ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
10 августа 2015 года | Дело № А21-864/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. В. Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10164/2015 ) Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2015 по делу № А21-864/2015 (судья С. А. Иванова), принятое по заявлению ООО «Жилсервис»
к Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (ОГРН 1053905500758; место нахождения: 238750, Калининградская обл., г. Советск, ул. Базарная, д.9А; далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи от 01.04.2014 за государственным регистрационным номером № 2143926112592 о государственной регистрации прекращения деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа» Советского городского округа (далее – учреждение) в связи с ликвидацией и об обязании внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи от 01.04.2014 за государственным регистрационным номером № 2143926112592 о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения в связи с ликвидацией.
Решением суда от 28.04.2015 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об оставлении заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением предусмотренного пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) досудебного порядка. По мнению подателя жалобы, регистрирующий орган при государственной регистрации ликвидации юридического лица действовал в рамках полномочий и в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.11.2013 по делу № А21-7905/2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2014, с учреждения в пользу общества взыскано 125 293 руб. задолженности и 4 758 руб. 79 руб. расходов по уплате государственной пошлины (всего 130 051 руб. 79 коп.).
25.03.2014 учреждение обратилось в инспекцию с заявлением по форме Р16001 о ликвидации, к которому были приложены документ об уплате государственной пошлины и ликвидационный баланс.
01.04.2014 инспекцией вынесено решение от № 5283А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица учреждения в связи с его ликвидацией и внесена регистрационная запись в ЕГРЮЛ от 01.04.2014 № 2143926112592 о прекращении деятельности учреждения.
Полагая, что действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи от 01.04.2014 за государственным регистрационным номером № 2143926112592 о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения в связи с ликвидацией, затрагивают права и имущественные интересы заявителя как кредитора учреждения, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд, установив факт нарушения инспекцией порядка, установленного статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), при ликвидации учреждения и факт нарушения прав и законных интересов общества, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 ГК РФ ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 ГК РФ).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
При ликвидации юридического лица ликвидатор в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ обязан принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица, также обязан действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Кроме того, в силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что при ликвидации учреждения ликвидатор не принял во внимание имеющуюся у него перед обществом задолженность, не выполнил требования о принятии мер по выявлению кредиторов, сведения об указанной задолженности не были внесены в итоговый ликвидационный баланс должника, общество не было уведомлено о начале процедуры ликвидации учреждения.
Таким образом, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ.
Поскольку представленные ликвидатором учреждения в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения в связи с его ликвидацией.
Правомерно не принят судом первой инстанции довод подателя жалобы о необходимости применения к спорным отношениям пункта 2 статьи 138 НК РФ, которым установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, поскольку государственная регистрация юридических лиц является одной из функций налогового органа.
В соответствии с части 1 статью 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом № 129-ФЗ.
В соответствие с частью 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Спорные правоотношения, возникли в связи с внесением в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения в связи с ликвидацией, а не взиманием налогов и сборов, в связи с чем, подлежат регулированию положениями Закона № 129-ФЗ, а не нормами налогового законодательства.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ внесены изменения в Закон № 129-ФЗ, введена глава VIII.1 «Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона № 129-ФЗ, заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
В силу пункта 1 статьи 25.2 Закона № 129-ФЗ, решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
В данном случае обжалуются действия инспекции о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения в связи с ликвидацией, а не решение об отказе в государственной регистрации.
Таким образом, нормы действующего законодательства не предусматривают обязательного оспаривания в вышестоящий налоговый орган действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит доводов, которые не были бы оценены судом первой инстанции. Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения суда, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2015 по делу № А21-864/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.Л. Згурская | |
Судьи | И.А. Дмитриева Н.О. Третьякова |