НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 № А33-10961/2022

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 ноября 2023 года

Дело №

А33-10961/2022

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «29» ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен «30» ноября 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Бабенко А.Н.

судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.

при участии: от истца (Муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края») Сабурова И.Я., представителя по доверенности от 12.04.2022, паспорт, диплом;

Сабуровой Т.Ю., представителя по доверенности от 12.04.2022, паспорт, диплом, свидетельства о заключении брака от 05.07.1996, от 28.09.2021;

от ответчика (Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Байкитэнерго»): Арцимович Л.С., представителя по доверенности от 11.02.2023, паспорт, удостоверение адвоката № 2155;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго"
на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «21» сентября 2023года по делу № А33-10961/2022

установил:

муниципальное образование Эвенкийский муниципальный район Красноярского края в лице Муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения» Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному предприятию Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (далее – ответчик, МП ЭМР «Байкитэнерго») о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 6 128 641,90 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 149 201,43 руб.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 06.05.2022 возбуждено производство по делу, к участиюв деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Администрация с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

От истца в материалы дела поступило ходатайство об отказе от иска в части взыскания суммы неосновательного обогащения в размере 6 128 641,90 руб., в связи с добровольной оплатой, а также ходатайство об уточнении исковых требований в соответствии с которым просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 804 402,38 рублей, которое было удовлетворено судом первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.09.2023 принят отказ от иска в части взыскания неосновательного обогащения, производство по иску в данной части в сумме 6 128 641.90 руб. прекращено. Иск удовлетворен. С муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (ИНН 8802000955, ОГРН 1028800003066) в пользу Муниципального образования Эвенкийский муниципальный район Красноярского края в лице Муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения» Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8801012965, ОГРН 1068800000939) взыскано 804 402, 38 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение в части удовлетворения заявленных с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.

От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражения не поступили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно исковому заявлению и материалам дела между муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края» и муниципальным предприятием Эвенкийского муниципального района «Байкитэнерго» заключено соглашение №01-ФСТ о возмещении недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 28.01.2019.

В соответствии с разделом 1 данного соглашения в редакции дополнительного соглашения №01/1-ФСТ от 31.10.2019, предметом соглашения является предоставление исполнителю коммунальных услуг субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее – субсидия) в 2019 году в размере 231 517 846 руб. при условии, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Субсидия в указанном размере получена ответчиком, что подтверждается платежными поручениями №883924 от 29.01.2019 на сумму 193 000 000 руб., №744972 от 22.02.2019 на сумму 34 310 326,76 руб., №422698 от 14.11.2019 на сумму 4 207 519,24 руб.

Также между истцом и ответчиком заключено соглашение №01-КУ о возмещении недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 27.01.2020.

В соответствии с разделом 1 данного соглашения в редакции дополнительного соглашения №01/3-КУ от 17.12.2020, предметом соглашения является предоставление получателю из районного бюджета в 2020 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с возмещением недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги при оказании коммунальных услуг (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя 514, раздел/подраздел 0502, целевая статья 5800075700, вид расходов 811 в рамках муниципальной программы Эвенкийского муниципального района «Реформирование и модернизация энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности Эвенкийского муниципального района», утвержденной Постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 29.11.2019 №531-п; а также в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий): компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг исполнителям коммунальных услуг.

Размер субсидии, предоставляемой в соответствии с соглашением, из районного бюджета составляет 262 329 775 руб., в том числе кредиторская задолженность за 2019 в сумме 2 075 510,00 руб.

Субсидия в указанном размере получена ответчиком, что подтверждается платежными поручениями №319547 от 30.01.2020 на сумму 75 119 106 руб., №565094 от 05.03.2020 на сумму 137 800 543,20 руб., №11733 от 15.05.2020 на сумму 6 014 687,71 руб., №77856 от 16.06.2020 на сумму 2 075 510,00 руб., №341964 от 16.12.2020 на сумму 18 486 196,77 руб., №504251 от 18.12.2020 на сумму 22 833 731,32 руб.

Общая сумма полученной ответчиком субсидии за период 2019-2020 составила 493 847 621 руб.

Как указывает истец, счетной палатой Красноярского края по результатам контрольного мероприятия «Проверка расходования муниципальными образованиями края северной группы районов средств субвенций, предоставляемых из краевого бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению территории топливно-энергетическими ресурсами» на объекте: администрация Эвенкийского муниципального района (далее - Администрация), получатели средств, отраженным в акте от 29.10.2021, установлено нецелевое использование средств субсидии в сумме 6 128 641,90 руб., полученной ответчиком в виде компенсации в связи с применением предельных индексов при расчете платы за коммунальные услуги, поставленные в 2019-2020 в жилые помещения, плательщиком по которым указана Администрация с. Байкит.

Ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено применение предельных индексов при расчете платы за коммунальные услуги юридическим лицам, органам местного самоуправления; применение предельных индексов при расчете Администрации с. Байкит платы за отопление жилых помещений, не сданных внаем гражданам, противоречит действующему законодательству; ответчик необоснованно включил в общий размер компенсации суммы выставленных квитанций, плательщиком по которым является Администрация с. Байкит, в результате допустив использование полученной субсидии нецелевым образом, истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в общем размере 6 128 641,90 руб. в виде использованной нецелевым образом и невозвращенной в бюджет суммы субсидии.

На сумму неосновательного обогащения истцом в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в общем размере с учетом уточнения 804 402,38 руб., в том числе 458 403,38 рублей за период с 18.02.2020 по 30.01.2023, а также 345 999,00 рублей за период с 16.02.2021 по 30.01.2023.

В связи с погашением ответчиком 6 128 641,90 руб. истец в последующем отказался от исковых требований в части взыскания суммы неосновательного обогащения, просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на дату погашения основного долга, в указанном выше размере.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В пункте 1 статьи 395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Размер неосновательного обогащения определен истцом в сумме 6 128 641,90 руб., из расчета: 2 936 285,29 руб. – сумма полученной ответчиком и использованной нецелевым образом субсидии в 2019, 3 192 356,61 руб. – сумма полученной ответчиком и использованной нецелевым образом субсидии в 2020.

Ответчиком заявленная к взысканию сумма в размере 6 128 641,90 руб. оплачена до рассмотрения спора по существу, что подтверждается платежными поручениями №134 от 30.01.2023 на сумму 2 936 285,29 руб., №135 от 30.01.2023 на сумму 3 192 356,61 руб.

Таким образом, с учетом уточнений истец просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму неосновательного обогащения на дату погашения долга, в размере 804 402,38 руб.

Как следует из пояснений ответчика и представленного в материалы дела приказа МП ЭМР «Байкитэнерго» №31 от 27.01.2023 «Об исполнении требования Департамента инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 10.01.2023 №06, от 02.02.2022 №39, от 05.04.2022 №114, от 27.01.2023 №22» перечисление в бюджет Эвенкийского муниципального района денежных средств в размере 6 128 641,90 руб. не свидетельствует о признании ответчиком правомерности требований истца по их возврату.

В целях получения компенсации части платы за коммунальные услуги в 2023 МП ЭМР «Байкитэнерго» было подготовлено заявление о предоставлении субсидии в МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края». Согласно действующему Порядку предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, утвержденному Постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района №23-п от 20.01.2020, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг при соблюдении ряда условий, в том числе у исполнителей коммунальных услуг на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении компенсации между Департаментом и исполнителем коммунальных услуг, должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет Эвенкийского муниципального района субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом Эвенкийского муниципального района, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с настоящим Порядком (подпункт «д» пункта 3.2. Порядка). В случае несоблюдения данного условия предоставление компенсации может быть приостановлено (п. 16 Порядка).

Как указывает ответчик, приостановление выплаты компенсации повлечет несвоевременность возмещения затрат МП ЭМР «Байкитэнерго» на производство и продажу тепловой энергии, что приведет к убыткам предприятия и невозможности продолжать хозяйственную деятельность, в связи с чем, во избежание указанных последствий, в целях скорейшего получения компенсации в 2023 МП ЭМР «Байкитэнерго» возвратило суммы ранее полученных бюджетных средств. При этом позиция ответчика о наличии у него права на получение компенсации и отсутствие с его стороны неосновательного обогащения осталась прежней.

При таких обстоятельствах, с учетом положений статей 395, 1107 ГК РФ для решения вопроса о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму неосновательного обогащения, суд должен установить факт неосновательного обогащения на стороне ответчика в заявленном размере.

Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано на законе, иных правовых актах, сделке.

Исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно абзацу 9 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354) под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам абзацем 10 названной нормы отнесена тепловая энергия.

В свою очередь исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абзацы 7, 15 пункта 2 Правил № 354).

В силу ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ (далее – предельные индексы).

Норма статьи 157.1 ЖК РФ предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов.

В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым и регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).

Согласно п. 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования), к категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся:

а) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению;

б) наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения;

в) наймодатель жилых помещений в наемном доме, управомоченный осуществлять функции наймодателя собственником помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома и осуществляющий управление наемным домом, признаваемый таковым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающий тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.

Согласно п. 5(4) Основ ценообразования определенные в пункте 5(3) настоящего документа категории потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не относятся к категориям (группам) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, за исключением случаев, когда льготные регулируемые тарифы установлены для указанных категорий потребителей законом субъекта Российской Федерации».

Согласно пункту 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Таким образом, вопросы регулирования в области установления льготных тарифов в сфере коммунальных услуг, к которым относится теплоснабжение, и определения категории лиц, для которых устанавливаются льготы, полностью регулируются законами субъектов Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» (далее – Закон № 7-2835) предусмотрен организационно-финансовый механизм предоставления компенсации, который имеет своей целью возмещение части расходов, понесенных ресурсоснабжающей организацией в связи с невнесением гражданами - потребителями коммунальных услуг полной оплаты, обусловленной применением предельного индекса.

В целях реализации вышеуказанного Закона, Правительством Красноярского края принято Постановление от 09.04.2015 № 165–п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» которыми утверждены необходимые порядки, регламентирующие расчет размера компенсаций, условия и процедуру их предоставления. Установлено, что компенсация предоставляется в форме субсидий, соответственно, исполнителям коммунальных услуг и энергоснабжающим организациям.

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 7-2835 предусмотрено, что в случае, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на текущий год в порядке, определенном законодательством (далее в целях настоящего Закона - плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса (далее также - плата с учетом предельного индекса), производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги.

Согласно пункту 2.1 Условий предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п, компенсация предоставляется исполнителям коммунальных услуг при соблюдении следующих условий:

- плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная с применением предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании (далее – предельный индекс), не превышает плату граждан за коммунальные услуги в базовом периоде (декабрь предыдущего года);

- исполнителями коммунальных услуг обеспечивается целевое использование средств компенсации.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Условий предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п, исполнители коммунальных услуг рассчитывают плату граждан за коммунальные услуги с учетом предельного индекса и сумму компенсации. Сумма компенсации указывается исполнителем коммунальных услуг в платежном документе для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее – квитанция) отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по квитанции.

Из пункта 2.1 Постановления Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 26.12.2016 № 774-п «Об утверждении порядка предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, порядка контроля за соблюдением условий предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, а также порядка возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления», получателями компенсации (далее - исполнители коммунальных услуг) являются:

- исполнители коммунальных услуг - ресурсоснабжающие организации, индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги гражданам, которые являются собственниками жилых домов или лицами, зарегистрированными по месту жительства в таких жилых домах в установленном законодательством порядке, либо нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в жилых домах.

Таким образом, на уровне субъекта Федерации Красноярского края и муниципального образования Эвенкийский муниципальный район Красноярского края вышеуказанными нормами установлена компенсация исполнителю коммунальных услуг разницы между платой граждан за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации, и платой граждан за коммунальные услуги, рассчитанной с применением предельного индекса.

Для юридических лиц и органов местного самоуправления, которым является администрация с. Байкит, компенсация не предусмотрена.

Поскольку законодательством не предусмотрено применение предельных индексов при расчете платы за коммунальные услуги юридическим лицам, органам местного самоуправления, то применение предельных индексов при расчете администрации с. Байкит платы за отопление жилых помещений, не сданных в наем гражданам, противоречит действующему законодательству.

Ответчик, в обоснование своей позиции, в том числе, изложенной в апелляционной жалобе, ссылается на правовую позицию изложенную в судебных актах суда первой и апелляционной инстанции по делам № А37-2456/2020, № А37-2784/2016, № А33-10293/2018, № А33-3811/2019.

Указанная ссылка ответчика на указанные судебные акты обосновано не была принята судом первой инстанции во внимание, поскольку указанные судебные акты вынесены по делам, фактические обстоятельства которых отличны от обстоятельств настоящего дела.

Так, в делах № А33-10293/2018, № А33-3811/2019 рассматривался иск не ресурсоснабжающей организации, а управляющей компании. Управляющая компания, имеющая договор с ресурсоснабжающей организации на приобретение коммунальных ресурсов для их поставки в жилые помещения многоквартирного дома, сама не имеет утвержденных тарифов; тарифы были утверждены для ресурсоснабжающей организации, поставляющей теплоэнергию в жилые помещения многоквартирного дома, через управляющую компанию; публично-правовое образование Красноярский край, устанавливая пониженный тариф для населения, берет на себя обязанность по компенсации межтарифной разницы, но в рассматриваемых делах компенсацию получает не ресурсоснабжающая организация, а управляющая компания, которая является исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей и оплатила ресурсоснабжающей организации полный тариф за поставленную через нее теплоэнергию; при этом ресурсоснабжающая организация не имеет информации, кому именно, населению или прочим потребителям выставляется плата.

В настоящем деле управляющая компания отсутствует, ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией и которому утверждены тарифы, самостоятельно выставляет квитанции, разделяя категории потребителей на «население» и «прочие потребители».

Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Таким образом, в Красноярском крае и иных субъектах Российской Федерации в области регулирования льготных тарифов в на тепловую энергию, действуют разные законы, имеющие разные правовые основания для судебных актов, что не позволяет применять выводы судов в отношении теплоснабжающих организаций, действующих на территории Магаданской области.

Доводы заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание вышеуказанную практику являются несостоятельными, поскольку в настоящем деле истец требует возврата уже предоставленных средств субсидии, как неосновательного обогащения, использованных ответчиком нецелевым образом, в то время, как в приводимых ответчиком делах сторона требует возместить убытки, полученные в связи с возникновением межтарифной разницы.

Предмет и основания приводимого дела не совпадают с предметом и основанием настоящего дела.

Ответчик указывает на применение положений статьи 17 ЖК РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 30-П.

Вместе с тем, как обосновано отмечено судом первой инстанции, из пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. При этом, вопросы проживания или временного отсутствия граждан в помещении данной статьей не регулируются.

Статус пустующих помещений как «жилые» истец не оспаривает.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 30-П суд рассматривал вопрос соответствия Конституции Российской Федерации части 1 статьи 157 ЖК РФ. При этом, вопросы заселенности жилых помещений, либо принадлежности жилых помещений гражданам Конституционный Суд не рассматривал, рассмотрение вопроса исходило из обстоятельств, при которых многоквартирный дом, был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что вышеуказанные нормы не применимы к обстоятельствам настоящего дела.

Как отмечалось выше, действующее законодательство на уровне Красноярского края не относит Администрацию с. Байкит к категории, приравненной к населению. Следовательно, применение различных тарифов не нарушает конституционного принципа равенства, поскольку эти субъекты принадлежат к разным категориям.

Для получения компенсации недополученных доходов в виде субсидии необходимо два квалифицирующих признака:

- гражданин, как плательщик коммунальной услуги по льготному тарифу;

- наличие жилого помещения, в котором гражданин потребил коммунальную услугу.

Наличие этих двух признаков одновременно, делает обоснованным компенсацию исполнителю коммунальной услуги межтарифной разницы.

В настоящем деле, присутствует один квалифицирующий признак - «жилое помещение».

Однако, коммунальная услуга не может быть предоставлена «жилому помещению, она предоставляется гражданину, как «субъекту права», владельцу, либо нанимателю «жилого помещения», способному получить, потребить и оплатить полученную услугу.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному к выводу том, что ответчиком неправомерно был применен льготный тариф, установленный для категории «населения», для расчета платы Администрации с. Байкит в 2019 и 2020 за поставленный коммунальный ресурс (теплоэнергия) в незаселенные гражданами жилые помещения находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования село Байкит.

С учетом изложенного, установленных обстоятельств по делу, представленных доказательств, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о наличии стороне ответчика имеется неосновательное обогащение.

В соответствии с расчетом истца, сумма неосновательного обогащения составила 6 128 641,90 руб.

Арифметическая верность расчета ответчиком не оспорена, повторно проверена судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, спорные денежные средства в размере 6 128 641,90 руб. образуют на стороне ответчика неосновательное обогащение и подлежат возврату истцу по правилам статьи 1102 ГК РФ.

Из материалов дела следует, что ответчиком денежные средства в размере 6 128 641,90 руб. возвращены, подтверждается платежными поручениями №134 от 30.01.2023, №135 от 30.01.2023.

Истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 804 402,38 руб. за общий период с 18.02.2020 по 30.01.2023 (с исключением периода моратория), начисленных на сумму неосновательного обогащения.

Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Поскольку факт неосновательного обогащения нашел свое подтверждение в материалах дела, требование истца о взыскании с ответчика процентов является правомерным.

Из пояснений истца следует, что период начисления процентов им установлен с момента, когда ответчик должен был вернуть сумму субсидии в соответствии с п. 4.23. Постановления Администрации Эвенкийского муниципального района от 26.12.2016 №774–п и п. 4.24 постановления Администрации Эвенкийского муниципального района от 20.01.2020 № 23-п, использованную не по целевому назначению.

Соответственно, период начисления по субсидии за 2019 составляет с 18.02.2020 (день, следующий за первым рабочим днем после 16.02.2020) по 30.01.2023, а период начисления по субсидии за 2020 - с 16.02.2021 по 30.01.2023.

С учетом изложенного, оценки имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности, требования истца о взыскании с ответчика процентов в размере 804 402,38 руб. правомерно были признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.

Приводимые ответчиком в жалобе статьи 17, 153, 157,157.1. ЖК РФ определяют статус помещения, относимого к жилым, обязанность и размер платы за потребленный коммунальный ресурс, обязанность субъекта РФ на установление предельного индекса повышения платы граждан за коммунальный ресурс.

Статья 10 Федерального закона « О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ, п.п. 5 (3), 5(4), 54 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», устанавливают обязанность субъекта РФ, при предоставлении льготных тарифов на коммунальные ресурсы населению и приравненных к ним категориям потребителей, компенсировать РСО выпадающие доходы.

Таким образом, выбор кому и как предоставляются льготы для оплаты коммунальных ресурсов, определяет региональное законодательство, в данном случае, законодательство Красноярского края.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «21» сентября2023года по делу №А33-10961/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

М.Ю. Барыкин

Д.В. Юдин