НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 № 13АП-22207/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 сентября 2022 года

Дело № А26-459/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Загараевой Л.П., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Семакиной Т.А.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-их лиц: 1) не явился, извещен

2) Захарова А.В. по доверенности от 18.01.2022

3) не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  АП-22207/2022, 13АП-22210/2022 )  ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», Министерства   обороны РФна решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 01.06.2022 по делу № А26-459/2022 (судья Богданова О.В.), принятое

по иску ИП Каверина С.И. 

к  ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия»

3-и лица:  Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

о взыскании

установил:

индивидуальный предприниматель Каверин Сергей Иванович (далее – истец, предприниматель, ИП Каверин С.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» (далее – ответчик, Учреждение, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия») о взыскании 21 198 руб. 62 коп. компенсации затрат на выплату среднего заработка за период прохождения военного сбора (с учетом уточнений, принятых определением суда от 05.04.2022).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Решением суда от 01.06.2022 исковые требования удовлетворены.

На указанное решение поступило две апелляционные жалобы.

Учреждение в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, прекратить производство по делу. Податель жалобы указывает, что граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями,  не обозначены в правовых актах, устанавливающих порядок компенсации, затрат на выплату среднего заработка за период прохождения военных сборов.

Министерство обороны в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что индивидуальные предпринимателя не относятся к категории граждан, которым представлено право на выплату среднего заработка за период прохождения военных сборов.

В судебном заседании представитель Министерства обороны поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержал доводы апелляционной жалобы Учреждения.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ИП Каверин С.И. в период с 18.08.2021 по 26.08.2021 был призван и проходил 9-дневный военный сбор в войсковой части №63452 в городе Петрозаводске, что подтверждается справкой Военного комиссариата г.Петрозаводска от 26.08.2021 №139.

Истец, считая, что в соответствии с пунктом 7 статьи 1 и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» имеет право на компенсацию расходов по выплате среднего заработка за период прохождения военного сбора в размере 21 298, 62 руб., обратился с соответствующим заявлением от 07.10.2021 к военному комиссару г.Петрозаводска.

Неуплата предпринимателю компенсации, явилась основанием для обращения с настоящим иском в суд о взыскании компенсации в сумме 21 298, 62 руб.

Поскольку истцу выплачена компенсация сумме 100 руб., в связи с чем требования истцом были уменьшены до 21 198, 62 руб.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.

Выслушав представителя Министерства обороны, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Закона N 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о проведении военных сборов.

Согласно подпункту "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

На основании пункта 26 Положения N 333 осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.

Пунктом 8 Положения N 333 установлено, что на военные комиссариаты возлагаются функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.

Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения

Компенсация данных расходов согласно пункту 3 Правил N 704 осуществляется за счет средств федерального бюджета.

На основании абзаца второго пункта 4 Правил N 704 выплата компенсации расходов, указанных в подпункте 5 пункта 2 данных Правил, осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются физическими лицами.

В данном случае законодательством предусмотрена компенсация в соответствии подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, в соответствии с которой компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка за период прохождения военных сборов.

Ссылка Учреждения на ответы Министерства на поступающие в Минтруд России обращения правомерно отклонена судом, поскольку данные ответы не являются нормативными правовыми актами, а содержат мнение специалистов Министерства по вопросам применения тех или иных положений нормативных правовых актов, не являются официальным разъяснением норм права.

Размер компенсации произведен в соответствии с Правилами N 704, Положением N 333 и составил 21 298, 62 руб. 

Таким образом, основываясь на совокупности доказательств, представленных истцом, по результатам их оценки по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 01 июня 2022 года по делу №  А26-459/2022   оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия»,  Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.П. Загараева

 Л.В. Зотеева