825/2022-5508(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 22.11.2021), от общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «РЕДАР» директора ФИО2 (решение от 10.02.2020),
рассмотрев 01.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «РЕДАР» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу № А56-115519/2020,
у с т а н о в и л:
Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, Лит. А,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, к обществу с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «РЕДАР», адрес: 195279, Санкт-Петербург, Индустриальный <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), о взыскании в доход муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области 79 937 979 руб. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Иск принят с учетом уточнения в порядке статьи
Решением суда первой инстанции от 07.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Комитета просил оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с заданием председателя Комитета от 29.07.2019 № 1-15-00775-19/З на проведение планового (рейдового) осмотра обследования 02.08.2019 при следовании по маршруту, сотрудником Восточного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета
[A1] (далее – Отдел) проведен осмотр, обследование земельного участка расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение, в районе п. Мурино (промзона), географические координаты участка 60.039928, 30.492904, кадастровый номер земельного участка 47:07:0712018:83.
По результатам осмотра указанного земельного участка установлено следующее.
Проход, проезд на участок осуществляется со стороны Кругового проезда через металлические ворота зеленого цвета. Примерно в 300-х метрах от металлических ворот непосредственно на почве складируются отходы производства и потребления.
Складируемые на почве отходы представляют собой: отходы грунта при проведении земляных работ (код отхода по ФККО 81110000000), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код отхода по ФККО 81290101724), отходы тары деревянной (код отхода по ФККО 40414111524), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код отхода по ФККО 81210101724), тара полиэтиленовая, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код отхода по ФККО 43811102514); отходы резиновой оплетки при разделке кабеля (код отхода по ФККО 74127212204); упаковка из бумаги и/или картона в смеси незагрязненная (код отхода по ФККО 40518911605).
Отходы складируются в виде куч, навалом, объем отходов, по визуальному наблюдению, составляет более 100 куб. м. Площадь захламленного земельного участка, по визуальному наблюдению составляет 400 кв. м. На момент осмотра отходы, складируемые навалом, горели. Площадь горения, по визуальному наблюдению, составляла 80 кв. м.
Согласно выписке филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером 47:07:0712018:83 передан по договору аренды Обществу.
Должностным лицом Комитета определением от 19.08.2019 № 00842-19/Д в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
На основании данного определения осуществлен отбор проб на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:0712018:83, расположенном по указанному адресу. Результаты отбора проб представлены в протоколах исследований пробы отхода.
Согласно заключению от 18.11.2019 № 88-Э-19 класс опасности отобранной пробы отхода был установлен по результатам токсикологических исследований. В качестве тест-объектов использовались ветвистоусый рачок дафния, зеленая водоросль хлорелла.
В соответствии с пунктами 12 - 14 раздела III Критериев отнесения опасных отходов I – IV классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536, исследованная проба отходов: проба № 1 – регистрационный номер 131 относится к IV классу опасности для окружающей среды.
По результатам проведенных исследований установлено, что отобранную пробу (проба № 1 - регистрационный № 131) можно отнести по классификатору ФККО – «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ»,
код ФККО 8 90 000 01 72 4, IV класс опасности.
В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления установлено захламление земель, приведшее к деградации почв и снижению природно-хозяйственной ценности земель в месте захламления, с
[A2] утратой экологических функций почв и их продуцирования (отсутствие устойчивого произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности), вследствие перекрытия почв компонентами отходов (нарушение воздушной и водной проницаемости почв, ограничение поступления света, уплотнение плодородного слоя).
Согласно расчету размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в стоимостной форме в территориальных границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:0712018:83, расположенного по указанному адресу, составил 79 937 979 рублей.
Также в ходе проведения административного расследования в адрес Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация) Комитетом направлено определение от 17.10.2019 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 00842-19/Д.
Как следует из представленного Администрацией копии договора аренды земельного участка от 29.05.2017 № 6333/1.6-08, Администрация предоставила Обществу во временное владение и пользование за плату земельный участок с кадастровым номером 47:07:0712018:83 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение, в районе п. Мурино (промзона), для использования в целях строительства здания сборочного цеха и размещения площадки для складирования металлоконструкций.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, срок аренды земельного участка устанавливается с 01.03.2017 по 28.02.2020.
В соответствии с пунктами 4.4.7, 4.4.8, 4.4.9, 4.4.10 договора, Общество обязуется не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик и экологической обстановки на участке, к порче участка. Не допускать складирование мусора и отходов на участке. Осуществлять вывоз мусора и отходов с Участка. Немедленно извещать арендодателя и соответствующие государственные органы о событии, нанесшем (или грозящем нанести) Участку ущерб и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы и против дальнейшего разрушения или повреждения участка.
По результатам проведенного Комитетом административного расследования в отношении Общества составлен протокол от 28.02.2020 об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Комитетом 11.03.2020 дело об административном правонарушении в отношении Общества рассмотрено, по результатам рассмотрения вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В связи с установленными обстоятельствами Комитетом 02.07.2020 в адрес Общества направлена претензия о добровольном возмещении причиненного почве ущерба в месячный срок с даты получения данного претензионного письма. Данная претензия оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. С ним согласился и суд апелляционной инстанции.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
[A3] В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 77 Закона № 7-ФЗ определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).
Согласно пункту 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Из положений статей 15, 1064 ГК РФ следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Постановление № 49) разъяснено, что при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении
[A4] хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В пункте 6 Постановления № 49 указано, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона № 7-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления № 49, в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона № 7-ФЗ).
Судами двух инстанций установлено, что факт причинения вреда подтверждается актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 02.08.2019, в котором зафиксировано наличии отходов на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0712018:83, который передан Обществу по договору аренды.
Судами установлено, что при осмотре участка произведен отбор проб находящихся на участке отходов, произведены маркшейдерские работы. На схеме маркшейдерской съемки, являющейся приложением к маркшейдерскому отчету от 14.10.2019, нанесена точка с координатами: 60.039928 с.ш.,
В силу вступившего в законную силу решения Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27.10.2020 по делу № 2-3293/2020 Общество обязано организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления с земельного участка с кадастровым номером 47:07:0712018:83, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение, пос. Мурино (промзона) на санкционированный полигон ТБО в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Как указали суды, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления возникло захламление земель, приведшее к деградации почв и снижению природно-хозяйственной ценности земель в месте захламления, с утратой экологических функций почв и их продуцирования (отсутствие устойчивого произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности), вследствие перекрытия почв компонентами отходов (нарушение воздушной и водной проницаемости почв, ограничение поступления света, уплотнение плодородного слоя).
С учетом указанных обстоятельств суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что требование о возмещении ущерба подлежит удовлетворению.
Размер причиненного вреда (с учетом перерасчета), рассчитан Комитетом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как
[A5] объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 и признан судами верным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Приведенные Обществом в кассационной жалобе доводы направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Однако, как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Несогласие Общества с оценкой представленных доказательств и выводами судов по фактическим обстоятельствам дела не является основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу № А56-115519/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «РЕДАР» – без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Кудин
Судьи Е.А. Аникина
В.М. Толкунов