НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 № 13АП-5086/15

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 июня 2015 года

Дело №А21-7320/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбик В.М.

судей Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.,

при участии:

от истца: представитель не явился, уведомлен,

от ответчиков: 1, 2) представитель Лабецкая А.С. (по доверенностям от 25.05.2015 и от 09.02.2015),

от 3-х лиц: 1, 3-7) представители не явились, уведомлены, 2) представитель Мерзляков А.А. (по доверенности от 13.01.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5086/2015) Комитета по управлению муниципальным имуществом МО "Правдинский район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.01.2015 по делу № А21-7320/2014 (судья Зинченко С.А.), принятое

по иску заместителя прокурора Калининградской области в интересах Российской Федерации

к 1) Комитету по управлению муниципальным имуществом МО "Правдинский район", 2) ООО "Новое поле"

3-и лица: 1) Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, 2) Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, 3) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Калининградской области, 4) Управление Федерального казначейства по Калининградской области, 5) Комитет по финансам и бюджету администрации Правдинского района, 6) администрация муниципального образования "Правдинский район", 7) УФРС по Калининградской области

о признании недействительными торгов, договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки,

установил  :

Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области обратилось в Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу с письмом (т. 1, л.д. 15-16), в котором сообщило, что предоставленный Железнодорожному лесхозу постановлением администрации Правдинского района от 31.03.2000 № 72 земельный участок пройден лесоустройством в 2002-2003 годах, ему присвоена нумерация кварталов 104, 107, 108, 111, 112, 114, 115 Железнодорожного участкового лесничества Железнодорожного лесничества, сведения о границах и таксационных характеристиках лесного участка внесены в государственный лесной реестр. В соответствии с Лесным планом Калининградской области и лесохозяйственным регламентом Железнодорожного лесничества осенью 2012 года и весной 2013 года на указанном участке силами арендатора (ООО «Балтийская Лесная Компания») проведены лесовосстановительные мероприятия – посадка лесных культур (ольха черная) на площади 73,2 га. Данные культуры прошли техническую приемку, составлены полевые карточки, акты технической приемки лесных культур (л.д. 44 – 55 т.1). Участковым лесничим и инженером по охране и защите леса Железнодорожного участкового лесничества в кварталах 104, 111, 112, 114 и 115 Железнодорожного участкового лесничества 11.11.2013 обнаружено уничтожение лесных культур путем перепахивания поля, о чем составлен акт о лесонарушении. Предполагаемый виновник нарушения – ООО «Новое поле». В ходе рассмотрения данного нарушения установлено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Правдинский район» сформирован и поставлен на государственный земельный кадастр земельный участок с кадастровым номером 39:11:060025:19 площадью 153,6 га с категорией земли сельскохозяйственного назначения, без согласования межевого плана с Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство). Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Правдинский район» проведен открытый аукцион (извещение о проведении торгов № 150812/0190701/01) по продаже указанного земельного участка для сельскохозяйственного производства (лот №1), победителем объявлено ООО «Новое поле». При этом согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В связи с изложенным, а также с целью восстановления нарушенных прав Российской Федерации Агентство просило разобраться в сложившейся ситуации и оказать содействие в урегулировании вопроса.

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу обратился 27.11.2013 с изложенной выше информацией в Прокуратуру Калининградской области (т. 1, л.д. 17).

Заместитель прокурора Калининградской области (место нахождения: 236029, г. Калининград, ул. Горького, 4) (далее - Прокуратура) в интересах Российской Федерации обратился 25.08.2014 в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Правдинский район" (ОГРН 1023902272624; место нахождения: 238400, Калининградская область, г. Правдинск, пл. 50-летия Победы, 1) (далее – Комитет), Обществу с ограниченной ответственностью "Новое поле" (ОГРН 1053915514883; место нахождения: 238411, Калининградская область, Правдинский район, п. Липняки, ул. Совхозная, 26) (далее - ООО «Новое поле», общество), в котором просил:

1. признать недействительными торги в форме аукциона открытого по составу участников и по форме подачи заявок по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 39:11:060025:19, общей площадью 1 536 100 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Бычково, состоявшегося 25.09.2013;

2. признать недействительным (ничтожным) договор от 30.09.2013 № 83 купли-продажи земельного участка на аукционе, заключенный между муниципальным образованием «Правдинский район» в лице Комитета и ООО «Новое поле», земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 536 100 кв.м, с кадастровым номером 39:11:060025:19, расположенного по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Бычково;

3. применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «Новое поле» возвратить земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 536 100 кв.м, с кадастровым номером 39:11:060025:19, расположенный по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Бычково, а Комитет - возвратить ООО «Новое поле» денежные средства в размере 1 897 300 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 26.08.2014 привлечены Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Департамент) и Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области.

Определением суда от 22.10.2014 (с учетом определения об исправлении опечатки от 14.01.2015) в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества в Калининградской области, Управление Федерального казначейства по Калининградской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области, Комитет по финансам и бюджету администрации муниципального образования «Правдинский район» и администрация муниципального образования «Правдинский район».

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.01.2015 исковые требования удовлетворены.

Суд признал недействительными торги в форме аукциона открытого по составу участников и по форме подачи заявок по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 39:11:060025:19, общей площадью 1 536 100 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Бычково, состоявшиеся 25.09.2013; признал недействительным (ничтожным) договор от 30.09.2013 № 83 купли-продажи земельного участка на аукционе, заключенный между муниципальным образованием «Правдинский район» в лице Комитета и ООО «Новое поле», земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 536 100 кв.м, с кадастровым номером 39:11:060025:19, расположенного по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Бычково; применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «Новое поле» возвратить муниципальному образованию «Правдинский район» в лице Комитета земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 536 100 кв.м, с кадастровым номером 39:11:060025:19, расположенный по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Бычково, а муниципальное образование «Правдинский район» в лице Комитета - возвратить ООО «Новое поле» денежные средства в размере 1 897 300 руб.; также взыскал с ООО «Новое поле» в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Комитет обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в иске, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела. По мнению Комитета, суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что согласно имеющимся в деле материалам государственного кадастрового учета, право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 39:11:060025:19 до совершения сделки купли-продажи не было зарегистрировано ни за одним лицом, в связи с чем участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и подпадает под правовой режим, установленный пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Податель жалобы не согласился с оценкой, данной судом первой инстанции акту о дополнительной передаче земель под лесами в лесной фонд и о возврате земельных участков из лесного фонда по результатам уточнений при лесоустройстве в Правдинском районе от 04.11.2002. Комитет также полагал, что при вынесении оспариваемого решения суд пришел к ошибочному выводу об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда.

На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по причине отпуска судьи Н.С. Полубехиной произведена замена в составе судей, рассматривающем дело. В связи с заменой судьи Н.С. Полубехиной на судью Т.А. Кашину судебное разбирательство произведено с самого начала.

В силу части 1 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, в том числе в связи с возможностью утверждения мирового соглашения.

Определением от 25.03.2015 апелляционный суд удовлетворил ходатайство Комитета и третьих лиц (Комитета по финансам и бюджету администрации Правдинского района и администрации муниципального образования "Правдинский район") об отложении судебного разбирательства, предоставив возможность рассмотрения вопроса об урегулировании спора в форме мирового соглашения.

Определением апелляционного суда от 06.05.2015 с учетом доводов Прокуратуры и Комитета о возможности разрешения спора во внесудебном порядке судебное заседание было вновь отложено.

Принимая во внимание принцип законности судебного акта, соблюдение которого невозможно без разумного использования сторонами принадлежащих им процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей, необходимость соблюдения разумных сроков при рассмотрении споров, а также учитывая возможность заключения мирового соглашения на любой стадии арбитражного процесса, апелляционный суд счел возможным рассмотреть спор по существу.

В судебном заседании 03.06.2015 представитель Комитета, также являющийся представителем ООО «Новое поле», доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

Представитель Агентства против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент против ее удовлетворения возразил, занял солидарную с Прокуратурой и Агентством позицию по существу спора, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

Постановлением администрации Правдинского района Калининградской области от 31.03.2000 № 72 «О предоставлении земель Железнодорожному лесхозу для производства сельскохозяйственной продукции» из земель районного фонда перераспределения, прилегающих к государственному лесному фонду в урочище «Песково», изъято 156,11 га южнее пос. Дворкино, предоставленных Железнодорожному лесхозу, в том числе 156,11 га сельхозугодий исключительно для производства товарной сельскохозяйственной продукции, в бессрочное пользование (л.д. 11 т.1).

Между Железнодорожным лесхозом и администрацией Правдинского района Калининградской области подписано соглашение от 31.03.2000 о передаче в бессрочное безвозмездное пользование участка сельскохозяйственных угодий из фонда перераспределения района, примыкающего с западной стороны к кварталу № 96 Железнодорожного лесничества, площадью около 150 га для развития подсобного сельского хозяйства лесхоза и создания кормовой базы для воспроизводства и развития дикой фауны в лесах Правдинского района (л.д. 18 т.1).

Постановлением администрации Правдинского района Калининградской области от 04.12.2002 № 517 согласован акт о дополнительной передаче земель под лесами в лесной фонд и о возврате земельных участков из лесного фонда по результатам уточнений при лесоустройстве в Правдинском районе от 04.11.2002, в соответствии с которым при лесоустройстве 2002 года было проведено обследование лесов и заросших лесом несельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных акционерных обществах, товариществе, колхозе «Заря», фермерских хозяйствах, администрациях сельских округов, пос. Железнодорожный, а также лесов на землях государственного земельного запаса и фонда перераспределения администраций района, по результатам которого в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Железнодорожный лесхоз и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Правдинскому району предложили администрации Правдинского района согласовать передачу в лесной фонд 1265 га земель, в том числе 156 га (155 га сенокосы, 1 га мелиоративных каналов) земель, переданных в лесхоз постановлением администрации Правдинского района от 31.03.2000 № 72, но не учтенных в лесном фонде (абзац 4 пункта 1 акта от 04.11.2002).

Постановлением главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 04.06.2013 № 543 внесены изменения в постановление администрации Правдинского района от 04.12.2002 № 517, которым абзац 1 пункта 1 постановления № 517 дополнен текстом: «за исключением абзаца 4 пункта 1 и абзаца 4 пункта 2 акта о дополнительной передаче земель под лесами в лесной фонд и возврате земельных участков из лесного фонда по результатам уточнения при лесоустройстве 2002 года в Правдинском районе».

Постановлением главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 15.09.2014 № 1100 в постановление администрации муниципального образования «Правдинский район» от 04.06.2013 № 543 внесены изменения, согласно которым пункт 1 постановления, содержащийся в кавычках, дополнен абзацем следующего содержания: «Постановление администрации Правдинского района от 31.03.2000 № 72 «О предоставлении земель Железнодорожному лесхозу для производства сельскохозяйственной продукции считать утратившим силу со дня вступления в силу постановления администрации Правдинского района от 04.12.2002 № 517».

На основании кадастровой выписки о земельном участке от 16.04.2013 № 39/13-ВС-65740 суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 39:11:060025:19 относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: фонд перераспределения земель района, фактическое использование/характеристика деятельности: ФПР района, сведения о регистрации прав отсутствуют.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 26.07.2013 № 738 изменено разрешенное использования земельного участка с кадастровым номером 39:11:060025:19 - фонд перераспределения земель на разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Отделом учета земельных участков филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области выдана 27.08.2013 кадастровая выписка № 39/13-ВС-161463 о земельном участке 39:11:060025:19, в которой указана категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 13.08.2013 №827 принято решение о проведении открытого по составу участников и по форме подачи заявок аукциона по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 39:11:060025:19, общей площадью 1536100кв.м, расположенного в пос. Бычково Правдинского района Калининградской области. Организатором аукциона определен Комитет (т. 1, л.д. 25).

В соответствии с протоколом аукциона по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 25.09.2013 № 1 земельный участок продан ООО «Новое поле» (л.д. 119, т. 1).

Между муниципальным образованием «Правдинский район», представленным Комитетом (продавцом), и ООО «Новое поле» (покупателем) заключен договор от 30.09.2013 № 83 купли-продажи земельного участка на аукционе сельскохозяйственного назначения площадью 1 536 100 кв.м, с кадастровым номером 39:11:060025:19, расположенного в пос. Бычково Правдинского района Калининградской области, по цене 1 897 300 руб. (т. 1, л.д. 26 – 27, 120-121). По передаточному акту от 02.10.2013 указанный земельный участок передан ООО «Новое поле».

Платежными получениями от 01.10.2013 № 1452, от 02.10.2013 № 1465 ООО «Новое поле» перечислило в УФК по Калининградской области оплату по договору купли-продажи земельного участка в общей сумме 1 517 840 руб. При этом 379 460 руб. внесено обществом «Новое поле» согласно ведомости о задатках от 17.09.2013.

Право собственности ООО «Новое поле» на земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 15.10.2013.

Указав, что земельный участок с кадастровым номером 39:11:060025:19 находится в федеральной собственности, распоряжение земельным участком, не относящимся к муниципальной собственности, произведено Комитетом в нарушение положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о признании недействительными торгов в форме аукциона, заключенного по его результатам договора купли-продажи земельного участка, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления.

В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 39:11:060025:19 входит в границы земельного участка с условным кадастровым номером 39:11:000000:0059.

На земли лесного фонда площадью 20 719 га, расположенные в Правдинском районе Калининградской области, условный кадастровый номер 39:11:000000:0059, зарегистрировано 22.06.2006 право собственности Российской Федерации.

Как следует из положений пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, то есть земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства, которые являются доказательствами принадлежности участка к лесному фонду (часть 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

С учетом положений части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно указал, что категория земель лишь фиксируется в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, однако указанные документы сами по себе не определяют категорию земель.

Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определены в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).

Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции обосновано на основании положений статей 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации исходил из того, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации документирования информация о составе земель лесного фонда, лесных участках, о количественных, качественных характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре. Согласно приказу Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Как следует из материалов дела, границы спорного участка установлены по результатам проведения лесоустроительных работ, выполненных филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» в 2002-2003 годах. Информация о спорном земельном участке содержится в государственном лесном реестре.

На основании выписки из лесного реестра от 13.11.2013 суд установил, что спорный земельный участок (за номером 4303) находится в Железнодорожном участковом лесничестве Железнодорожного лесничества, кварталы № 104, 107, 108, 111, 112, 114 и 115, назначение земельного участка – заготовка древесины. В указанных кварталах в соответствии с проектом освоения лесов, договором аренды от 06.07.2010 № 156-з.д. ООО «Балтийская лесная компания» осуществлена посадка лесных культур, о чем составлены полевые карточки № 5, 4, 1, 3 инвентаризации (аттестации) лесных культур и защитных лесных насаждений закладки.

Письмом от 06.02.2015 № 12-01/44 филиалом ФГКУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» представлены документы, подтверждающие установление границ лесного фонда на территории Железнодорожного лесничества в границах кварталов 104, 107, 108, 111, 112, 114, 115 на основании постановления администрации Правдинского района от 04.12.2002 № 517.

С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что решение о продаже земельного участка, в отношении которого уже было проведено лесоустройство, выделены кварталы, и который был включен в лесной реестр под № 4303, принято главой администрации муниципального образования «Правдинский район» в отсутствие к тому законных оснований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы факт нахождения земельного участка в федеральной собственности ответчиками допустимыми доказательствами не опровергнут.

Кроме того, в результате совершения оспариваемой сделки в собственность юридического лица перешли земли лесного фонда, что прямо противоречит части 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал состоявшиеся торги по продаже лесного участка, находящего в федеральной собственности, недействительными, а заключенный по их результатам договор купли-продажи – ничтожным (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Требование о применении последствий недействительности сделки соответствует положениям статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и также обоснованно удовлетворено судом.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Комитета не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 января 2015 года по делу № А21-7320/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Горбик

Судьи

Т.А. Кашина

О.Р. Старовойтова