НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 № А33-8281/2023

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 ноября 2023 года

Дело №

А33-8281/2023

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «31» октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен «08» ноября 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,

судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д., без участия представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.07.2023 по делу № А33-8281/2023,

установил:

отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее также – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Сибпромлес» (далее также – общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за периоды: январь 2022 года в размере 500 руб.; март 2022 года в размере 3 000 руб.; 2021 год в размере 1 000 руб.; ноябрь 2021 года в размере 500 руб.; декабрь 2021 года в размере 500 руб.; 2021 год в размере 1 000 руб.; август 2022 года в размере 500 руб.; сентябрь 2022 года в размере 4 000 руб.; июль 2022 года в размере 500 руб.

Решением суда от 06.07.2023 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции изменить, удовлетворить требования о взыскании финансовых санкций на основании решений фонда от 21.09.2022 № 205S19220022817, от 21.09.2022 № 205S19220022815, от 21.09.2022 № 205S19220022816, от 14.09.2022 № 205S19220021646.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправомерность выводов суда первой инстанции относительно отсутствия достаточных оснований для привлечения общества к юридической ответственности.

Страхователем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), явку своих представителей в судебное разбирательство не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Судом апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего рассмотрения дела, к материалам дела приобщены дополнительные документы (отчетная форма СЗВ-ТД в отношении В.А. Борейко с квитанцией о ее регистрации и скриншот журнала приема и учета сведений СЗВ-М за 2021 год) (статьи 159, 268 АПК РФ).

Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В связи с чем, поскольку возражений о необходимости проверки решения суда первой инстанции в полном объеме не поступило, обжалуемое решение проверяется только в обжалуемой части, а именно в части отказа во взыскании финансовых санкций на основании решений от 21.09.2022 № 205S19220022817, от 21.09.2022 № 205S19220022815, от 21.09.2022 № 205S19220022816, от 14.09.2022 № 205S19220021646.

Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, в отношении обжалуемой части решения суда первой инстанции установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за правильностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, фондом были установлены расхождения между отчетами по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2021 год, а именно факт отсутствия в отчете СЗМ-СТАЖ сведений в отношении 2 застрахованных лиц (СНИЛС № 115-231-857 23, № 092-589-596 29).

Страхователю 01.04.2022 по телекоммуникационным каналам связи (далее также – ТКС) было направлено уведомление по расхождениям СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2021 год, которое получено и прочитано обществом 06.04.2022, однако какие-либо уточненные сведения в ответ на уведомление в фонд не были представлены.

По факту непредставления указанных сведений проведена проверка, составлен акт от 04.08.2022 № 205S18220018556 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акт от 04.08.2022 № 205S18220018556 выслан в адрес страхователя почтовым отправлением (заказным письмом) 05.08.2022 и считается врученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Решением фонда от 14.09.2022 № 205S19220021646 установлено непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 2 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ. Общество привлечено к ответственности за непредставлением страхователем в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде санкций в размере 1 000 руб. (2 застрахованных лица x 500 руб.). Решение направлено обществу почтовым отправлением (заказным письмом) 16.09.2022 и считается врученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Требование об уплате финансовой санкции от 11.10.2022 № 205S01220022083 было направлено обществу почтовым отправлением (заказным письмом) 14.10.2022 и считается врученным по истечении шести дней со дня направления.

Срок исполнения требования истек 31.10.2022, сумма штрафа не уплачена.

При осуществлении контроля за правильностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлены расхождения между отчетами по форме СЗВ-М и форме СЗВ-СТАЖ по 2021 году за ноябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС № 095-744-199 13).

Страхователем в представленной отчетной форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год в отношении данного застрахованного лица указан период работы с 11.11.2021 по 23.12.2021, однако в форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года, представленной фонду 15.12.2021, указанное застрахованное лицо отсутствует.

Страхователю 01.04.2022 по ТКС направлено уведомление по расхождениям СЗВ-М за ноябрь 2021 года, СЗВ-СТАЖ за 2021 год, которое получено и прочитано обществом 06.04.2022, однако уточненные сведения не представлены.

По факту непредставления указанных сведений проведена проверка, составлен акт от 16.08.2022 № 205S18220020238 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Акт направлен страхователю по ТКС в электронном виде – 19.08.2022.

Решением от 21.09.2022 № 205S19220022816 установлен факт представления неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М (тип - исходная). Общество привлечено фондом к ответственности за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений в виде санкций в размере 500 руб. (1 x 500 руб.).

Решение направлено обществу по ТКС - 22.09.2022.

Требование об уплате финансовой санкции от 24.10.2022 № 205S01220023850 было направлено обществу почтовым отправлением (заказным письмом) 28.10.2022 и считается врученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Срок исполнения требования истек 14.11.2022, сумма штрафа не уплачена.

При осуществлении контроля за правильностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлены расхождения между отчетами по формам СЗВ-М за декабрь 2021 года и СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС № 095-744-199 13).

Страхователем в представленной отчетной форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год в отношении данного застрахованного лица указан период работы с 11.11.2021 по 23.12.2021, однако в форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2021 года, представленной в фонд 17.01.2022, указанное застрахованное лицо отсутствует.

Страхователю 01.04.2022 по ТКС направлено уведомление по расхождениям СЗВ-М за декабрь 2021 года и СЗВ-СТАЖ за 2021 год, которое было получено и прочитано 06.04.2022, однако уточненные сведения не представлены.

По факту непредставления указанных сведений проведена проверка, составлен акт от 16.08.2022 № 205S18220020265 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Акт направлен страхователю по ТКС в электронном виде – 19.08.2022.

Решением фонда от 21.09.2022 №205S19220022815 установлен факт представления неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М (тип - исходная). Общество привлечено фондом к ответственности за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений в виде санкций в размере 500 руб. (1 x 500 руб.).

Решение направлено обществу по ТКС – 22.09.2022.

Требование об уплате финансовой санкции от 24.10.2022 № 205S01220023849 было направлено обществу почтовым отправлением (заказным письмом) 28.10.2022 и считается врученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Срок исполнения требования истек 14.11.2022, сумма штрафа не уплачена.

При осуществлении контроля за правильностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета фонд установил расхождения между отчетами по формам СЗВ-М за апрель, май и июнь 2021 года и СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 2 застрахованных лиц (СНИЛС № 120-880-405 29, № 074-768-189 14).

Страхователем представлены отчетные формы СЗВ-М с апреля по июнь 2021 года в отношении застрахованного лица (СНИЛС № 120-880-405 29), при этом в форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год, представленной – 01.03.2022, у данного застрахованного лица указан период работы с 26.01.2021 по 05.03.2021, в отношении застрахованного лица (СНИЛС № 074-768-189 14) страхователем представлена форма СЗВ-М за ноябрь 2021 года, при этом в форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год, представленной - 01.03.2022, у данного застрахованного лица указан период работы с 01.01.2021 по 31.10.2021.

Страхователю 01.04.2022 по ТКС направлено уведомление по расхождениям СЗВ-М с апреля 2021 года по июнь 2021 года и СЗВ-СТАЖ за 2021 год, которое было получено и прочитано 06.04.2022, однако уточненные сведения не представлены.

По факту непредставления указанных сведений проведена проверка, составлен акт от 16.08.2022 № 205S18220020229 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Акт направлен страхователю по ТКС в электронном виде – 19.08.2022.

Решением фонда от 21.09.2022 №205S19220022817 установлен факт представления неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 2 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (тип – исходная) за 2021 год. Общество привлечено к ответственности за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений в виде санкций в размере 1 000 руб. (2 x 500 руб.).

Решение направлено страхователю по ТКС - 22.09.2022.

Требование об уплате финансовой санкции от 24.10.2022 № 205S01220023852 было направлено обществу почтовым отправлением (заказным письмом) 28.10.2022 и считается врученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Срок исполнения требования истек 14.11.2022, однако штраф не уплачен.

Ссылаясь на неисполнение страхователем обязательств по уплате финансовых санкций, начисленных решениями от 21.09.2022 № 205S19220022817, от 21.09.2022 № 205S19220022815, от 21.09.2022 № 205S19220022816, от 14.09.2022 № 205S19220021646, фонд обратился в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части решения суда первой инстанции, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) (далее также - Федеральный закон № 27-ФЗ) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; пункты 6 и 7 утратили силу; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как следует из положений пункта 1.5 порядка заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п, форма СЗВ-СТАЖ заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц: работающих по трудовому договору, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг); работающих по договору авторского заказа; авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе на вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Указанной нормой установлено несколько составов правонарушений, влекущих за собой привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, а именно: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ; представление неполных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ; предоставление недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех и части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений – это представление сведений, не соответствующих действительности.

По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отказал фонду в удовлетворении требований в части взыскания финансовых санкций на основании решений от 21.09.2022 № 205S19220022816, № 205S19220022815, № 205S19220022817, от 14.09.2022 № 205S19220021646, ошибочно распределив бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к ответственности.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решениями от 21.09.2022 № 205S19220022816, № 205S19220022815, № 205S19220022817 общество привлечено к ответственности за предоставление им неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 1058п от 23.11.2016 (действовало в спорный период) были утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Приложением № 1 к постановлению № 1058п от 23.11.2016 утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой в акте приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Приложением № 2 к постановлению № 1058п от 23.11.2016 утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой в решении указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.

Таким образом, событие вменяемого правонарушения должно быть описано фондом надлежащим образом, как в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, так и в решении о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вместе с тем, как следует из названных решений и актов, на основании которых были вынесены решения, привлекая страхователя к ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений фонд отдал предпочтение одной из форм сведений (в одном случае приоритет отдан формам СЗВ-М, в двух других случаях приоритет отдан форме СЗВ-СТАЖ). При этом в актах и решениях заявителем не указаны основания, по которым отдано предпочтение одной из форм, анализ документов, позволяющих прийти к выводу о достоверности той или иной формы, фондом не приведен. Следовательно, фонд привлек к ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений без выяснения вопроса о достоверности (недостоверности) форм. Фонд не установил, а также не доказал в суде наличия достаточных оснований для привлечения страхователя к ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений, что исключает возможность взыскания соответствующих финансовых санкций.

Выводы суда апелляционной инстанции в данной части соответствуют правовому подходу, указанному в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.06.2021 № Ф02-2757/2021 по делу № А33-33215/2020.

Более того, ни акты, ни решения не отражают, как именно фонд квалифицирует выявленные нарушения, какие именно нарушения вменяются: представление неполных или представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица, а представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.

Фонд указал, что сведения по форме СЗВ-М за ноябрь и декабрь 2021 года данных о спорных застрахованных лицах не содержат, одновременно с этим привлекая общество к ответственности за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений. Однако для квалификации сведений в качестве неполных или недостоверных сведения должны быть фактически представлены, но быть недостоверными или неполными. Законодатель установил ответственность не за неполноту формы, в которой предоставляются сведения, а за отсутствие каких-либо индивидуальных сведений в отношении застрахованного лица либо недостоверность данных сведений. Следовательно, в отсутствие представленных сведений страхователю не может вменяться нарушение, выразившееся в неполноте или недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В связи с чем, в указанной части фондом не доказано наличия оснований для привлечения страхователя к ответственности и, как следствие, требования о взыскании финансовых санкций с общества не могут быть удовлетворены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно распределил бремя доказывания, отклоняются, поскольку в силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Следовательно, вопреки доводам фонда, бремя доказывания по делу распределено правильно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не должен был отказывать в требованиях до выяснения в судебном процессе вопроса о достоверности той или иной формы отчетности, апелляционным судом отклоняются. Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. В силу статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения выносится фондом. Следовательно, установить наличие правонарушения и подтвердить факт его совершения в суде должен фонд. Суд не наделен полномочиями, на основании представленных доказательств, устранять недостатки допущенные фондом при привлечении страхователя к ответственности, суд не может и не должен выполнять обязанности фонда, вторгаться в компетенцию фонда, самостоятельно устанавливать и квалифицировать правонарушения, привлекать страхователя к ответственности.

Доводы апелляционной жалобы фонда, что он не мог проанализировать первичные документы для проверки достоверности сведений, поскольку такие документы в фонд не предоставляются, апелляционным судом отклоняются, поскольку, как следует из статей 11 и 11.1 Федерального закона № 27-ФЗ, фонд получает как непосредственно от страхователей (пункт 2.4 статьи 11 – сведения о месте работы, сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник, сведения о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), сведения о переводах на другую постоянную работу, сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений, реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений), так и от налоговых органов (пункт 1 статьи 11.1 – сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные и уплаченные суммы страховых взносов, уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок, иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов) большой объем сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, совокупный анализ которых может позволить фонду проверить достоверность сведений, указанных в отчетности.

Фонд ссылается на отсутствие у него первичных документов, необходимых для устранения противоречий между предоставленными страхователем формами, однако из материалов дела и пояснений фонда не следует, что имеющейся у фонда вышеуказанной информации недостаточно для устранения спорных противоречий, что фонд анализировал имеющуюся у него информацию, но этого оказалось недостаточно, фондом не доказано того, что им предпринимались попытки разобраться в спорных противоречиях.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы фонда в части взыскания штрафов на основании спорных решений от 21.09.2022 № 205S19220022816, № 205S19220022815 и № 205S19220022817 отклоняются, обжалуемое решение в части отказа в финансовых санкциях на основании решений от 21.09.2022 № 205S19220022816, № 205S19220022815 и № 205S19220022817 является законным и обоснованным.

В свою очередь, в отношении решения от 14.09.2022 № 205S19220021646 судом апелляционной инстанции установлено, что фонд привлек общество к ответственности за непредставлением страхователем в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.

Основанием для привлечения к ответственности явилось то обстоятельство, что в формах СЗВ-М за период с февраля 2021 года по сентябрь 2021 года отражены сведения о 2 застрахованных лицах (СНИЛС № 115-231-857 23, № 092-589-596 29), однако указанные застрахованные лица не отражены в форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.

При этом из пунктов 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ и разъяснений по порядку заполнения формы СЗВ-СТАЖ следует, что по общему правилу в сведениях по форме СЗВ-М и сведениях по форме СЗВ-СТАЖ отражаются данные индивидуального (персонифицированного) учета в отношении одних и тех же застрахованных лиц. Как следствие этого, сведения о застрахованных лицах и периоде их работы по данным формы СЗВ-СТАЖ и форм СЗВ-М должны совпадать друг с другом. Например, если какое-то заинтересованное лицо отражено в отчетности по форме СЗВ-М, то в форме СЗВ-СТАЖ соответствующее застрахованное лицо также должно быть отражено.

Доказательств, свидетельствующих об ошибочном отражении застрахованных лиц в формах СЗВ-М, страхователь в материалы дела не представил, в ответ на уведомление фонда об устранении нарушений общество не ответило (иного не доказано).

В связи с чем, учитывая системный характер предоставления сведений по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, апелляционный суд приходит к выводу о том, что фонд правомерно привлек страхователя к ответственности за непредставление формы СЗМ-СТАЖ в установленный срок в отношении застрахованных лиц, указанных в отчетах СЗВ-М за период с февраля по сентябрь 2021 года, в виде 1 000 руб. штрафа.

Процедура вынесения решения от 14.09.2022 №205S19220021646, как следует из материалов дела, фондом соблюдена, существенных нарушений при проведении проверки и вынесении решения апелляционным судом не установлено.

Доказательств оплаты штрафных санкций в дело не представлено.

Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Федерального закон № 27-ФЗ в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных положений, обществом в материалы дела также не представлено.

На основании изложенного, требования фонда о взыскании с общества финансовых санкций подлежат удовлетворению в части взыскания с общества 1 000 руб. штрафных санкций по решению от 14.09.2022 № 205S19220021646.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании статьи 270 АПК РФ в части отказа во взыскании суммы штрафных санкций в размере 1 000 руб. с принятием нового судебного акта о взыскании с общества в пользу фонда финансовых санкций в размере 1 000 руб., в остальной обжалуемой части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде первой инстанции составляет сумму 2 000 руб. Государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде апелляционной инстанции составляет 3 000 руб. По правилам статьи 110 АПК РФ, с учетом результата рассмотрения дела, в федеральный бюджет с общества за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 174 руб. (размер государственной пошлины рассчитан с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2021 № 307-ЭС19-24978).

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.07.2023 по делу № А33-8281/2023 отменить в части отказа во взыскании финансовых санкций в размере 1 000 руб., в отмененной части принять по делу новый судебный акт.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибпромлес» в пользу отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю сумму финансовых санкций в размере 1 000 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибпромлес» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 174 руб.

В остальной обжалуемой части решениеАрбитражного суда Красноярского края от 06.07.2023 по делу № А33-8281/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

М.Ю. Барыкин

Судьи:

О.А. Иванцова

Д.В. Юдин