ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 апреля 2022 года
Дело №А56-80703/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 23.11.2021;
от Северо-Западной электронной таможни: ФИО3 по доверенности от 18.01.2022; ФИО4 по доверенности от 29.12.2021;
от Нижегородской таможни: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3052/2022) ООО «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 по делу № А56-80703/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ»
к Северо-Западной электронной таможне
к Нижегородской таможне
об оспаривании решений, уведомлений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» (далее – заявитель, Общество, ООО «НПКЦ «МИЗ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным заявлением о признании недействительным решения Северо-Западной электронной таможни от 09.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№10228010/211220/0130901, 10228010/270121/0029154 после выпуска товара; о признании недействительным уведомления Нижегородской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10408000/У2021/0002711 от 11.08.2021, №10408000/У2021/0002710 от 11.08.2021; об обязании Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного НДС по ДТ №10228010/211220/0130901 в размере 1 006 149, 52 руб., по ДТ №10228010/270121/0029154 в размере 1 096 323,23 руб.; об обязании Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного пени по ДТ №10228010/211220/0130901 в размере 31470,12 руб., по ДТ №10228010/270121/0029154 в размере 29 372,33 руб.; об обязании Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем начисления и оплаты процентов на сумму НДС в размере 2 102 472,75 руб. за период с 29.08.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда; об обязании Нижегородскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем начисления и оплаты процентов на сумму пени в размере 60 842, 45 руб. за период с 26.08.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
Решением суда от 23.12.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Общество полагает, что ввезенный товар по спорным ДТ относится к инструментам медицинским хирургическим с учетом наименования, кода ОКП подкласса продукции 94 3000, следовательно, подлежит освобождению от уплаты НДС.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Северо-Западной электронной таможни выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
От Нижегородской таможни поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей таможни.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы Обществом заявлено об отказе от требований в части обязания Нижегородскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» путем начисления и оплаты процентов на сумму пени в размере 60842 руб. 45 коп. по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленный Обществом частичный отказ от требований, при отсутствии возражений со стороны Таможен полагает, что такой отказ не противоречит требованиям закона, не нарушает прав других лиц, соответствует положениям статьи 49 АПК РФ, в связи с чем подлежит принятию судом.
Таким образом, решение в указанной части подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в остальной обжалуемой Обществом части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение внешнеэкономического контракта от 22.01.2019 № РК 19, заключенного с компанией «Сурджикон ЛТД», Сиалкот, Пакистан («Surgicon LTD», Sialkot, Pakistan), Обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) ввезен и на Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования (далее – ЦЭД)) Северо-Западной электронной таможни задекларирован с освобождением от уплаты НДС:
по ДТ № 10228010/211220/0130901:
- товар № 2 «Медицинские изделия хирургические: инструменты колющие стальные: иглы пункционные…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 39 000 0; код ОКПД2 32.50.13.110 (код ОКП 943000),
- товар № 3 «Медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты зондирующие…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 39 000 0; код ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000),
- товар № 4 «Медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты режущие и ударные с острой кромкой, инструменты выкусывающие, инструменты многолезвийные…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9; код ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000),
- товар № 5 «Медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты оттесняющие, инструменты разделяющие, извлекающие…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9; код ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000),
- товар № 6 «Медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные)…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9, код ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000);
по ДТ № 10228010/270121/0029154:
- товар № 2 «Медицинские изделия хирургические: инструменты колющие стальные: иглы пункционные…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 39 000 0; ОКПД2 32.50.13.110 (код ОКП 943000),
- товар № 3 «Медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты зондирующие…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 39 000 0; ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000),
- товар № 4 «Медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты режущие и ударные с острой кромкой, инструменты выкусывающие, инструменты многолезвийные.…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9; ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000),
- товар № 5 «Медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты оттесняющие, инструменты разделяющие, извлекающие…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9; ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000),
- товар № 6 «Медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные)…», код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 90 840 9, ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000).
В графе 36 указанных ДТ Обществом заявлены сведения об особенностях исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) «ОООО-ХТ» (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
Согласно сведениям, заявленным при таможенном декларировании в графе 44 ДТ под кодом «07012» по товарам №№ 2-6, задекларированным по ДТ №10228010/211220/0130901, товарам №№ 2-6, задекларированным по ДТ №10228010/270121/0029154, в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льгот по уплате НДС, представлено регистрационное удостоверение № РЗН 2015/3121 от 12.10.2015 (далее – регистрационное удостоверение).
Товары по указанным ДТ 21.12.2020 и 28.01.2021 выпущены Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой (выпуска для внутреннего потребления).
Северо-Западной электронной таможней после выпуска товаров проведена проверка документов и сведений, по результатам которой (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 30.07.2021 № 10228000/205/300721/А0206) в отношении спорного товара установлен факт неправомерного освобождения от уплаты НДС.
09.08.2021 Северо-Западной электронной таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10228010/211220/0130901, № 10228010/270121/0029154, согласно которому сумма подлежащего уплате НДС по ДТ №10228010/211220/0130901 составила 1 006 149,52 руб., по ДТ № 10228010/270121/0029154 составила 1 096 323,23 руб.
19.08.2021 Обществом получены уведомления Нижегородской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10408000/У2021/0002711 от 11.08.2021, №10408000/У2021/0002710 от 11.08.2021, в соответствие с которыми по уведомлению № 10408000/У2021/0002710 Общество обязано оплатить НДС в размере 1 096 323,23 руб., пени в размере 29 372,33 руб., по уведомлению № 10408000/У2021/0002711 Общество обязано оплатить НДС в размере 1 006 149,52 руб., пени в размере 31 470,12 руб.
Указанные суммы налога и пени списаны с Общества таможенным органом 28.08.2021 после внесения Обществом сумм авансовых платежей платежными поручениями № 285, № 286 от 23.08.2021, № 292, № 291 от 25.08.2021.
Полагая вынесенные решения от 09.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№10228010/211220/0130901, 10228010/270121/0029154 и уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10408000/У2021/0002711 от 11.08.2021, №10408000/У2021/0002710 от 11.08.2021 недействительными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенных таможенными органами решений и уведомлений, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, не установив предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
Положениями статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей.
В соответствие со статьей 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
На основании подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов, являющиеся льготами по уплате таможенных платежей, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №289-ФЗ) определено, что к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией медицинских изделий зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации при условии представления в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042 (далее – Перечень).
В данном Перечне в разделе I «Медицинские изделия»:
в пункте 2 поименованы: инструменты колющие 94 3200 (иглы стержневые; иглы трубчатые (инъекционные); скарификаторы, перья; перфораторы, троакары) (товар №2);
в пункте 3: инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой 94 3300 (инструменты однолезвийные; томы; инструменты выкусывающие; ножницы (медицинские); инструменты однолезвийные скоблящие; инструменты многолезвийные с вращением вокруг собственной оси (сверла, фрезы, боры) и прочие) (товар №4);
в пункте 4: инструменты оттесняющие 94 3400 (расширители; инструменты оттесняющие (зеркала, шпатели); инструменты разделяющие; инструменты извлекающие) (товар №5);
в пункте 5: инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные) 94 3500 (зажимы; пинцеты (медицинские); щипцы зажимные; держатели; инструменты раздавливающие) (товар №6);
в пункте 6: инструменты зондирующие, бужирующие 94 3600 (зонды; бужи; катетеры; трубки, канюли) (товар № 3).
Согласно примечанию 1 к Перечню для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31 декабря 2021 года государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сноской «*» к Перечню (в редакции, действовавшей до 01.10.2019) код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017.
Следовательно, при применении Перечня в отношении медицинских изделий, зарегистрированных до 01.01.2017, подлежит учету код (ОКП) ОК 005-93.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от уплаты НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта перечня.
Из материалов дела следует, что при таможенном декларировании товара в графе 33 ДТ №№10228010/211220/0130901, 10228010/270121/0029154 Обществом заявлен классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9018 39 000 0 (товар №2) 9018 89 084 09 (товар № 3-6).
Также Обществом было представлено регистрационное удостоверение, выданное на медицинское изделие «Инструменты медицинские хирургические»: 1. Инструменты колющие: - троакары (вид 291660); - трубки аспирационные (вид 279080); - иглы (вид 279080); - шприцы (вид 236510). 2. Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой: - ножницы (вид 260590); - скальпели (вид 185410); - кюретки (вид 239620); - выкусывающие инструменты (вид 279640); - щипцы травматологические (вид 103310); - инструменты многолезвийные (вид 200540). 3. Инструменты оттесняющие, разделяющие, извлекающие: - крючки (вид 104650); - зеркала, воронки (вид 227690); - шпатели (вид 293940); - разделяющие оттесняющие инструменты (вид 260120); 4. Инструменты поверхностного воздействия, зажимные, вспомогательные: - щипцы (вид 236490); - пинцеты (вид 151710); - зажимной инструмент (249460); - молотки (вид 300820); - ларингоскопы (вид 230150); 5. Инструменты зондирующие, бужирующие: - катетеры (вид 176310); - зонды, бужи (вид 119820) с кодом ОКП 94 3000.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
Согласно подпунктам «а» и «и» пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении указываются наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению) и код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (в редакции, действующей на дату получения Обществом регистрационного удостоверения от 12.10.2015 № РЗН 2015/3121).
На момент выдачи Регистрационного удостоверения действовал «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции» (утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301), согласно которому каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции.
В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX).
В рассматриваемом случае:
- товар № 2 инструменты колющие стальные относится по Классификации ОК 005-93 (ОКП) к классу продукции 940000 «Медицинская техника», к подклассу 94 3000 «Инструменты медицинские», к группе 94 3200 «Инструменты колющие»;
- товар № 3 - инструменты зондирующие, бужирующие, относится по Классификации ОК 005-93 (ОКП) к классу продукции 94 0000 «Медицинская техника», к подклассу 94 3000 «Инструменты медицинские», к группе 94 3600 «Инструменты зондирующие, бужирующие»;
- товар № 4 – инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой, относится по Классификации ОК 005-93 (ОКП) к классу продукции 94 0000 «Медицинская техника», к подклассу 94 3000 «Инструменты медицинские», к группе 94 3300 «Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой»;
- товар № 5 - инструменты оттесняющие, разделяющие, извлекающие, относится по Классификации ОК 005-93 (ОКП) к классу продукции 94 0000 «Медицинская техника», к подклассу 94 3000 «Инструменты медицинские», к группе 94 3400 «Инструменты оттесняющие»;
- товар № 6 - инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные), относится по Классификации ОК 005-93 (ОКП) к классу продукции 94 0000 «Медицинская техника», к подклассу 94 3000 «Инструменты медицинские», к группе 94 3500 «Инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные).
При декларировании спорных товаров Обществом к декларациям на товары были приложены регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 12.10.2015 № РЗН 2015/3121, декларации о соответствии РОСС PK.ИМ04.Д00668 от 11.07.2018, РОСС PK.ИМ04.Д00672 от 11.07.2018, РОСС PK.ИМ04.Д00669 от 11.07.2018, РОСС PK.ИМ04.Д00670 от 11.07.2018, РОСС PK.ИМ04.Д00671 от 11.07.2018.
В представленных Заявителем декларациях о соответствии:
РОСС PK.ИМ04.Д00668 от 11.07.2018 указана продукция: инструменты медицинские хирургические: троакары, иглы (вид 279080), код ОКПД2 32.50.13.110, код ТНВЭД 9018390000;
РОСС PK.ИМ04.Д00672 от 11.07.2018 указана продукция: инструменты медицинские хирургические: катетеры (вид 176310), трубки аспирационные: (вид 279080), код ОКПД2 32.50.13.190, код ТНВЭД 9018390000;
РОСС PK.ИМ04.Д00669 от 11.07.2018 указана продукция: инструменты медицинские хирургические: ножницы (вид 260590), скальпели (вид 185410), кюретки (вид 239620), выкусывающие инструменты (вид 279640), долота (вид 291660), инструменты многолезвийные (вид 200540), код ОКПД2 32.50.13.190, код ТНВЭД 9018908409;
РОСС PK.ИМ04.Д00670 от 11.07.2018 указана продукция: инструменты медицинские хирургические: крючки (вид 104650), зеркала, воронки (вид 293940), шпатели (вид 293940), ларингоскопы (вид 230150), разделяющие оттесняющие инструменты (вид 260120), код ОКПД2 32.50.13.190, код ТНВЭД 9018908409;
РОСС PK.ИМ04.Д00671 от 11.07.2018 указана продукция: инструменты медицинские хирургические: щипцы (вид 236490), пинцеты (вид 151710), зажимной инструмент (вид 249460), молотки (вид 300820), щипцы травматологические (вид 103310), код ОКПД2 32.50.13.190, код ТНВЭД 9018908409.
В графе 44 ДТ №10228010/211220/0130901, № 10228010/270121/0029154, поименованные выше регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и декларации о соответствии также указаны декларантом.
В соответствие с регистрационным удостоверением от 12.10.2015 № РЗН 2015/3121 зарегистрировано медицинское изделие «Инструменты медицинские хирургические», код ОКП подкласса продукции 94 3000, при этом зарегистрированные медицинские изделия соответствуют группам товаров с кодами ОКП 94 3200, 94 3300, 94 3400, 94 3500, 94 3600, которые в свою очередь входят в подкласс продукции с кодом ОКП 94 3000, и все являются льготируемыми кодами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФТС РФ от 16.03.2010 № 05-18/11824, документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОК 005-93 (ОКП), включенного в Перечень медицинских товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОК 005-93 (ОКП).
Из статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии с правилами заполнения декларации о соответствии продукции, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе» в графе 5 указываются наименование, тип, вид, марка продукции, при возможности документ, по которому продукция выпускается (стандарт, технические условия, техническое описание и т.п.); указывается код продукции (6 разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или 9-разрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности (ТН ВЭД России для импортируемой продукции).
Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2016 № 764 «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации» внесены изменения в приложение к Порядку регистрации деклараций о соответствии, утвержденному указанным приказом, слова «код ОК 005 (ОКП), код ТН ВЭД России, код ТН ВЭД ТС» заменить словами «код ОК 034 (ОКПД 2), код ТН ВЭД ЕАЭС».
В рассматриваемом деле декларации о соответствии, предоставленные Обществом, выданы 11.07.2018 уполномоченным органом - ООО «Центр сертификации медицинских изделий ВНИИМП», действующим на основании аккредитации №RA.RU.21ИМ02, основаны на регистрационном удостоверении № РЗН 2015/3121 от 12.10.2015, протоколах испытаний, оформлены в установленном порядке, содержат коды группы медицинских изделий ОКПД2 – 32.50.13.110 и 32.50.13.190, соответствующие кодам групп, указанных в Перечне. Указанные Декларации о соответствии не признаны недействительными и подтверждают коды товара, включенные в Перечень.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст ОК 005-93 признан утратившим силу с 1 января 2017 года и введен в действие ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (ОКПД2).
Для прямого и обратного перевода кодов из двух классификаторов и установления соответствия ОКП и ОКПД2 Минэкономразвития России разработало специальные переходные ключи, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития, согласно которым:
- товар 2 с кодом ОКП 94 3200 «Инструменты колющие» соответствует коду ОКПД2 32.50.13.110;
- товар 3 с кодом ОКП 94 3600 «Инструменты зондирующие, бужирующие» соответствует коду ОКПД2 32.50.13.190;
- товар 4 с кодом ОКП 94 3300 «Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой» соответствуют коду ОКПД2 32.50.13.190;
- товар 5 с кодом ОКП 94 3400 «Инструменты оттесняющие» соответствует коду ОКПД2 32.50.13.190;
- товар 6 с кодом ОКП 94 3500 «Инструменты многоповерхностного воздействия, зажимные» соответствует коду ОКПД2 32.50.13.190.
Кроме того, 15.11.2021г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Обществу на спорные товары взамен регистрационного удостоверения №РЗН 2015/3121 от 12.10.2015 выдано регистрационное удостоверение от 15.11.2021 №РЗН 2015/3121, в котором указаны коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 32.50.13.190.
Таким образом, по мнению апелляционной коллегии, получение упомянутого подтверждения для предоставления таможенным органом при соблюдении иных установленных законодательством условий является достаточным основанием для применения льготы.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с доводами Общества о том, что содержащиеся в регистрационном удостоверении и приложениях к нему сведения о подклассе и наименованиях групп продукции, а также указание в декларациях о соответствии кода ОКПД2 позволяют однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом), поименованной в Перечне (94 3000), являются достаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ), а выводы суда первой инстанции и Таможни о том, что декларантом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения ввезенного товара от уплаты НДС, являются ошибочными, не соответствующими нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
В связи с чем у Северо-Западной электронной таможни отсутствовали основания для принятия решения от 09.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №10228010/211220/0130901, № 10228010/270121/0029154. Указанные решения, как не соответствующие закону и нарушающие права Общества в сфере его предпринимательской деятельности, подлежат признанию недействительными.
Так как оспоренные заявителем уведомления Нижегородской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10408000/У2021/0002711 от 11.08.2021, №10408000/У2021/0002710 от 11.08.2021 составлены на основании не соответствующего требованиям таможенного законодательства решения Северо-Западной электронной таможни, то они также являются неправомерными и подлежат признаю недействительными.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее – Постановление № 49), в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
Факт излишней уплаты заявителем НДС подтверждается отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 24.03.2022; подтверждением уплаты таможенных пошлин, налогов от 22.09.2021, выданных ФТС России; платежными поручениями №285 от 23.08.2021, №286 от 23.08.2021, №291 от 25.08.2021, №292 от 25.08.2021; выпиской банка за период с 23.08.2021 по 25.08.2021.
Учитывая изложенное, нарушенное право Общество подлежит восстановления путем возложения на Северо-Западную электронную таможню обязанности по возврату излишне взысканного НДС по декларациям на товары № 10228010/211220/0130901 в размере 1006 149 руб. 52 коп., № 10228010/270121/0029154 в размере 1096323 руб. 23 коп., пени по декларациям на товары № 10228010/211220/0130901 в размере 31 470 руб. 12 коп., № 10228010/270121/0029154 в размере 29372 руб. 33 коп.
Пунктом 35 Постановления N 49 установлено, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ) до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 03.09.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Судом апелляционной инстанции установлено, что начисленные таможенные платежи и пени фактически списаны со счета Общества 28.08.2021, что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 24.03.2022.
Таким образом, являются подлежащими удовлетворению и требования Общества о начислении на сумму НДС в размере 2 102 472,75 руб. за период с 29.08.2021 процентов по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых будет определен на стадии исполнения решения суда.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заваленных Обществом требований с учетом частичного отказа.
Государственная пошлина, уплаченная Обществом за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в сумме 4500 руб., подлежит взысканию с Северо-Западной электронной таможни и с Нижегородской таможни в пользу Общества в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 49, 150-151, пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» от заявленных требований в части обязания Нижегородскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» путем начисления и оплаты процентов на сумму пени в размере 60842 руб. 45 коп. по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
Решение в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 декабря 2021 года по делу № А56-80703/2021 отменить.
Признать недействительным решение Северо-Западной электронной таможни от 09.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10228010/211220/0130901, 10228010/270121/0029154, после выпуска товара.
Признать недействительными уведомления Нижегородской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 11.08.2021 № 10408000/У2021/0002711, от 11.08.2021 № 10408000/У2021/0002710.
Обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» путем возврата излишне уплаченного НДС по декларациям на товары № 10228010/211220/0130901 в размере 1006 149 руб. 52 коп., № 10228010/270121/0029154 в размере 1096323 руб. 23 коп., пени по декларациям на товары № 10228010/211220/0130901 в размере 31 470 руб. 12 коп., № 10228010/270121/0029154 в размере 29372 руб. 33 коп., а также путем начисления и оплаты процентов на сумму НДС в размере 2102 472 руб. 75 коп. за период с 29.08.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
Взыскать с Северо-Западной электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2250 руб.
Взыскать с Нижегородской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 250 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В. Зотеева
Судьи
М.И. Денисюк
Н.И. Протас