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора

к ООО «РАСЭМ»

о взыскании

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: 1099847008546, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, д. 39, далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента» (ОГРН: 1034700894898, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Комсомольская, 13, далее – ответчик, Общество, ООО «РАСЭМ») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 8 985 941 руб. 46 коп.

Решением от 26.04.2022 суд первой инстанции в иске отказал.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что в отсутствие разрешительного документа - нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ООО «РАСЭМ» обязано с 01.01.2019 предоставлять декларацию о негативном воздействии на окружающую среду. Согласно пункту 12 Правил исчисления платы за НВОС, утв. Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 (далее – Правила № 255), при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил. По мнению Управления, в связи с тем, что декларация о воздействии на окружающую среду разработана и утверждена Обществом лишь в 2020 году, природопользователь неправомерно применил пункт 12(1) Правил, и Управление верно осуществило перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и выявило недоплату по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 09.03.2020 Общество представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (далее – Декларация) с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (далее – НВОС).

По результатам проверки представленной Обществом Декларации Управление произвело перерасчет платы за НВОС за 2019 год с отражением образования задолженности в размере 8 985 941 руб. 46 коп., в связи с чем Обществу  направлен Акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду исх. №04-20/17221 от 21.07.2020 с требованием о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Не согласившись с предъявленным требованием, ответчик направил истцу возражения на акт проведения контроля исх. № 151 от 02.08.2020, возражения на акты сверки по плате НВОС за 2019г. исх. №178 от 16.09.2020, №230 от 26.10.2020, а также акты сверок об отсутствии задолженности ответчика перед истцом по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Отказ ответчика удовлетворить требования истца в добровольном порядке послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В пунктах 1, 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).

В соответствии с пунктом 8 Правил №255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Согласно пунктом 9 Правил №255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ (подпункт «а»); в отношении каждого класса опасности отходов (подпункт «б»).

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество осуществило расчет и внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 год в соответствии с пунктом 12(1) по формуле, указанной в пункте 17 Правил №255, в пределах нормативов допустимых выбросов. Плата за НВОС за 2019 год уплачена Ответчиком в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями №1067 от 19.04.2019, №1834 от 18.07.2019, №2717 от 18.10.2019, №399 от 28.02.2020, №395 от 28.02.2020, №396 от 28.02.2020, №296 от 11.02.2020, №313 от 13.02.2020, №390 от 27.02.2020, №393 от 28.02.2020.

В обоснование заявленных требований Управление указывает на то, что в отсутствие разрешительного документа - нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ООО «РАСЭМ» обязано с 01.01.2019 предоставлять декларацию о негативном воздействии на окружающую среду. Согласно пункту 12 Правил № 255, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил. По мнению Управления, в связи с тем, что декларация о воздействии на окружающую среду разработана и утверждена Обществом лишь в 2020 году, природопользователь неправомерно применил пункт 12(1) Правил, и Управление верно осуществило перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и выявило недоплату по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 255 (в редакции с учетом п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 № 1904) при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.

При этом положения пункта 12 Правил не применяются в случае, установленном пунктом 12(1) Правил.

В соответствии с пунктом 12(1) Правил №255 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, получившие до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов используют формулу, указанную в пункте 17 Правил с применением коэффициента к ставкам платы за выброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, равный 1.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), которые вступили в законную силу с 01.01.2019.

В силу пункта 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 18 N 89-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).

В свою очередь, пунктом 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что  юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация). Одновременно с подачей Декларации представляются расчеты нормативов допустимых сбросов на основании пункта 4 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ.

При этом согласно частям 1 и 1.2 статьи 11 Закона №219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом №7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 вышеуказанной статьи разрешений и документов.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Управлением, что 28.12.2018 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу для Общества утверждены Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №26-7414-53-Н-18/23 от 28.12.2018 со сроком действия с 28.12.2018 по 27.12.2023.

29.12.2018 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Обществу выдано Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) №26-7479-В-18/23 от 29.12.2018 со сроком действия с 29.12.2018 по 28.12.2023.

Следовательно, в 2019 году у Общества имелось действующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученное до 1 января 2019 года, № 26-7479-В-18/23 от 29.12.2018  со сроком действия с 29.12.2018 по 28.12.2023.  

При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд признает правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, учитывая наличие для объекта II категории Общества действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного до 01.01.2019, ответчик обосновано осуществил расчет и внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 год в соответствии с пунктом 12(1) Правил №255, использовав при расчете платы за выбросы формулу, предусмотренную пунктом 17 указанных Правил.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 апреля 2022 года по делу № А56-118808/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Л.В. Зотеева

 О.В. Фуркало