ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
10 октября 2023 года
Дело №А42-1163/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителей: не явились, извещены надлежащим образом
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 20.07.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-28571/2023) ООО "Альянс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.08.2023 по делу № А42-1163/2023, принятое
по заявлению 1) ООО "Альянс"; 2) Мурманской транспортной прокуратуры
к Мурманской таможне
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Альянс» (ОГРН: <***>, адрес: 197349, Санкт-Петербург, Комендантский пр-кт, д. 11, лит. В, пом. 28-Н, пом. В-2-11/3К, далее – заявитель, Общество, ООО «Альянс») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни (ОГРН: <***>, адрес: 183010, <...>, далее – таможня, административный орган) от 31.01.2023 № 10207000-1219/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Мурманская транспортная прокуратура (адрес: 183038, <...>; далее – Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с протестом на постановление Мурманской таможни от 31.01.2023 № 10207000-1219/2022. Делу присвоен № А42-1327/2023.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные дела № А42-1327/2023 и № А42-1163/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер № А42-1163/2023.
Решением от 02.08.2023 суд первой инстанции в удовлетворении требований ООО «Альянс» отказал; требование Мурманского транспортного прокурора удовлетворил; мотивировочную часть постановления Мурманской таможни от 31.01.2023 №10207000-1219/2022 изменил в части определения даты совершения правонарушения на 01.08.2022.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований, ООО «Альянс» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Заявители, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО «Альянс» по декларации на товары (далее - ДТ) № 10207050/290617/0001578 поместило под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товар «Морской буксир «Супермэн», год постройки 2005, бывший в употреблении, ИМО 9345697, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8904001000, таможенная стоимость товара – 403 632 241,3 руб.; предоставлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в размере 0% - ООРС-РС (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении плавучих судов регистрируемых в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза; освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Представлено свидетельство о регистрации судна в РМРС от 14.07.2017 № MP-VII №0002359.
Также ООО «Альянс» по ДТ № 10216170/140521/0138130 поместило под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товар «Морское судно «Нефрит», год постройки 2004, бывшее в употреблении, ИМО 9297773, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8906901000, таможенная стоимость товара – 226 654 653,99 руб.; предоставлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в размере 0% - ООРС-РС (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении плавучих судов регистрируемых в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза; освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию судов, подлежащих регистрации в РМРС). Представлено свидетельство о регистрации судна в РМРС от 13.05.2021 № 201559941.
Кроме того, по ДТ № 10216170/040421/0092362 ООО «Альянс» поместило под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товар «Морское судно грузовое специального назначения-снабжения (обеспечения) платформ, название «Рубин», год постройки 1992, бывшее в употреблении, ИМО 9034767, код ТН ВЭД ЕАЭС – 8901901000,таможенная стоимость товара – 217 965 288 руб.; предоставлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в размере 0% - ООРС-РС (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении плавучих судов регистрируемых в международных реестрах судов, установленных законодательством государств – членов Евразийского экономического союза; освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию судов, подлежащих регистрации в РМРС). Представлено свидетельство о регистрации судна в РМРС от 09.04.2021 №201522700.
Помимо прочего, ООО «Альянс» по ДТ № 10216170/230721/0219902 поместило под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товар «Судно морское (буксир) «Руно», 2016 года постройки, бывшее в употреблении, ИМО 9724269, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8904001000, таможенная стоимость товара – 553 424 560,00 руб.; предоставлены льготы по уплате ввозной сложенной пошлины и НДС в размере 0% - ООРС-РС (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении плавучих судов регистрируемых в международных реестрах судов, установленных законодательством государств – членов Евразийского экономического союза; освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию судов, подлежащих регистрации в РМРС). Представлено свидетельство о регистрации судна в РМРС от 27.04.2021 №201548913.
Перечисленные товары выпущены таможенными органами условно, с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС:
- таможенным постом Морской порт Мурманск Мурманской таможни по ДТ № 10207050/290617/0001578 дата выпуска 30.06.2017;
- Балтийским таможенным постом (центр электронного декларирования) Балтийской таможни по ДТ № 10216170/140521/0138130 дата выпуска 18.05.2021; по ДТ № 10216170/040421/0092362 дата выпуска 05.04.2021; по ДТ №10216170/230721/0219902 дата выпуска 29.07.2021.
По результатам проведенной в отношении Общества аналитической работы по вопросу соблюдения порядка, сроков и способов представления отчетности лицами, владеющими и (или) пользующимися условно выпущенными товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, должностным лицом структурного подразделения таможенного органа установлено, что Общество представило отчет по форме, предусмотренной Приказом № 2002, – 19.08.2022, то есть с нарушением срока предусмотренного Приложением № 3 к данному приказу.
Установив в ходе таможенного контроля, что Общество представило отчет по условно выпущенным товарам за первое полугодие 2022 года с нарушением установленного срока, главный государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц (г.Архангельск) службы Мурманской таможни по Архангельской области вынес в отношении Общества определение от 16.12.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 16.15 КоАП РФ и проведении административного расследования.
На основании докладной записки № 37-18/0626 от 16.12.2022 материалы дела направлены для рассмотрения в Мурманскую таможню.
Усмотрев в действиях ООО «Альянс» нарушение статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), пункта 4 Приложения № 3 к Приказу № 2002, старший уполномоченный отдела административных расследований Мурманской таможни 16.01.2023 составил в отношении Общества, при участии его уполномоченного представителя, протокол № 10207000-1219/2022 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.15 КоАП РФ.
Постановлением от 31.01.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10207000-1219/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением административного органа, Прокурор и Общество обратились в арбитражный суд с заявлением и протестом.
Суд первой инстанции протес Прокуратуры удовлетворил, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал, придя к выводу о доказанности таможенным органом наличия в действиях Общества состава вмененного правонарушения, а также отсутствии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным.
Общество в апелляционном порядке обжалует решение суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении заявленных им требований, в связи с чем суд рассматривает законность и обоснованности судебного акта первой инстанции только в указанной части.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта.
Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 18 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 6 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.
Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых: применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (подпункт 1 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС).
Порядок, сроки и способы представления отчетности лицами, владеющими и (или) пользующимися условно выпущенными товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, определены Приложением №3 к Приказу № 2002 (в редакции Приказа ФТС России от 06.04.2022 № 219, действующей с 17.06.2022), согласно пункту 4 которого лица, владеющие и (или) пользующиеся условно выпущенными товарами, представляют отчетность в ФТС России 2 раза в год - до 31 января и до 31 июля каждого календарного года за предшествующее полугодие, по форме согласно Приложению № 1 к Приказу №2002.
Отчетность формируется в отношении всех товаров, которые на дату представления отчетности являются условно выпущенными и помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 126 ЕАЭС условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в указанном в этом пункте размере прекращается по истечении 5 лет со дня выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления товаров, включенных в перечень, определенный Комиссией в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящей статьи, если международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз либо Комиссией в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящей статьи не установлен иной срок, в течение которого товары сохраняют статус иностранных товаров, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, установленный пунктом 13 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, морской буксир «Супермэн» задекларирован Обществом по ДТ №10207050/290617/0001578 с заявленной преференцией ООРС-РС, в подтверждение заявленной преференции Обществом таможенному органу представлено свидетельство о регистрации судна в РМРС от 14.07.2017 МР-VII №0002359.
Судно «Супермэн» выпущено таможенным постом Морской порт Мурманск Мурманской таможни условно с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС 30.06.2017.
Следовательно, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126, подпунктом 2 пункта 6 статьи 136 ТК ЕАЭС указанное судно 30.06.2022 приобрело статус товара таможенного союза.
В силу абзаца второго пункта 4 Приложения № 3 к Приказу № 2002 соответствующая отчетность формируется и предоставляется в отношении товаров, которые на дату представления отчетности являются условно выпущенными и помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.
Как указывалось ранее, лица, владеющие и (или) пользующиеся условно выпущенными товарами, представляют отчетность в ФТС России 2 раза в год - до 31 января и до 31 июля каждого календарного года за предшествующее полугодие.
В случае приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Союза, лица, владеющие и (или) пользующиеся условно выпущенными товарами, представляют отчетность в ФТС России не позднее 60 календарных дней со дня приобретения данного статуса.
Поскольку на дату представления отчетности - 31.07.2022, судно «Супермэн» не являлось условно выпущенным, статус товара таможенного союза приобретен им 30.06.2022, у Общества имелась обязанность по представлению отчетности в отношении указанного судна не позднее 29.08.2022.
Согласно данным таможенного органа отчетность в отношении судна «Супермэн» поступила в ФТС России 19.08.2022, то есть с соблюдением шестидесятидневного срока, установленного в Приказе № 2022.
При изложенных обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения по эпизоду несвоевременного представления отчета за первое полугодие 2022 года в отношении судна «Супермэн».
Оспариваемым постановлением Обществу также вменяется представление отчетов суднам «Руно» (ДТ №10216170/230721/0219902), «Нефрит» (ДТ №10216170/140521/0138130), «Рубин» (ДТ №10216170/040421/0092362) по форме, предусмотренной Приказом № 2002, с нарушением установленного срока.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности по представлению отчетности, в связи с тем, что таможенный орган при выпуске товаров поставил в ДТ отметку (код) об условном выпуске товаров отличный от кода «20», правомерно отклонен судом первой инстанции.
Обязанность по предоставлению отчета только в том случае, когда таможенный орган проставил соответствующую отметку об условном выпуске товаров в ДТ (код решения по товару «20») несостоятелен, ввиду того, что при таможенном декларировании судна «Рубин», «Нефрит» и «Руно», Обществом заявлялась льгота по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в размере 0% - в графе 36 ДТ указано «ООРС-РС» (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении плавучих судов, регистрируемых в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза; освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию судов, подлежащих регистрации в РМРС), что послужило выпуском судов таможенным органом в льготном порядке.
Как верно указал суд первой инстанции, наличие расхождений в представленных в дело декларациях на товары в части заполнения названного кода не отменяет необходимость исполнения требований законодательства, поскольку такой товар находится под таможенным контролем.
По мнению Общества, им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, однако, по объективным причинам, в связи особенностями программного обеспечения для формирования отчетности отсутствовала возможность для соблюдения соответствующих правил и норм.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что письмо о направлении Отчета от 28.07.2022 № 125/1 ООО «Альянс» предоставило на отправку в почтовое отделение 15.08.2022, что подтверждается кассовым чеком (РПО 18880050303516).
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении Обществом срока предоставления отчета.
Довод Общества о нарушении конституционных прав таможенным органом в части неясности и непредсказуемости внесённых изменений не может быть принят судом апелляционной инстанции как обоснованный, ввиду того, что внесённые изменения приказом ФТС России от 6 апреля 2022 г. № 219, вступили в законную силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования, что является достаточным сроком для соблюдения обязанности по предоставлению отчётности указанной в пункте 2 Приложения № 3 к приказу ФТС России от 10 декабря 2018 № 2002.
Факт непредставления в установленный срок отчета по условно выпущенным товарам подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и установлен судом, что образует в действиях (бездействии) Общества состав правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в сфере таможенного регулирования по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
В рассматриваемом случае, назначенное Обществу административное наказание в виде предупреждения отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 и 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и согласуется с принципами юридической ответственности
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные и необоснованные.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02 августа 2023 года по делу № А42-1163/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альянс» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
М.Л. Згурская
М.Г. Титова