НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 № А33-17109/2023

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 ноября 2023 года

Дело №

А33-17109/2023

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Бутина И.Н.,

рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «26» сентября 2023 года по делу № А33-17109/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – истец, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 235 комбинированного вида» (далее – МБДОУ «Детский сад № 235 комбинированного вида», ответчик) о взыскании 39 140 рублей 92 копеек материального ущерба.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.09.2023 в иске отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе заявитель не согласен с отказом суда на том основании, что на момент выплаты суммы индексации пенсии фонд располагал сведениями о застрахованном лице, не прекратившем осуществление трудовой деятельности у страхователя.

Как пояснил апеллянт, по состоянию на 01.07.2023 в Красноярском крае официально зарегистрировано 162 518 работающих пенсионеров. В связи с таким количеством работающих пенсионеров, отрабатывать каждого пенсионера вручную, отслеживать конкретного пенсионера, перепроверять сданы или не сданы работодателем сведения по форме СЗВ-М, не представляется возможным.

В случае не сдачи сведений по форме СЗВ-М своевременно (что имело место в рассматриваемом случае), запускается автоматический процесс индексирования пенсии, потому что все перерасчеты и выплаты пенсии производятся на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Определением суда от 24.10.2023 апелляционная жалоба принята к производству.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

МБДОУ «Детский сад № 235 комбинированного вида», являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, представляло в фонд сведения о застрахованном лице по формам СЗВ-М в отношении Кузнецовой В.И., являющейся пенсионером.

Согласно решению от 14.12.2020 № 200000149157/В/М о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2021 Кузнецовой В.И. размер страховой пенсии по старости установлен в размере 25 550 рублей 17 копеек, с отметкой о том, что в настоящий момент Кузнецова В.И. работает.

Согласно перечню сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица – Кузнецовой В.И., отчетности по форме СЗВ-М детсада, пояснениям фонда индивидуальные сведения в отношении Кузнецовой В.И. как о работнике представлены страхователем за март 2021 года с нарушением срока установленного статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно – 07.05.2021 в исходной форме (в исходной отчетности за март 2021 года, представленной 05.04.2021, Кузнецова В.И. была указана, но 08.04.2021 страхователь представлен отменяющую форму), за апрель, май, июнь 2021 года – 12.05.2021, 07.06.2021, 01.07.2021.

В связи с отсутствием сведений о трудоустройстве застрахованного лица по состоянию на март 2021 года распоряжением № 230000118094 произведен перерасчет размера пенсии Кузнецовой В.И. до 35 335 рублей 40 копеек.

В соответствии с историей выплат Кузнецовой В.И. перерасчет пенсии с марта по май 2021 года, в т.ч. пенсия за июнь 2021 года в повышенном размере, выплачены ей 24.05.2021.

Согласно протоколу от 15.12.2021 № 202134660964 фонд выявил факт излишней выплаты Кузнецовой В.И. пенсии в размере 39 140 рублей 92 копеек. В протоколе указано, что необоснованная индексация пенсии работающему пенсионеру произведена в связи с несвоевременной/некорректной сдачей страхователем сведений СЗВ-М за март 2021 года – 07.05.2021.

Фонд обращался к страхователю с претензией от 10.01.2022 № ТК-276/4106-22 о возмещении излишне выплаченной индексации пенсии в сумме 39 140 рублей 92 копеек.

Поскольку ответ на претензию не поступил, ссылаясь на несвоевременность представления ответчиком сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за март 2021 года, повлекших необоснованную индексацию и выплату страховой пенсии в повышенном размере за период с 01.03.2021 по 30.06.2021, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции не установил совокупности условий, позволяющих отнести ущерб истца на ответчика, при этом суд исходил из того, чтона момент выплаты суммы индексации пенсии фонд располагал сведениями о застрахованном лице, не прекратившем осуществление трудовой деятельности у страхователя, следовательно, мог избежать осуществления незаконной индексации.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пении), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой к субъекту, совершившему правонарушение, а в предмет доказывания по делам о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие и размер вреда (убытков); причинная связь между действиями (бездействием) ответчиков и возникшим ущербом (убытками); вина ответчика в возникновении убытков.

При этом обязанность по доказыванию совокупности этих обстоятельств возлагается на лицо, требующее взыскание убытков. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушения, т.е. условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.

Обращаясь в суд с исковым заявлением о взыскании ущерба, истец ссылался на несвоевременность представления ответчиком сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за март 2021 года в отношении одного застрахованного лица, являющегося пенсионером, представление формы за указанный период только 07.05.2021, что, по мнению фонда, повлекло необоснованную выплату индексации пенсии на общую сумму 39 140 рублей 92 копеек.

Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Гражданского кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон спора в их совокупности не установил вышеперечисленных условий деликтной ответственности на основании следующего.

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.

В силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть корректировать сведения, предоставляемые в фонд.

Согласно части 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. В силу части 2 указанной статьи пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии. В соответствии с частью 3 данной статьи пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом о страховых пенсиях, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность ежемесячно на основании поступивших/не поступивших в их адрес сведений о застрахованных лицах уточнить факт осуществления или прекращения пенсионерами работы. В случае установления факта осуществления пенсионерами работы основания для выплаты пенсии с учетом индексации отсутствуют.

Согласно части 8 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

Согласно части 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 определения от 29.01.2019 № 105-О, законодатель определил порядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»), предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 данной статьи).

Из изложенного следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Согласно представленным сведениям Кузнецова В.И. являлась работником детского сада.

Как указано истцом, сведения об указанном застрахованном лице были представлены фонду по форме СЗВ-М (исходная) за март 2021 года несвоевременно – 07.05.2021, что привело перерасчету размера пенсии Кузнецовой В.И. до 35 335 рублей 40 копеек.

Вместе с тем, как установлено судом, согласно истории выплат за период с 01.03.2021 по 30.06.2021 сумма индексации была выплачена Кузнецовой В.И. разово - 24.05.2021 (колонка 13 за май 2021 года).

При этом установлено также, что страхователь представил фонду индивидуальные сведения в отношении Кузнецовой В.И. как о работающем у него лице за апрель 2021 года 12.05.2021.

Таким образом, на момент выплаты суммы индексации пенсии (24.05.2021) фонд располагал сведениями о застрахованном лице, не прекратившем осуществление трудовой деятельности у страхователя.

С учетом осведомленности фонда об осуществлении указанным лицом трудовой деятельности в учреждении на момент выплаты пенсии в повышенном размере (24.05.2021), наличии у фонда информации по состоянию на 12.05.2021 о трудоустройстве Кузнецовой В.И., принимая во внимание отсутствии в принятом решении об индексации пенсии даты его принятия, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии причинно - следственной связи между действиями ответчика по непредставлению в установленный срок сведений об указанном застрахованном лице и последствиями в виде выплаты пенсии в повышенном размере, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требований фонда.

Довод апеллянта о невозможности отслеживать каждого конкретного пенсионера, учитывая, что в случае не сдачи сведений по форме СЗВ-М своевременно, запускается автоматический процесс индексирования пенсии, не опровергает вышеизложенные выводы суда.

При достаточной степени заботливости и осмотрительности, которая требуется от фонда по характеру его деятельности, у фонда должны были возникнуть сомнения относительно прекращения застрахованным лицом своей трудовой деятельности, учитывая, что страхователь представил фонду индивидуальные сведения в отношении Кузнецовой В.И. как о работающем у него лице за апрель 2021 года 12.05.2021, и истец мог проверить указанное обстоятельство, например, путем направления в адрес общества соответствующего запроса.

Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривается судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «26» сентября 2023 года по делу № А33-17109/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

И.Н. Бутина