ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
«05» марта 2012 года | Дело № г. Красноярск | А69-1632/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена «27» февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен «05» марта 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.02.2012 № 03/231; ФИО2, представителя по доверенности от 01.02.2012 № 03/230; ФИО3, представителя по доверенности от 20.12.2011 № 2101 (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республике Тыва
от «13» декабря 2011 года по делу № А69-1632/2011, принятое судьей Ханды А.М.,
установил:
Муниципальное учреждение Департамент по социальной политике Мэрии г. Кызыла (далее - заявитель, Департамент по социальной политике, Департамент) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – административный орган, ТУ Росфинадзора в Республике Тыва) о признании недействительным представления от 01.07.2011 №86, в части раздела I (незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием), пункта 1 раздела II (иные нарушения).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13.12.2011 по делу № А69-1632/2011 заявленные требования удовлетворены, раздел I, пункт 1 раздела II представления от 01.07.2011 №86 признаны недействительными
Не согласившись с принятым решением, ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- судом первой инстанции не были учтены фактически произведенные расходы за счет средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансферов, в размере 1,77%, которые подтверждены актами сверки расчетов между УФПС по Республике Тыва – филиала ФГУП «Почта России» и Департаментом по социальной политике за март, апрель 2010 года, платежными поручениями № 4114 от 15.03.2010, № 6189 от 06.04.2010, подтверждающими оплату услуг в размере 1,77%, а не 1,5%;
- Департаментом по социальной политике за проверяемый 2010 год перечислено УФПС по Республике Тыва – филиала ФГУП «Почта России» для оплаты получателям выплат социальной поддержки 43 937 770 рублей 51 копейка, расходы на доставку услуг от перечисленной суммы составляют 65 906 рублей 56 копеек, тогда как Департаментом перечислено 70 010 рублей 99 копеек, то есть на 4104 рубля 43 копейки больше;
- при принятии учетной политики Департаменту по социальной политике, являющемуся муниципальным бюджетным учреждением, следовало руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными актами по бухгалтерскому учету;
- бухгалтерии Департамента следовало произвести записи в журнал операций о корреспонденции счетов о начислении ежемесячной выплаты на всю начисленную сумму всем (без исключения) получателям согласно ведомостям начисления выплат, формируемым Отделом по работе с инвалидами и ветеранами, и являющимся первичными учетными документами;
- по данным бюджетного учета Департамента бухгалтерские проводки на ежемесячно начисленную сумму выплат в полном объеме не даны, начисление выплат отражено частично: на фактически оплаченную через банк и УФПС по Республике Тыва сумму;
- в результате недостоверного отражения операций в течение года в бюджетном учете, Департаментом ежемесячно формировалась недостоверная информация о фактическом наличии кредиторской задолженности, что привело к ежемесячному занижению суммы кредиторской задолженности на общую сумму 45 720 348 рублей 88 копеек за 11 месяцев с января по ноябрь 2010 года включительно.
Муниципальным казенным учреждением Департаментом по социальной политике Мэрии г.Кызыла представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 28.01.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения протокольного определения от 21.02.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя административного органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании удостоверения № 102 от 12.05.2011 ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва в Департаменте проведена проверка соблюдения Республикой Тыва в 2010 году бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета Республики Тыва, заключившей соглашение с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Тыва, в части использования субвенций, предоставленных бюджету муниципального образования в целях финансового обеспечения расходных обязательств Республики Тыва, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Тыва в установленном порядке, на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
По результатам проверки 08.06.2011 составлен акт проверки № 102.
В ходе проверки ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва установлено, что в нарушение пункта 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №861, в соответствии с которым за счет субвенций в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, могут осуществляться расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, Департаментом по социальной политике произведены расходы на оплату услуг по доставке УПФС по Республике Тыва сверх установленного размера на сумму 4104 рубля 43 копейки, что является неправомерным (незаконным) расходованием средств федерального бюджета. Так, по акту сверки за март 2010 года услуги по доставке приняты в сумме 16 448 рублей 01 копейка или 1,77% от суммы выплат 929 266 рублей 29 копеек, тогда как следовало принять, сумму не превышающую 1,5% от суммы выплат или 13 939 рублей (929 266 рублей 29 копеек *1,5%), оплата услуг произведена по платежному поручению №4114 от 15.03.2010 на сумму 1 283 714 рублей 66 копеек с включением услуг по доставке. Также, по акту сверки за апрель 2010 года услуги по доставке приняты в сумме 10 458 рублей 85 копеек или 1,77% от суммы выплат 590 898 рублей 59 копеек, тогда как следовало принять сумму, не превышающую 8863 рубля 43 копейки (590 898 рублей 59 копеек*1,5%), денежные средства перечислены по платежному поручению №6189 от 06.04.2010 на сумму 200 000 рублей. По состоянию на 01.01.2011 задолженности за Департаментом по социальной политике и за УПФС по Республике Тыва не числится.
Кроме того, ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва установлено, что в нарушение пункта 264.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства и в нарушение пункта 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н, в соответствии с которой записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов, а также по истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу, Департаментом по социальной политике записи в Журналы операций по начислению субвенций и Главную книгу вносились не по мере совершения операций, а по факту оплаты ежемесячных денежных выплат через банк и УПФС по Республике Тыва, то есть бухгалтерские проводки по начислению получателям субвенций отражались при фактической их выплате. В результате несвоевременного отражения операций в течение года в бюджетном учете отражена недостоверная информация о начисленных ежемесячных денежных выплатах за счет субвенций из федерального бюджета и о наличии дебиторской или кредиторской задолженности на конец месяца. Так, по данным бюджетного учета Журнала операций №4 соц «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за январь начисление выплат произведено на сумму 1 471 554 рубля 73 копейки (оплата проведена путем зачета предоставленных услуг получателям выплат по отоплению и горячему водоснабжению и дебиторской задолженности ОАО «Кызылская ТЭЦ»), тогда как фактически согласно сводным ведомостям начислено ежемесячной денежной выплаты для оплаты на сумму 3 993 963 рубля 45 копеек, то есть на сумму 2 522 408 рублей 72 копеек бухгалтерская проводка не дана, следовательно, не отражена кредиторская задолженность по состоянию на 01.02.2010 перед получателями выплат на сумму 2 522 408 рублей 72 копейки. Также, за февраль 2010 года бухгалтерская проводка о начисленных и причитающихся к оплате денежных выплатах показана в сумме 3 372 732 рубля 79 копеек, тогда как по сводным ведомостям начислено ежемесячной денежной выплаты для оплаты на сумму 5 398 145 рублей 66 копеек или бухгалтерская проводка на сумму 2 025 412 рублей 87 копеек не отражена в бюджетном учете, следовательно, не отражена кредиторская задолженность по состоянию на 01.03.2010 на сумму 4 557 376 рублей 59 копеек. В марте начисление по данным бюджетного учета отражено на сумму 5 630 143 рубля 17 копеек, тогда как фактически по сводным ведомостям начислено получателям для оплаты на сумму 5 519 432 рубля 75 копеек, не отражена кредиторская задолженность перед получателями на сумму 4 452 894 рубля 97 копеек. В апреле начисление по данным бюджетного учета отражено на сумму 5 311 008 рублей 40 копеек, тогда как фактически по сводным ведомостям начисление выплат произведено на сумму 4 200 156 рублей 34 копейки, не отражена кредиторская задолженность перед получателями на сумму 3 336 424 рубля. В мае начисление по данным бюджетного учета отражено на сумму 1 198 989 рублей 20 копеек, тогда как фактически по сводным ведомостям начислено денежных выплат на сумму 2 804 881 рубль 36 копеек, не отражена кредиторская задолженность перед получателями на сумму 4 893 625 рублей 29 копеек и так далее по всем последующим месяцам. Не отраженные в бюджетном учете - в Журнале операций №4 соц «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Главной книге суммы в последующих месяцах отражены в полном объеме при фактической оплате ежемесячных денежных выплат.
Данное нарушение ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва квалифицировано как нарушение порядка ведения бюджетного учета в результате искажения данных статей и строк форм бухгалтерских учетных регистров, неотражения кредиторской задолженностей перед получателями выплат в течение 2010 года без образования кредиторской задолженности на конец проверяемого периода на сумму 45 720 348 рублей 88 копеек.
Руководителем ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва в адрес учреждения вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 01.07.2011 № 86 с предложением принять меры по недопущению Департаментом в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно разделу I представления от 01.07.2011 № 86 Департамент, в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за счет субвенций на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг оплатил УФПС по Республике Тыва филиала ФГУП «Почта России» услуги по доставке денежных средств сверх установленного размера в 1,5%, то есть при фактически перечисленной сумме в УФПС по Республике Тыва – филиала ФГУП «Почта России» для оплаты получателям 4 393 770 рублей 51 копейка должна быть оплачена сумма 65 906 рублей 56 копеек (1,5%), тогда как фактически Департаментом оплачено 70 010 рублей 99 копеек.
В пункте 1 раздела II оспариваемого представления от 01.07.2011 № 86 указано, что в нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 9 Порядка предоставления (выплаты) мер социальной поддержки отдельным категориям граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 20.04.2010 № 117, пункта 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, искажены данные статей и строк форм бухгалтерских учетных регистров, не отражена кредиторская задолженность перед получателями выплат в течение 2010 года (без образования кредиторской задолженности на конец проверяемого периода).
Департамент, не согласившись с разделом I и пунктом 1 раздела II представления, посчитав их не соответствующими действующему законодательству, нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Проверив полномочия ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии соответствующих полномочий должностного лица ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва на вынесение оспариваемого представления от 01.07.2011 №86.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Пунктами 5.14.3, 5.14.7 этого же Положения определено, что территориальное управление имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н, Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, путем проведения ревизий и проверок.
В соответствии с пунктами 122 и 123 Административного регламента руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета.
Таким образом, территориальное управление при вынесении оспариваемого акта действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации одним из объектов налогообложения названным налогом признаются операции по реализации услуг на территории Российской Федерации независимо от источников их оплаты. При этом пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). В данные перечни услуги по доставке компенсаций и других выплат, оказываемых организациями Федеральной почтовой связи, не включены. Поэтому указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 24.11.2008 № 204 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» оплата услуг почтовой связи определяемыми субъектами Российской Федерации (местными администрациями) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки и (или) компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации могут осуществляться за счет соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861, установлено, что за счет субвенций в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, могут осуществляться, в том числе, расходы по оплате услуг почтовой связи, определяемыми субъектами Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 4 Порядка предоставления (выплаты) мер социальной поддержки отдельным категориям граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 20.04.2010 № 117, установлено, что финансирование расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется в виде субвенций, поступающих за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
В силу пункта 5 Порядка предоставления (выплаты) мер социальной поддержки отдельным категориям граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 20.04.2010 № 117, за счет субвенций в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, осуществляются расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми субъектами Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Следовательно, законодательством Республики Тыва предусмотрено, что оплата услуг почтовой связи по доставке денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета, средства республиканского и местных бюджетов к источникам финансирования этих услуг, включая налог на добавленную стоимость, не отнесены.
Из материалов дела следует, что 29.06.2009 между ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Республики Тыва (исполнитель) и Департаментом (заказчик) был заключен договор об оказании возмездных услуг № 71, предметом которого явилось оказание исполнителем по заданию заказчика гражданам услуги по доставке сумм на оплату за жильё и коммунальные услуги, в соответствии с «Порядком предоставления (выплат) мер социальной поддержки гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг», перечисленных исполнителю заказчиком, путём вручения указанных выплат на дому или в кассе исполнителя (отделения почтовой связи).
Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 договора об оказании возмездных услуг от 29.06.2009 № 71 заказчик оплачивает услуги исполнителя за доставку выплат на дому или в кассе Исполнителя в размере 30% с учётом НДС 18% от выплаченных сумм.
Протоколом разногласий к договору от 29.06.2009 № 71 внесены изменения в подпункт 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 договора в виде следующей формулировки: «За доставку выплат на дому или в кассе исполнителя в размере 1,77%, с учётом НДС от всей суммы денежных средств, предназначенных на выплату ежемесячных денежных выплат».
Таким образом, материалами дела подтверждается осуществление оплаты услуг по доставке выплат на дому или в кассе исполнителя УПФС по Республике Тыва в размере 1,77%.
Пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает исчисление налоговой базы при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) из стоимости товаров (работ, услуг), исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 этого же Кодекса, без включения в них НДС.
На основании пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Из подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 договора следует, что услуги исполнителя за доставку выплат на дому или в кассе исполнителя установлены в размере 1,77% (в том числе НДС) от всей суммы денежных средств, предназначенных на выплату ежемесячных денежных выплат.
Следовательно, без НДС указанный размер услуг составляет 1,5 процента (1,77 / 118 x 100 процентов = 1,5 процента).
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что осуществление Департаментом расчетов за доставку выплат на дому или в кассе исполнителя с УФПС по Республике Тыва, включая уплату налога на добавленную стоимость, положениям действующего законодательства не противоречит. Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал раздел I представления от 01.07.2011 № 86 несоответствующим требованиям действующего законодательства.
В пункте 1 раздела II представления от 01.07.2011 № 86 оспариваемого представления указано, что в нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 9 Порядка предоставления (выплаты) мер социальной поддержки отдельным категориям граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 20.04.2010 № 117, пункта 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, искажены данные статей и строк форм бухгалтерских учетных регистров, не отражена кредиторская задолженность перед получателями выплат в течение 2010 года (без образования кредиторской задолженности на конец проверяемого периода).
Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий (пункт 5 статьи 8).
Согласно пункту 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция № 148н), записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
Проверкой установлено, что Департаментом по социальной политике записи в Журнал операций по начислению субвенций и Главную книгу вносились не по мере совершения операций, а по факту оплаты ежемесячных денежных выплат через банк и УФПС по Республике Тыва, то есть бухгалтерские проводки по начислению получателям субвенций отражались при фактической их выплате, что не оспаривается Департаментом.
Довод Департамента о том, что в соответствии с Инструкцией № 148н Департаментом разработана учетная политика, согласно которой все первичные документы составляются по учетной политике Департамента непосредственно после ее окончания, то есть после факта оплаты отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежит отклонению, поскольку разработанная Департаментом учетная политика, предусматривающая отражение операций после факта оплаты, противоречит действующему законодательству.
Учитывая положения пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении Департаментом порядка ведения бюджетного учета.
Таким образом, пункт 1 раздела II представления от 01.07.2011 № 86 соответствует действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 1 раздела II представления от 01.07.2011 № 86 отменить.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от «13» декабря 2011 года по делу № А69-1632/2011 отменить в части удовлетворения требования о признании недействительным пункта 1 раздела II представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва № 86 от 01.07.2011. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | Е.В. Севастьянова |
Судьи: | Г.Н. Борисов |
Л.А. Дунаева |