НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022 № А26-3239/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 октября 2022 года

Дело №А26-3239/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М. Л. Згурской

судей О. В. Горбачевой, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. С. Хариной

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26687/2022) РО ФСС России по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2022 по делу № А26-3239/2022 (судья Левичева Е.И.), принятое

по заявлению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 49 "Улыбка"

к РО ФСС России по Республике Карелия

о признании недействительными решений

при участии:

от заявителя: не явился (извещен)

от ответчика: не явился (извещен)

установил:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 49 «Улыбка» (ОГРН 1031000007972, ИНН 1001035424, адрес: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кутузова, д. 28; далее – учреждение, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, в котором просило признать недействительными решение Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН 1021000521244, ИНН 1001021816, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 49; далее – фонд, ответчик) от 24.02.2022 № 10002180003105 о возмещении страхователем излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию в полном объеме и от 24.02.2022 № 10002150003475 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления недоимки по страховым взносам по эпизоду предоставления учреждением недостоверных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц.

Решением от 08.06.2022 суд признал недействительными решения фонда от 24.02.2022 № 10002180003105 и от 24.02.2022 № 10002150003475 в части недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 31, 71 руб., соответствующих пеней и штрафных санкций и обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального учреждения.

В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает, что суд неправильно изложил в описательной части решения требования заявителя, решение фонда от 24.02.2022 № 10002180003105 не содержит требования об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 31 руб. 71 коп.; уточнив требования, заявитель согласился с доначислением страховых взносов в сумме 31 руб. 71 коп. по решению от 24.02.2022 № 10002150003475 и просил признать недействительным решение в части начисления страховых взносов в сумме 16 руб. 36 коп. на выплаты страхового обеспечения по временной нетрудоспособности по уволенным работникам Семеновой С. Ю., Язевой О. С., Никитиной Г. В., Ермолиной Л. А., по которым к проверке не были представлены копии трудовых книжек. По мнению подателя жалобы, работодатель обязан хранить копии трудовых книжек уволенных работников в качестве документов, являющихся основанием для назначения страхового обеспечения, размер которого зависит от страхового стажа.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы сторонами не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания стороны не обращались. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем (заявителем по настоящему делу) сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения и выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) в фонд по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.07.2018 по 31.12.2020.

В ходе проверки фонд пришел к выводу, что стоимость проезда от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль, до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорта подлежит обложению страховыми взносами, в результате сумма неуплаченных страховых взносов составила 31 руб. 71 коп. (15 855,62 х 0,2%). В указанной части выводы фонда учреждением не оспариваются.

Проверкой установлено, что учреждением не представлены копии трудовых книжек застрахованных лиц Язевой О. С., Никитиной Г. В., Ермолиной Л. А., Чернецовой Ю. А.

В подтверждение страхового стажа застрахованных лиц страхователем представлены приказы о прекращении трудового договора, дополнительное соглашение к трудовому договору, трудовые договоры.

В нарушение пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон №255-ФЗ) назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам из размера 100% среднего заработка, имеющим подтвержденный страховой стаж на момент наступления страхового случая менее 5 лет, а следовало в размере 60% среднего заработка, в результате неправомерно начислены и выплачены пособие по временной нетрудоспособности в сумме 6 152 руб. 60 коп., в том числе: за счет средств работодателя в сумме 3 614 руб. 46 коп., за счет средств ФСС в сумме 2 538 руб. 14 коп.

В нарушение пункта 3 части 1 статьи 7 Закона №255-ФЗ назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам из размера 80% среднего заработка, имеющим подтвержденный страховой стаж на момент наступления страхового случая менее 5 лет, а следовало в размере 60% среднего заработка, в результате неправомерно начислены и выплачены пособие по временной нетрудоспособности в сумме 2 027 руб. 99 коп., в том числе: за счет работодателя в сумме 1 166 руб. 88 коп. за счет ФСС в сумме 861 руб. 11 коп.

Фондом установлено, что страхователем в 2018 – 2020 годах произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию в сумме 8 180 руб. 59 коп., в том числе: 2018 год – 4 549 руб. 45 коп, 2019 год – 951 руб. 60 коп., 2020 год – 2 679 руб. 54 коп. В результате сумма неуплаченных страховых взносов составила 16 руб. 36 коп., в том числе: в 2018 году – 9 руб. 10 коп., в 2019 году – 1 руб. 90 коп., в 2020 году – 5 руб. 36 коп.

Всего по результатам проверки по данному основанию выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 16 руб. 36 коп.

Решением от 24.02.2022 № 10002150003475 по данному эпизоду учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 16 руб. 36 коп., соответствующие пени и штраф по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

Решением от 24.02.2022 № 10002180003105 фонд предложил учреждению возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения, в сумме 29 265 руб. 35 коп.

Не согласившись с законностью решений фонда от 24.02.2022 № 10002180003105 в полном объеме и от 24.02.2022 № 10002150003475 в части начисления недоимки по страховым взносам по эпизоду предоставления учреждением недостоверных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц, соответствующие пени и штрафа, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд признал недействительными решения фонда от 24.02.2022 № 10002180003105 и от 24.02.2022 № 10002150003475 в части недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 31, 71 руб., соответствующих пеней и штрафных санкций.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит изменению.

В силу пункта 2 части 1 статьи 2.1 Закона № 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 Закона № 255-ФЗ, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей (часть 1 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Согласно Перечню документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 № 951н, страхователем должны быть представлены: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения; справка-расчет; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Как установлено в пункте 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее – Правила), страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Законом № 255-ФЗ, территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).

Согласно пункту 8 Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сведения о продолжительности страхового стажа, указанные в листках нетрудоспособности застрахованных лиц - бывших сотрудников учреждения, определены заявителем на момент назначения пособий на основании трудовых книжек работников.

В ходе проверки фонду были представлены листки нетрудоспособности, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Копии трудовых книжек уволившихся работников в нарушение вышеприведенных положений законодательства учреждением представлены не были.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства представления заявителем в фонд недостоверных сведений о страховом стаже уволившихся работников.

При этом апелляционная инстанция учитывает, что фонд в соответствии с частью 1 пунктов 4 «а» и 5 «а» статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ был вправе проверить достоверность представленных заявителем сведений о страховом стаже застрахованных лиц, но указанным правом не воспользовался.

Таким образом, обоснованность выводов о недостоверности сведений о страховом стаже уволенных работников фонд не доказал.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что фонд не опроверг представленные учреждением сведения о трудовом стаже для выплаты сотрудникам спорных пособий.

Таким образом, суд правомерно признал недействительным решение фонда от 24.02.2022 № 10002180003105.

Согласно уточненным требованиям учреждение оспаривает решение фонда от 24.02.2022 № 10002150003475 в части начисления недоимки по страховым взносам по эпизоду предоставления учреждением недостоверных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц. Размер недоимки по страховым взносам, начисленной по оспариваемому эпизоду, составляет 16 руб. 36 коп.

Однако суд признал недействительным решение фонда от 24.02.2022 № 10002150003475 в части недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 31 руб. 71 коп., соответствующих пеней и штрафных санкций, в которой решение фонда обществом не оспаривалось.

Таким образом, решение фонда от 24.02.2022 № 10002150003475 подлежит признанию недействительным в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 16 руб. 36 коп., соответствующих пени и штрафа.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2022 по делу № А26-3239/2022 изменить, изложив его в следующей редакции:

Признать недействительными решения Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 24.02.2022 № 10002180003105 о возмещении страхователем излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию и от 24.02.2022 № 10002150003475 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 16 руб. 36 коп., соответствующих пени и штрафа.

Взыскать с Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 49 «Улыбка» (ОГРН 1031000007972, ИНН 1001035424, адрес: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кутузова, д. 28) 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.Л. Згурская

Судьи

О.В. Горбачева

Н.О. Третьякова