ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
04 февраля 2021 года | Дело № А56-112057/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: судьи Г.В. Лебедева,
при ведении протокола судебного заседания: А.А. Вардиковой,
при участии:
от истца (заявителя): А.В. Терентьев, доверенность от 17.08.2020;
от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-1139/2021 ) общества с ограниченной ответственностью «МЕБЕЛЬНАЯ БАЗА» на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2020 по делу
№А56-112057/2020 о возвращении заявления, принятое по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «МЕБЕЛЬНАЯ БАЗА» об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
заинтересованное лицо – Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «МЕБЕЛЬНАЯ БАЗА» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 14.09.2020 по делу №1081/2020, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8-6-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70
«Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Определением арбитражного суда от 17.12.2020 заявление возвращено Обществу на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) в связи с подсудностью дела суду общей юрисдикции.
Полагая возврат заявления необоснованным, заявитель обжаловал названное определение в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену вынесенного судебного акта, податель жалобы указывает, что у арбитражного суда не было законных оснований для возвращения заявления, так как спор носит экономический характер, связан с предпринимательской деятельностью, в связи с чем подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В судебном заседании присутствовал представитель заявителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела (часть 3 статьи 156, статьи 266 АПК РФ).
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела постановлением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 14.09.2020 по делу №1081/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8-6-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»,
с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Приведенное постановление оспорено Обществом в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения вопроса принятия заявления к производству арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возврата заявления его подателю, в связи с чем возвратил последнее обжалуемым определением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу и исследовав представленные материалы, не находит оснований для иного вывода.
По правилам пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
При этом, согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Таким образом, из совокупности изложенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям об оспаривании постановлений об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Из материалов дела следует, что обжалуемым постановлением заявителю вменено нарушение требований о запрете (временной приостановке) деятельности объекта розничной торговли с посещением гражданами таких мест, нарушение пункта 2.1.9 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», что квалифицировано административным органом в качестве правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8-6-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее также – Закон №273-70).
Названной нормой установлена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Исходя из указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239
«О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», приостановка (ограничение) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей относится к мерам, установленным в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленным на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Данный вывод также следует из вопроса 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8-6-1 Закона №273-70, выражается в совершении административных правонарушений, посягающих на обязанности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Принимая во внимание изложенное, учитывая названные разъяснения, приведенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8-6-1 Закона №273-70, выражается в совершении деяний, посягающих на обязанности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассмотрение жалобы на постановление административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности относится к подсудности суда общей юрисдикции вне зависимости от оснований оспаривания такого постановления.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что настоящий спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом является правомерным, в связи с чем рассматриваемое заявление было им обоснованно возвращено по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 129 АПК РФ.
Доказательств обращения заявителя в суд общей юрисдикции с рассматриваемым заявлением и прекращения им производства по делу либо возвращения заявления в связи с неподсудностью данного дела суду общей юрисдикции не представлено.
В связи с чем оснований считать, что податель жалобы будет лишен возможности реализации права на судебную защиту при возврате заявления не имеется.
Нарушений судом норм материального либо процессуального права, влекущих отмену обжалуемого определения, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 – 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2020 по делу № А56-112057/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Лебедев