НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 № 13АП-3490/2015

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 апреля 2015 года

Дело № А56-47052/2013

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шамовой Г.А.

при участии: 

от истца: Плеханов А.В. по доверенности от 14.01.2015, Колесникова Г.Л. по доверенности от 14.01.2015;

от ответчика: Полуэктов Н.В. по доверенности от 30.12.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-3490/2015 )  ОАО "Ленэнерго" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2014 по делу № А56-47052/2013 (судья Рычагова О.А.), принятое

по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

к ОАО "Ленэнерго"

о взыскании

установил:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области  (197342, Санкт-Петербург, Торжковская улица, дом 4, ОГРН 1077847192609, далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском  о взыскании с отрытого акционерного общества «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1, ОГРН 1027809170300, далее - Общество) 260 524 руб.  ущерба, причиненного в результате нарушения лесного законодательства.

 Решением суда от 17.02.2014 требования истца удовлетворены.
   Постановлением апелляционного суда от 26.08.2014 указанное решение отменено, производство по делу прекращено  на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Постановлением кассационного суда от 25.12.2014 постановление апелляционного суда от 26.08.2014 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

   В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы считает, что истцом не представлено достаточных доказательств нарушения ответчиком требований лесного законодательства и, как следствие, причинения ущерба окружающей среде.

            В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель истца возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществом в адрес Комитета  направлены уведомления от 12.09.2011, от  31.10.2011 о сплошной рубке древесной и кустарниковой растительности в границах  охранных зон ВЛ 35-110 кВ по адресу: Учебно-опытное лесничество, Кудровское лесничество, квартал 45 части выделов 11, 12, 15,16, 18, в квартале 46 части выделов 6, 7, 14, 16, квартале 48 выдел 11.1 и части выделов 13-16,23.   Письмом от 07.11.2011 Комитет сообщил заявителю о необходимости представления материально-денежной оценки лесных насаждений на лесные участки, на которых проведены работы, а также отчета об использовании лесов в соответствии с требованием статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации. В связи с непредставлением указанных документов Обществу отказано в приеме уведомления от 31.10.2011 № ПрЭС/038/11454-24.

Вместе с тем, Комитетом произведен контроль за деятельностью ОАО «Ленэнерго», проводящего работы согласно уведомлению о рубке деревьев на линейных объектах и в его охранных зонах. В результате проверки выявлены нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, об устранении которых  Обществу выдано предписание от 29.06.2012 № 19.

Предписанием Обществу предложено в срок до 20.07.2012 обеспечить обрубку сучьев лежащих у пня деревьев, складирование древесины в границах вырубаемого участка, очистку мест рубок с укладкой порубочных остатков в небольшие кучи для перегнивания на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих стен леса; окорку заготовленной древесины; складирование заготовленной древесины на хранение производить в место, согласованное участковым лесничим. Место складирования должно быть очищено от горючих материалов и окаймлено минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Извещением от 05.07.2012 № 264 Обществу предложено направить представителя для участия 23.07.2012 в осмотре мест рубки.

В указанный срок предписание Обществом не исполнено, для составления акта о лесонарушении представитель Общества не явился, в связи с чем акт осмотра лесного участка составлен лесничим Кудровского участкового лесничества в одностороннем порядке. Предписание об устранении тех же нарушений выдано Обществу 23.07.2012 № 20 – в срок до 14.08.2014, для окончательного осмотра места производства работ 14.08.2012 предложено направить представителя. Общество предупреждено о том, что в случае неустранения нарушений будет возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьями 8.31 и 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

14.08.2012 акт осмотра лесного участка составлен в отсутствие представителя Общества.

Уведомлением от  31.08.2012 № 368 Общество извещено о составлении 10.09.2012 протокола осмотра места совершения административного правонарушения, который и был составлен 10.09.2012 в присутствии понятых и представителя Общества.

Постановлением Комитета от 05.10.2012г. № 4156-12/Д Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 рублей. Обществу выдано представление от 05.10.2012 № 4156-12Д о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения -  в течение месяца со дня получения представления.

29.10.2012 в присутствии представителя Общества инженера Соколова А.В.  составлен акт осмотра лесного участка, в ходе которого установлено, что работы по расчистке мест рубок выполнены не в полном объеме. Кроме того, в акте отражено, что в квартале 49 выдел 25 на протяжении 40 метров выявлена нарушенная производственной деятельностью квартальная просека, использующаяся как дорога противопожарного назначения – просека разбита техникой, вывозящей древесину с места производства работ; поврежден верхний плодородный слой почвы (глубиной 0,4 м); проезд по данной просеке невозможен. При проведении осмотра применялась фотофиксация, материалы которой приложены к акту.

Об устранении выявленных нарушений Обществу выдано предписание от 29.10.2012 № 26.

14.11.2012 лесничим проведен осмотр лесного участка и установлено невыполнение требований предписания от 29.10.2012 № 36. Письмом от 15.11.2012 № 470 Общество уведомлено об обеспечении явки представителя 23.11.2012 для составления акта о лесонарушении, допущенном при производстве работ по устранению недостатков по очистке мест рубок в октябре 2012 года в квартале 49 выдел 25.

23.11.2012 в присутствии понятых произведены замеры площади лесонарушения, фотофиксация, составлен акт от 23.11.2012 о лесонарушении № 03, а также определен размер (260 524 руб.) причиненного Обществом ущерба.

В претензии от 27.11.2012 № 496 Комитет предложил Обществу в срок до 27.12.2012 в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный лесам.

06.05.2013 ЛОГКУ «Ленобллес» вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО «Ленэнерго»  дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.30 КоАП РФ, и проведении административного расследования № 18/5-002. Проведенным в рамках возбужденного дела осмотром территории (протокол от 17.05.2013) с применением средств фотофиксации подтверждены факты повреждения верхнего плодородного слоя почвы (глубиной 0,4 м) техникой, вывозящей древесину с места производства работ.

27.05.2013 составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением от 15.07.2013 № 4534-13/ДЛ Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.30 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 рублей. Обществу вменено приведение объекта лесной инфраструктуры (при производстве работ по устранению недостатков по очистке мест рубок в октябре 2012 года в квартале 49 выдел 25) в частичную негодность, временное выведение его из хозяйственного оборота, приведшее к невозможности его использования в предусмотренных целях..

Поскольку Общество оставило требование о возмещении ущерба без удовлетворения, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, сославшись на их обоснованность, как по праву, так и по размеру.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлены последствия нарушения лесного законодательства в виде возможности привлечения виновного лица к административной, уголовной ответственности (статья 99), а также взыскания вреда, причиненного лесам (статья 100).

Таким образом, положения ЛК РФ прямо устанавливают ответственность за нарушения лесного законодательства в виде ответственности за причинение вреда.

В силу положений статьи 100 ЛК РФ, статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) лица, причинившие вред лесам вследствие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в полном объеме.

При этом согласно пункту 2 статьи 100 ЛК РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

08 мая 2007 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".

На основании части 1 статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Таким образом, по общему правилу лицо, требующее возмещения убытков в судебном порядке, должно доказать суду нарушение своего права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между возникшими убытками и противоправным поведением виновного лица.

         В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

         Согласно части 1 статьи 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Постановление Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007 года "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" устанавливает, что размер взыскания за ущерб в виде самовольного снятия, уничтожения или порчи почв применяется в виде 4 - х кратной наибольшей ставки за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы), что установлено пунктом 5 Приложения N 4 к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007 года.

Как видно из материалов дела, ответчиком нарушено лесное законодательство, что выразилось в самовольном снятии, уничтожении или порче почвы (полное удаление растительного покрова, повреждение верхнего плодородного слоя почвы на глубину 0,3-0,4 м начало процесса изменения водного режима почвы, приводящего в последующем к заболачиванию лесного участка), нахождении транспортных средств и механизмов в защитных лесах вне отведенных мест, их движения вне существующих лесных дорог.

 Факт нарушения ответчиком лесного законодательства, в результате которого лесам причинен ущерб подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно, актом о лесонарушении № 3 от 23.11.2012, актами осмотра лесных участков, протоколом и иными материалами по делу об административном правонарушении № 18/5-002 от 06.05.2013 о привлечении ответчика к административной ответственности по статье 8.30 КоАП РФ.

            Вместе с тем, ответчик отрицает факт лесонарушения,  указывая, что на балансе ОАО «Ленэнерго» отсутствует специальная техника (трактор форвардер), указанная в акте о лесонарушении № 3 от 23.11.2012, в связи с чем он не мог производить работы, приведшие к уничтожению почв. Однако, представленная ответчиком справка об отсутствии специальной техники на балансе ОАО «Ленэнерго»  не может быть признана судом в качестве доказательства, подтверждающего, что выявленное лесонарушение не было совершено ОАО «Ленэнерго», поскольку   работы на лесном участки могли быть проведены ответчиком с привлечением техники подрядных организации.

Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта.

Поскольку факт лесонарушения установлен судом первой инстанции, размер заявленного к возмещению вреда материалами дела подтвержден, исковые требования Комитета обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 17.02.2014 по делу №  А56-47052/2013   оставить без изменения, апелляционную жалобуОткрытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

А.Б. Семенова

 Е.А. Сомова